» » Изменения в налоговом законодательстве в 2016 году
на правах рекламы

Изменения в налоговом законодательстве в 2016 году

Автор: admin от 2-01-2013, 10:09
КОММЕНТАРИИ
к Налоговому кодексу Республики Беларусь на 2016 год
30 декабря 2015 г. Глава государства подписал Закон Республики Беларусь № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон).

В нормативном документе аккумулированы, в частности, корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) на 2016 год. Закон вступил в силу с 1 января 2016 г.

Эксперты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь подготовили обзоры наиболее существенных изменений в порядке исчисления и уплаты налоговых платежей, налоговом администрировании. Представляем вам эти обзоры, структурированные по видам платежей и наиболее важным аспектам изменений, произошедших в системе налогообложения.
   

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

С 2016 г. в НК нормативно закреплены применявшиеся ранее на практике подходы в налогообложении НДС операций по передаче ссудодателем имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю:    определены

объект налогообложения, операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС, порядок определения налоговой базы НДС и момента фактической реализации. Изменения в налогообложении коснулись сумм возмещения расходов по содержанию имущества и (или) иных работ (услуг), связанных с имуществом, которые осуществляются (выполняются, оказываются) непосредственно ссудодателем, в рамках договоров, по которым обязанность возмещения ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию) предусмотрена Президентом Республики Беларусь.

Так, пункт 1 статьи 93 НК дополнен подпунктом 1.1.13, определяющим, что обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю признаются объектом налогообложения.

Одновременно подпунктом 2.21 пункта 2 статьи 93 НК определены исключения, когда обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование не признаются объектом налого-
НАЛОГИ БЕЛАРУСИ, № 2 (386), 15 января 2016 г.
   

19

НАЛОГИ БЕЛАРУСИ, № 2 (386), 15 января 2016 г.
19

обложения. Это обороты по передаче, при которой:

■    не производится возмещение ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества, затраты на коммунальные услуги, включая теплоснабжение, электроснабжение);

■    обязанность возмещения ссудодателю расходов, указанных выше, предусмотрена. При этом для таких операций, когда обязанность возмещения расходов предусмотрена Президентом Республики Беларусь, определено, что в не признаваемый объектом налогообложения НДС оборот включаются подлежащие возмещению ссудодателю суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость, а также суммы возмещений ссудодателю стоимости приобретенных им работ (услуг) по содержанию имущества и (или) иных приобретенных им работ (услуг), связанных с имуществом.

Пунктом 7 статьи 98 НК установлено, что налоговая база при передаче ссудодателем имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю определяется как:

□    подлежащие возмещению ссудодателю суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость (если обязанность их возмещения ссудодателю не предусмотрена Президентом Республики Беларусь);

□    подлежащая возмещению ссудодателю стоимость расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (за исключением расходов, указанных выше), в том числе соответствующих расходов по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию, за исключением стоимости приобретенных ссудодателем работ (услуг), связанных с имуществом.

С 2016 г. облагаются НДС в общеустановленном порядке суммы возмещения расходов по содержанию имущества и (или) иных работ (услуг), связанных с имуществом, которые осуществляются (выполняются, оказываются) непосредственно ссудодателем, в рамках договоров, по которым обязанность возмещения соответствующих расходов предусмотрена Президентом Республики Беларусь.

С 2016 г. в НК реализованы положения, связанные с оптимизацией налоговых льгот по НДС.

В частности, из состава операций, освобождаемых от НДС, исключены обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

❖    сжиженного газа физическим лицам для коммунально-бытового потребления и топливоснабжающим организациям для продажи физическим лицам (подп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК);

❖    транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров производителями — резидентами Республики Беларусь в целях дальнейшей передачи указанных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, а также лизингодателем лизингополучателю по договорам финансовой аренды (лизинга) (подп. 1.27 п. 1 ст. 94 НК).

Положения пункта 1 статьи 94 НК дополнены подпунктом 1.52, согласно которому освобождаются от НДС обороты по реализации лизингодателями операций по передаче предназначенных для проживания физических лиц квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов в качестве предмета лизинга лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим возврат предмета лизинга по
20

завершении предусмотренного договором финансовой аренды (лизинга) срока временного владения и пользования предметом лизинга.

Частью шестой пункта 21 статьи 107 НК предоставлено право обособленным подразделениям юридического лица при передаче объектов в пределах одного юридического лица осуществлять исчисление НДС.

При передаче в пределах одного юридического лица объектов собственного производства (продукции собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами) на момент передачи неизвестна их фактическая стоимость, в связи с чем передача осуществляется по планово-расчетной цене, а впоследствии эта планово-расчетная цена доводится до фактической стоимости.

Порядок корректировки налоговой базы для таких случаев нашел отражение в пункте 25 статьи 98 НК.

С 1 января 2016 г. днем оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями (их обособленными подразделениями), по их выбору признается либо день передачи путевки, либо последний день срока действия путевки (данные нормы применялись и ранее), либо последний день отчетного периода, в котором начато действие путевки (в части дней ее действия, приходящихся на этот отчетный период), и последний день срока действия путевки (в части дней действия путевки, приходящихся на отчетный период, в котором прекращается ее действие).

С 1 января 2016 г. изменен порядок признания дня оказания инжиниринговых услуг. Так, если ранее днем оказания данных услуг признавался последний день месяца оказания услуг, а в случае неподписания заказчиком актов оказанных услуг за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, — день подписания заказчиком актов оказанных услуг, то с 1 января 2016 г. порядок признания дня оказания инжиниринговых услуг осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями пункта 1 статьи 100 НК.

В силу разнообразия заключаемых договоров аренды на практике зачастую возникали вопросы, связанные с определением момента сдачи имущества в аренду, в тех случаях, когда было невозможно четко определить, к какому конкретному периоду относится тот либо иной арендный платеж.

В этих целях положения пункта 11 статьи 100 НК дополнены нормой, согласно которой в случае если договором аренды не установлен конкретный период, к которому относится арендная плата, то моментом сдачи объекта в аренду признается последний день каждого месяца в течение установленного договором срока аренды и день завершения срока аренды, приходящийся на последний месяц установленного договором срока аренды (если срок аренды завершается не в последний день последнего месяца срока аренды).

В рамках работы по совершенствованию порядка предоставления налоговых вычетов по НДС в статье 107 НК:

^ законодательно закреплена возможность принятия покупателем к вычету суммы НДС на основании кассового чека при приобретении товаров по розничным ценам (п. 5 ст. 107 НК);

^ закреплен механизм определения налоговых вычетов по НДС, приходящихся на обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащих вычету в пределах исчисленной суммы НДС (п.15, п. 24 ст. 107 НК);

^ введено ограничение налоговых вычетов в отношении сумм НДС по товарам (за исключением основных средств, нематериальных активов) в случае их порчи, утраты, за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие) и в связи с недостачей в пределах норм естественной убыли (подп.19.15 п.19 ст. 107 НК); ^ установлено, что принятие к вычету в порядке, как по приобретенным основным средствам, сумм НДС по расходам, понесенным до начала строительства, возможно толь-

ко с даты начала строительства (п. 4 ст. 107 НК).

С 1 июля 2016 г. вводится механизм обращения электронных счетов-фактур по НДС. НК дополнен соответствующей статьей 1061 «Электронный счет-фактура». При этом определено, что в случае невозможности выставления, направления, получения электронных счетов-фактур в соответствии с требованиями статьи 1061 в связи с недоступностью Портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов Портала, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом, со сбоем в работе программного обеспечения (баз данных), используемого для обращения электронных счетов-фактур, а также в иных аналогичных случаях плательщики при исчислении НДС и осуществлении налоговых вычетов по НДС применяют положения пунктов 3, 4, 6, 7, 8 и 9 статьи 105 и пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14 и 17 статьи 107 НК.


Внереализационные доходы и внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль начиная с 2016 г. определяются с учетом трансфертного ценообразования.

Скорректирован перечень внереализационных доходов и внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.

Так, перечень внереализационных доходов / расходов дополнен:

+ суммами уменьшения кредиторской задолженности (увеличения дебиторской задолженности) / увеличения кредиторской задолженности (уменьшения дебиторской задолженности) при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении;

+ доходами / расходами от продажи банкам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов;

+ суммами производимой в установленном порядке дооценки / уценки товаров в розничной торговле и общественном питании до цен на вновь поступивший товар;

+ суммами арендной платы, подлежащей уплате арендодателю — физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в случаях наличия непогашенной задолженности по арендной плате по истечении 12 календарных месяцев с момента возникновения такой задолженности / суммами арендной платы, фактически уплаченной (зачтенной путем проведения зачета взаимных требований) в пользу физического лица — арендодателя, в том числе индивидуального предпринимателя, и ранее отнесенной в состав внереализационных доходов.

С 1 января 2016 г. при исчислении налога на прибыль по аналогии с доходами и расходами от аренды имущества в составе внереализационных доходов и расходов учитываются доходы и расходы, связанные со сдачей имущества в иное возмездное или безвозмездное пользование, за исключением передачи имущества в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь. Доходы и расходы, связанные с передачей имущества в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь и не относящиеся к работам (услугам), выполненным (оказанным) ссудодателем собственными силами, при налогообложении прибыли не учитываются.

Изменения коснулись учета при исчислении налога на прибыль курсовых разниц. Так, курсовые разницы, возникающие у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженных в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи не подлежат включению начиная с 2016 г. в состав внереализационных доходов и внереа-
22

лизационных расходов. Также с 2016 г. при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов не учитываются курсовые разницы, возникающие при пересчете в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь, выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, и поименованных в статье 131 НК.

С 2016 г. в НК введена норма об ограничении по учету в составе внереализационных расходов неустоек (штрафов, пеней), сумм, подлежащих уплате в результате применения иных мер ответственности, за нарушение договорных обязательств, касающееся инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь.

Новое ограничение введено по применению инвестиционного вычета. С 2016 г. инвестиционный вычет не применяется по основным средствам, первоначальная стоимость которых сформирована (полностью или частично) за счет безвозмездно принятых затрат, произведенных при создании объектов.

Изменился состав затрат, не учитываемых при налогообложении, установленный статьей 131 НК.

В частности, с 2016 г. в состав затрат, учитываемых при налогообложении, не включаются:

❖    единовременная выплата (материальная помощь, пособие) на оздоровление;

❖    вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета).

С 2016 г. согласно подпункту 1.71 пункта 1 статьи 131 НК расходы на питание, организацию досуга, отдыха, в том числе при проведении рекламных акций, конференций, семинаров, переговоров, учебы и других аналогичных мероприятий, не формируют затраты, учитываемые при налогообложении, за исключением случаев, когда такие расходы:

О относятся к представительским расходам;

О связаны с обеспечением питанием отдельных категорий физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

О включены в стоимость мероприятий, указанных в части первой подпункта 1.71 пункта 1 статьи 131 НК, и оплачиваются их участниками.

Внесены изменения в порядок учета при исчислении налога на прибыль расходов по контролируемым видам задолженности. В частности, установлено, что такие расходы не учитываются при налогообложении в случае, если величина собственного капитала отрицательна или равна нулю. Перечень контролируемых видов задолженности расширен за счет включения посреднических услуг, услуг по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь.

Термины, используемые в статье 138 НК, приведены в соответствие с законодательством о ценных бумагах. На законодательном уровне закреплена методика налогообложения операций эмитентов с жилищными облигациями собственной эмиссии.

Изменения коснулись и льготируемой прибыли. Так, расширена сфера применения льготы по налогу на прибыль, установленной подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 140 НК, за счет включения в перечень получателей безвозмездной спонсорской помощи, при оказании помощи которым возможно применение указанной льготы, новых получателей:

*    Международный благотворительный фонд помощи детям «Шанс»;

*    Международное общественное объединение «Понимание»;

*    Белорусское республиканское общественное объединение инвалидов «Реабилитация».

С 1 января 2016 г. отменены льготы по налогу на прибыль:

S в отношении прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства;

S в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса.

С 2016 г. исключена пониженная ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники.

В механизм переноса убытков на будущее внесены изменения, в соответствии с которыми установлен запрет на применение механизма переноса убытков в период проведения налоговым органом проверки, а также в отношении убытков, не заявленных плательщиком до начала проверки (за исключением камеральной), в том числе установленных и (или) скорректированных в сторону увеличения во время проверки.

Изменения коснулись и сроков представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и уплаты налога на прибыль за истекший налоговый период. Срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль начиная с отчетности за 2015 г. — не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, а срок уплаты налога — не позднее 22 марта года, следующего за отчетным.

В главу 14 «Налог на прибыль» также внесены редакционные корректировки, направленные на систематизацию и улучшение ее положений.

АЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Глава 17 НК дополнена нормами, определяющими особенности уплаты налога на недвижимость по одноквартирным жилым домам или квартирам в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга:

■ плательщиком налога на недвижимость по таким объектам выступает лизингополучатель (т.е. физическое лицо);

■    предусмотрен порядок пересчета ор-ганизацией-лизингодателем исчисленной суммы налога на недвижимость:

□    при передаче в течение налогового периода предмета лизинга лизингополучателю;

□    при расторжении договора лизинга, не завершившегося выкупом предмета лизинга;

□    при внесении в договор лизинга изменений, исключающих условие выкупа предмета лизинга;

■    установлена обязанность лизингодателей о направлении в 30-дневный срок в налоговый орган по месту постановки на учет информации о заключении, расторжении или изменении такого договора.

Уточнен объект налогообложения налогом на недвижимость.

Так, с 1 января 2016 г. не признаются объектами налогообложения налогом на недвижимость у организаций капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по правилам, установленным в отношении находящихся на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы).

Отменены некоторые льготы по налогу на недвижимость либо уточнена (ограничена) сфера их применения:

❖    отменена льгота, предусматривающая освобождение от налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям) придорожного сервиса;

❖    ограничена льгота, установленная подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК, по впервые введенным в действие капитальным строениям (зданиям, сооружениям) организаций в части объектов, при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства;

❖    уточнена налоговая льгота в отношении объектов социально-культурного назначения и жилищного фонда. Так, освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), их части:

•    государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);

•    классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения;

•    включенные в реестр физкультурноспортивных сооружений;

•    организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Льгота по налогу на недвижимость, действовавшая ранее в отношении объектов туризма, отменена;

❖    льгота по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) научных организаций, научно-технологических парков продлена до 1 января 2020 г.

При этом под научной организацией понимается организация, прошедшая в установленном законодательством порядке аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки.

Основной вид деятельности определяется в порядке,установленном законодательством, в целях сбора и представления статистических данных.

Изменен порядок налогообложения неиспользуемых, неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений):

О установлен запрет на применение льгот, установленных НК, в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, признаваемых неиспользуемыми или неэффективно используемыми, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (далее — перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества);

О в статью 188 НК внесены корректировки, согласно которым областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать ставки налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, до десяти раз.

Соответствующие решения об увеличении ставки налога на недвижимость применяются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором они приняты.

Вместе с тем статьей 4 Закона предусмотрено, что по решениям, принятым в 2016 г., увеличенные ставки налога на недвижимость применяются с 1 января 2016 г.;

О перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, в который включаются капитальные строения (здания, сооружения), в отношении которых применяются повышенные ставки налога на недвижимость, будет пополняться объектами недвижимости по мере их выявления в течение года (ранее такой перечень формировался один раз на начало календарного года). Соответственно и пересчет налога на недвижимость в отношении вновь включенных в соответствующий перечень объектов будет производиться в течение года — с квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение, дополняющее перечень.

Статья 190 НК изложена в новой редакции, положениями которой внесены некоторые изменения в порядок включения налога на недвижимость в затраты, учитываемые при налогообложении.

Так, не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, суммы налога на недвижимость:

S исчисленные по объектам сверхнормативного незавершенного строительства;

S исчисленные по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;

S возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь.

Бюджетные организации включают суммы налога на недвижимость в состав внереализационных расходов.


ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Внесены изменения и дополнения в перечень льгот, установленных по земельному налогу:

+ введен ряд новых льгот:

•    в отношении земельных участков, занятых трамвайными путями, а также земельных участков, предоставленных организациям на период реконструкции трамвайных путей;

•    в отношении земельных участков, предоставленных организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска;

+ льгота, установленная подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 194 НК, сохранена в отношении земельных участков организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета; земельных участков организаций, получающих субсидии из бюджета, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений; земельных участков организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также земельных участков санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленных им в пользование для осуществления уставной деятельности. Данная льгота в отношении земельных участков, выделенных для осуществления туристической деятельности, с 1 января 2016 г. не применяется;

+ льгота по земельным участкам научных организаций, научно-технологических парков продлевается до 1 января 2020 г.

При этом под научной организацией понимается организация, прошедшая в установленном законодательством порядке аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки.

Основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством, в целях сбора и представления статистических данных;

+ подпункт 1.21 пункта 1 статьи 194 НК, устанавливающий льготу в отношении
26

земельных участков, занятых объектами и установками по использованию возобновляемых источников энергии, приведен в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». Одновременно предусмотренное данным подпунктом освобождение по земельному налогу уточнено в отношении земельных участков, занятых водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также в отношении земельных участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) гидроэлектростанций.

С 2016 г. глава 18 НК дополнена нормами, устанавливающими методики определения части площади земельного участка:

❖    приходящейся на соответствующее функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога;

❖    занятой объектом сверхнормативного незавершенного строительства;

❖    занятой объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами;

❖    если на одном земельном участке расположены здания, введенные в эксплуатацию, и возводимые здания.

В статью 195 НК включена норма о том, что налоговая база земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), а также в иных случаях, определенных законодательством, определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

С 1 января 2016 г. областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать ставки земельного налога до 10 раз в отношении земельных участков (части земельного участка), занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества.

Налогообложение таких земельных участков производится с учетом следующих особенностей:

■    льготы, установленные статьей 194 НК, на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, в том числе на части таких земельных участков, не распространяются;

■    исчисление земельного налога по повышенной ставке начинается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение областного (Минского городского) Совета депутатов. Вместе с тем статьей 4 Закона предусмотрено, что по решениям, принятым в 2016 г., увеличенные ставки налога на недвижимость применяются с 1 января 2016 г.

В случае дополнения перечня неиспользуемого или неэффективно используемого имущества новыми объектами земельный налог за земельные участки, включенные в данный перечень, исчисляется по повышенной ставке начиная со следующего квартала, в котором принято решение, дополняющее этот перечень.

При исключении из перечня земельного участка, занятого капитальными строениями (зданиями, сооружениями), включенными в перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, исчисление земельного налога по повышенной ставке прекращается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение об исключении земельного участка из соответствующего перечня;

■ установлена методика определения части земельного участка, приходящейся на неиспользуемое (неэффективно используемое) капитальное строение (здание, сооружение), в случае, если на земельном участке, помимо данного капитального строения, расположены и иные объекты, а также в случае, если неиспользуемой (неэффективно используемой) признана часть капитального строения.

Внесены изменения в части учета сумм земельного налога для целей налогообложения.

Так, бюджетными организациями в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест суммы земельного налога для целей налогообложения включаются в состав внереализационных расходов.

Не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога:

□    возмещаемые плательщикам в соответствии с пунктом 10 статьи 202 НК;

□    исчисленные за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10;

□    исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2;

□    возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь;

□    исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями.

Ставки, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.

Ставка земельного налога за земельные участки, предоставленные для размещения рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры, установлена в размере 0,7 % кадастровой стоимости земельных участков.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Из объектов налогообложения экологическим налогом исключен ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки экологического налога проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.


НАЛОГ ЗА ДОБЫЧУ (ИЗЪЯТИЕ) ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.

НАЛОГ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН)

Общие условия применения УСН

Организации, применяющие УСН, доходы от продажи банкам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов, определяемые в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой приобретения, облагают в 2016 г. налогом на прибыль. Следует отметить, что в 2015 г. вся сумма выручки от осуществления таких операций облагалась налогом при УСН.

С 1 января 2016 г. критерий общей площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, при превы-
28

шении которого субъекты хозяйствования, применяющие УСН, признаются плательщиками налога на недвижимость, снижен с 1 500 кв. м до 1 000 кв. м.

С 1 января 2016 г. установлен запрет на применение УСН в отношении:

❖    субъектов хозяйствования, оказывающих услуги, связанные с размещением на интернет-сайте информации о продаже товаров и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на такой интернет-магазин;

❖    организаций, осуществляющих торговлю через интернет-магазин.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. не вправе применять УСН унитарные предприятия, имущество которых находится в государственной собственности, а также коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат государству. Этот запрет не будет распространяться на унитарные предприятия республиканских государственно-общественных объединений (далее — унитарные предприятия РГОО). При этом унитарные предприятия РГОО вправе перейти с 1 января 2016 г. на УСН при соблюдении критериев за 9 месяцев 2015 г., установленных пунктом 1 статьи 286 НК, и при представлении уведомления о таком переходе в налоговый орган не позднее 30 января 2016 г.

Налоговая база налога при УСН

С 1 января 2016 г. определено, что при выполнении проектных и строительных работ в налоговую базу налога при УСН включается вся стоимость проектных и строительных работ, в том числе выполненных третьими лицами. В 2015 г. стоимость указанных работ, выполненных субподрядчиками, в налоговую базу налога при УСН у подрядчика, заключившего договор с заказчиком (застройщиком, инженером), не включалась.

Пункт 2 статьи 288 НК дополнен положениями, которые носят уточняющий характер, но при этом прямо определяют порядок включения в налоговую базу налога при УСН у ссудодателя расходов, возмещаемых ему ссудополучателем при передаче имущества в безвозмездное пользование. В частности, при передаче имущества в безвозмездное пользование у ссудодателя:

^ в налоговую базу налога при УСН не включаются суммы возмещаемых расходов, возникающих в связи с приобретением ссудодателем коммунальных услуг и других услуг по содержанию и эксплуатации такого имущества, а также расходы, обязанность возмещения которых предусмотрена Президентом Республики Беларусь;

^ в налоговую базу налога при УСН включаются иные расходы (т.е. за исключением указанных выше). В частности, это касается расходов ссудодателя, которые он обязан нести самостоятельно (земельный налог, налог на недвижимость, амортизационные отчисления), если обязанность их возмещения не предусмотрена Президентом Республики Беларусь.

В 2016 г. положениями пункта 2 статьи 288 НК определено, что при сдаче организациями в наем жилых помещений сумма платы за пользование жилым помещением и возмещаемых расходов, не включенных в состав такой платы, включаются в выручку от реализации для целей определения налоговой базы налога при УСН.

В пункт 2 статьи 288 НК включена норма, устанавливающая, что внереализационные доходы в виде суммы арендной платы, причитающейся к уплате физическому лицу-арендодателю и являющейся непогашенной задолженностью по истечении 12 месяцев с момента ее возникновения (подп. 3.1914 п. 3 ст. 128 НК), не включаются в налоговую базу налога при УСН в составе внереализационных доходов, если вышеуказанная сумма арендной платы не учитывалась в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль.

Ставки налога при УСН

С 1 января 2016 г. в отношении доходов в виде сумм безвозмездно полученных денежных средств, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав устанавливается ставка налога при УСН в размере 16 %.

Отменена ставка налога при УСН в размере 3 %, применяемая до 1 января 2016 г. организациями, являющимися плательщиками налога при УСН без уплаты налога на добавленную стоимость, в отношении выручки от реализации ими в розничной торговле приобретенных товаров.

Ведение учета при применении УСН

Организации, перешедшие с 1 января 2016 г. на применение УСН, вправе вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — книга учета доходов и расходов), только при условии соблюдения у них за 2015 г. критериев средней численности работников и (или) валовой выручки, установленных пунктом 1 статьи 291 НК для ведения учета в данной книге (15 человек и 4,1 млрд. бел. руб. соответственно).

Это позволит установить равные условия для возможности ведения учета в книге учета доходов и расходов для организаций, применявших в 2015 г. и продолжающих применять в 2016 г. УСН, по сравнению с организациями, перешедшими с 1 января 2016 г. на УСН с общего порядка налогообложения (с иного особого режима налогообложения).

ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬХОЗНАЛОГ)

Общие условия применения единого сельхозналога

Организации, являющиеся плательщиками единого сельхозналога, доходы от продажи банкам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов, определяемые в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой приобретения, облагают в 2016 г. налогом на прибыль. Следует отметить, что в 2015 г. вся сумма выручки от осуществления таких операций облагалась единым сельхозналогом.

Налоговая база единого сельхозналога

Пункт 2 статьи 304 НК дополнен положениями, которые носят уточняющий характер, но при этом прямо определяют порядок включения в налоговую базу единого сельхозналога у ссудодателя расходов, возмещаемых ему ссудополучателем при передаче имущества в безвозмездное пользование. В частности, при передаче имущества в безвозмездное пользование у ссудодателя:

О в налоговую базу единого сельхозналога не включаются суммы возмещаемых расходов, возникающих в связи с приобретением ссудодателем коммунальных услуг и других услуг по содержанию и эксплуатации такого имущества, а также расходы, обязанность возмещения которых предусмотрена Президентом Республики Беларусь;

О в налоговую базу единого сельхозналога включаются иные расходы (т.е. за исключением указанных выше). В частности, это касается расходов ссудодателя, которые он обязан нести самостоятельно (земельный налог, налог на недвижимость, амортизационные отчисления), если обязанность их возмещения не предусмотрена Президентом Республики Беларусь.

В 2016 г. положениями пункта 2 статьи 304 НК определено, что при сдаче организациями в наем жилых помещений сумма платы за пользование жилым помещением и возмещаемых расходов, не включенных в состав такой платы, включаются в выручку от реализации для целей определения налоговой базы единого сельхозналога.

В пункт 2 статьи 304 НК включена норма, устанавливающая, что внереализационные доходы в виде суммы арендной платы, причитающейся к уплате физическому лицу-арендодателю и являющейся непогашенной задолженностью по истечении 12 месяцев с момента ее возникновения (подп. 3.1914 п. 3 ст. 128 НК), не включаются в налоговую базу единого сельхозналога в составе внереализационных доходов, если вышеуказанная сумма арендной платы не учитывалась в составе затрат (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль.

Главное управление методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с действующей с 1 января 2016 г. редакцией статьи 301 НК контроль применения трансфертного ценообразования будет осуществляться по следующим сделкам, совершаемым в 2016 г.:

^ с недвижимым имуществом (по реализации или приобретению), в том числе посредством жилищных облигаций, долевого строительства;

^ внешнеторговым:

S когда сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов:

■    с взаимозависимым лицом;

■    с лицом, место нахождения (место жительства) которого находится в государстве (на территории), определенном в качестве оффшорной зоны (Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон», с изменениями и дополнениями);

■    с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны, совершенной при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций и не участвует в данной сделке никакими активами;

S если в течение налогового периода сумма цены сделок с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов):

•    по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь;

•    по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков;

^ совершенным на территории Республики Беларусь, когда сумма сделок в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов, с взаимозависимым лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц)), которое имеет право не исчислять и не уплачивать (освобождено от налога) налог на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

В пункте 7 статьи 301 НК изложены принципы определения сопоставимости сделок.

С 2016 г. в рамках статьи 301 НК предусмотрены следующие способы контроля, применяемые налоговыми органами:

© камеральная проверка, в ходе которой с учетом информации, которой располагает по анализируемой и сопоставимым сделкам налоговый орган, и пояснений, полученных от плательщика, в случае выявления отклонений от рыночных цен плательщику будет направлено уведомление о самостоятельной корректировке налоговой базы по налогу на прибыль;

® проведение проверки, за исключением камеральной.

В целях осуществления контроля применения трансфертных цен плательщик должен уведомлять налоговый орган обо всех совершенных им в налоговом периоде сделках, подлежащих контролю в рамках статьи 301 НК, путем отражения сведений о них в электронном счете-фактуре (сведения вносятся в счет-фактуру независимо от суммы цены сделок и наличия на дату заполнения счета-фактуры сведений об отклонении примененных им цен от рыночных цен) и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Если у налогового органа в ходе проверки данных о сделке, в том числе отраженной в электронном счете-фактуре, возникнут обоснованные сомнения в отношении применения плательщиком рыночных цен:

□    у плательщика запрашивается экономическое обоснование примененной цены;

□    у плательщика, совершившего крупную сделку, запрашивается документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены по совершенным крупным сделкам, отнесенным к таковым исходя из критериев, определенных в пункте 1 статьи 301 НК.

Документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены, составляется плательщиками, совершившими крупную сделку, независимо от того, имеется ли факт отклонения примененных плательщиком цен от рыночных цен и получения запроса (требования) налогового органа.

Экономическое обоснование примененной цены составляется плательщиком только при получении уведомления (требования) налогового органа.

Сведения, которые могут содержаться в документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной плательщиком цены, определены в пункте 9 статьи 301 НК.

В дополнение к действовавшим до 1 января 2016 г. методам, используемым налоговыми органами при контроле трансфертного ценообразования (метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности), с 2016 г. вводится метод распределения прибыли, который будет использоваться в случае невозможности использования предыдущих методов.

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки (сделок), полученной ими совокупной прибыли с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

Суть метода состоит в определении и наделении каждого участника анализируемой


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕРЕЗИДЕНТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Пункт 9 статьи 139 НК изложен в новой редакции. В нем конкретизированы требования к аудиторскому заключению аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, которым должны быть подтверждены затраты, понесенные иностранной организацией за пределами Республики Беларусь для целей ее постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь, а также определен порядок пересчета зарубежных затрат в белорусские рубли.

В статье 146 НК изложены в новой редакции наименования объектов налогообложения, указанных в подпунктах 1.12.6 и 1.14 пункта 1 статьи 146 НК, что обусловлено приведением терминологии редакции указанного подпункта в соответствие с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, который введен в действие с 1 января 2016 г.

Внесены изменения и дополнения в пункт 4 статьи 146 НК: подпункт 4.3 части первой пункта 4 статьи 146 НК с 1 января 2016 г. изложен в новой редакции; подпунктом 4.4 части первой пункта 4 статьи 146 НК установлено на 2016 г. освобождение от налога на доходы доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами таких доходов, по кредитам, займам иным, чем указанные в подпунктах 4.1-4.3 части первой пункта 4 статьи 146 НК. Введенная льгота касается иностранных организаций и применяется при условиях, что их постоянное местонахождение подтверждается сведениями международного справочника The Bankers Almanac и эти иностранные организации не находятся в оффшорных зонах.

Уточнен порядок определения налоговой базы налога на доходы: при предоставлении иностранной организацией недвижимого имущества в лизинг, аренду (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК дополнен ч. 2); при отчуждении, погашении ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь (абз. 4 подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК изложен в новой редакции).

Частью третьей пункта 4 статьи 150 НК установлен срок, в течение которого налоговый орган обязан сообщить налоговому агенту в случае отзыва подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, — не позднее рабочего дня, следующего за днем такого отзыва.

Статья 151 НК изложена в новой редакции. В ней раскрывается понятие фактического владельца дохода. Это понятие используется в отношении некоторых видов доходов (как правило, дивидендов, процентов, роялти) и является условием применения в отношении них налоговых преференций. Кроме того, с 1 января 2016 г. положения статьи 151 НК расширяют право налогового агента на получение от иностранной организации подтверждения того, что она является фактическим владельцем дохода.

Управление международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ лиц (ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ)

Статья 1601 НК дополнена положением, согласно которому расходы, произведенные вверителем и (или) выгодоприобретателем в рамках договора доверительного управления денежными средствами в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения физическим лицом доходов по такому договору.

Кроме того, с целью упрощения порядка исчисления сумм подоходного налога по доходам, полученным по договорам доверительного управления денежными средствами, с 1 января 2016 г. не учитывается убыток, полученный при прекращении срока действия таких договоров.

Ряд положений статьи 163 НК, касающихся доходов, освобождаемых от подоходного налога, претерпел изменения.

Так, подпункт 1.3 пункта 1 статьи 163 НК дополнен положением о том, что оплата произведенных работником расходов по проезду на автомобиле-такси облагается подоходным налогом. Обращаем внимание, что такой подход применялся и до 2016 г., однако требовал дополнительных разъяснений со стороны Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

С целью сохранения единых подходов по вопросу освобождения от подоходного налога доходов доноров, в том числе в виде сохранения среднего заработка при сдаче крови и ее компонентов на безвозмездной основе, в подпункт 1.4 пункта 1 статьи 163 НК внесены редакционные правки.

Упрощен порядок освобождения от подоходного налога доходов, получаемых физическими лицами от реализации акций белорусских организаций. Так, исключено условие о том, что предусмотренная подпунктом 1.241 пункта 1 статьи 163 НК льгота применяется только в отношении доходов, полученных от реализации акций, приобретенных в ходе их первичного размещения. С 2016 г. освобождаются от подоходного налога доходы, полученные от реализации любых акций белорусских организаций, приобретенных как в ходе их первичного размещения, так и на вторичном рынке, только при безусловном выполнении следующих условий: реализуемые акции должны принадлежать физическому лицу не менее трех лет с даты их приобретения и быть реализованы лицу, не являющемуся эмитентом данных акций.

Подпункт 1.40 пункта 1 статьи 163 НК дополнен положением, согласно которому освобождаются от подоходного налога доходы, полученные за работу в составе студенческих отрядов, сформированных в порядке, установленном законодательством, и осуществляющих свою деятельность не только на территории Республики Беларусь, но и на территории государств — участников Содружества Независимых Государств.

Подпунктом 1.48 пункта 1 статьи 163 НК ограничено предоставление льготы по подоходному налогу по доходам, полученным за работу в день проведения республиканского субботника, суммой, фактически перечисленной работником в фонд такого субботника.

Проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога определенные доходы граждан:

О стоимость детских путевок в санаторно-курортные и оздоровительные

организации Республики Беларусь — с 5 540 000 до 6 280 000 руб. (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК);

О не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, получаемые от:

•    организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), — с 13 190 000 до 14 940 000 руб.;

•    организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы, — с 870 000 до 990 000 руб. (подп. 1.19 п. 1 ст 163 НК);

О оплата за физическое лицо организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимися для такого лица местом основной работы, страховых услуг, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, — с 16 000 000 до 18 130 000 руб. в течение календарного года (подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);

О безвозмездная (спонсорская) помощь, получаемая инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиро-тами и детьми, оставшимися без попечения родителей, — с 87 255 000 до 98 860 000 руб. в течение календарного года (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК);

О не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, — с 2 635 000 до 2 990 000 руб. в течение календарного года (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК).

Также проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам в соответствии со статьей 164 НК.

Стандартный налоговый вычет, предоставляемый работнику по месту основной работы, увеличен с 730 000 до 830 000 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 5 010 000 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).

Стандартный налоговый вычет на детей до восемнадцати лет и (или) иждивенцев увеличен с 210 000 до 240 000 руб. в месяц, а также для отдельной категории граждан с 410 000 до 460 000 руб. в месяц (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 164 НК, для отдельных категорий граждан увеличен с 1 030 000 до 1 170 000 руб. в месяц.

В целях обеспечения равных условий получения гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имущественного налогового вычета на строительство жилья из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 166 НК исключена норма, предусматривавшая возможность получения лицами, отказавшимися от внутренней отделки построенного с привлечением застройщика (подрядчика) жилья, вычета на сумму отказных работ при самостоятельном проведении таких работ по окончании строительства жилья. С 2016 г. имущественный налоговый вычет предоставляется в пределах окончательной стоимости строительства жилья, предусмотренной договором с учетом внесенных в него изменений или дополнений.

Пункт 4 статьи 167 НК дополнен порядком пересчета расходов, понесенных физическими лицами в иностранной валюте на приобретение имущества, доходы от возмездного отчуждения которого подлежат налогообложению подоходным налогом. Так, расходы, связанные с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением и произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов от возмездного отчуждения имущества.

С 2016 г. отменена льгота по подоходному налогу в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных гражданами от организаторов азартных игр (казино, букмекерских контор, залов игровых автоматов, тотализаторов) (подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК).

Признание объектом налогообложения подоходным налогом как выигрышей, так и возвращенных несыгравших ставок обусловлено тем, что на данном этапе отсутствует техническая возможность разделения и учета, а также контроля уполномоченными государственными органами, какой вид выплаты — выигрыш или возвращенная несыгравшая ставка — осуществляется организатором азартных игр при организации и проведении разрешенных в республике азартных игр. Более того, для деятельности по содержанию казино ведение такого учета невозможно ввиду специфики игр в карты, цилиндрической игры (рулетка).

Налогообложение доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) производится по ставке в размере 4 % без применения вычетов и льгот по подоходному налогу (п. 5 ст. 173 НК).

Для упрощения порядка уплаты подоходного налога с выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) для организаторов азартных игр — налоговых агентов предусматривается иной срок перечисления в бюджет сумм подоходного налога, удержанного ими с выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), а именно не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выплачены такие доходы (п. 9 ст. 175 НК).

С целью установления единых подходов как с белорусскими, так и иностранными гражданами организаторы азартных игр освобождены от обязанности представления в налоговые органы сведений о доходах, выплаченных иностранным гражданам, которые в дальнейшем направляются в налоговые органы соответствующих иностранных государств (п. 11 ст. 175 НК).

Статьей 172 НК установлен порядок определения даты фактического получения физическими лицами доходов, от которого в дальнейшем зависит в том числе применение налоговых льгот. С целью размещения норм, закрепляющих порядок определения даты фактического получения дохода, в одной статье часть положений (подп. 3.1-3.4 п. 3) статьи 175 НК перенесены в пункт 12 статьи 172 НК.

Кроме того, пункт 1 статьи 172 НК дополнен следующими положениями:

О подпунктом 1.121 — определяющим дату получения дохода при невозврате физическим лицом налоговому агенту в установленный срок денежных средств, полученных под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, и (или) на иные расходы, за исключением случаев представления таким плательщиком авансового отчета об израсходованных суммах.

В рассматриваемой ситуации датой получения дохода является первый день месяца, следующего за месяцем, в котором истек установленный законодательством срок для принятия налоговым агентом распоряжения об удержании сумм задолженности в погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса;

О подпунктом 1.14
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.