Главный раздражающий фактор » Могилевский портал
Авторизация
 

Главный раздражающий фактор

Главный раздражающий фактор

Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин в своей статье «Буква и дух Конституции», опубликованной 9 октября в «Российской газете» назвал главным источником напряженности в российском обществе — несправедливость. По его наблюдениям, многочисленные жалобы в Конституционный суд, как правило, являются следствием нерешенных социально-экономических проблем, включая недостаточную защиту социальных прав граждан. Об этом же, пишет Зорькин, говорят и социологические исследования, по данным которых, в народе крайне остро воспринимается любое проявление социальной несправедливости.
По его мнению, пенсионная реформа, затрагивающая в первую очередь малоимущие семьи, остро воспринимается в обществе как несправедливая.
«Социальное напряжение, порождаемое чувством несправедливости, усугубляется естественной усталостью населения от трех десятилетий реформ, а также беспрецедентным (и добавлю — неправовым, т. е. противоречащим нормам международного права) экономическим, и прежде всего санкционным, давлением на Россию со стороны США и Западной Европы», — пишет председатель Конституционного суда.
Зорькин также приводит экономические показатели, согласно которым 17-кратное отношение доходов 10% самых богатых россиян к 10% самых бедных является одним из самых высоких в мире, а также то, что 20 млн граждан России официально находятся за порогом бедности, среди которых большая часть это семьи с детьми — лишь довершают тревожную картину.При всём уважении к Зорькину, в числе прочего - герою сопротивления ельцинизму в 1993 году, позволим себе не согласится с утверждением о несправедливости, как о главном источнике напряжения. Главный источник напряжения - иррациональность всего происходящего, сюрреализм и кафкианский характер нашей жизни. Справедливость же является важной, но вторичной и производной величиной от рациональности мыслительной деятельности человека. Где нет разума, там не может быть и справедливости. Ведь что она такое? Сопоставление действительности с неким умозрительным идеалом, эталонной для человека ситуацией. Несправедливость - это несоответствие реалий умозрительным идеалам, которые должны быть чёткими, ясными, недвусмысленно осознаваемыми и выражаемыми.Это потеряно. Потерян тот умозрительный идеал, который ещё называют "идеологией" или "символом веры", от которого ведётся оценка реальной действительности. Подавляющее большинство деградировавшей массы вообще не имеет представления - как это: "жить правильно".
А раз так, то...
Иррациональный человек любое собственное неудобство считает «несправедливостью», потому что он сам для себя мера всех вещей. И потому высшая справедливость для него – это его высшее удобство, достигнутое любой для окружающих ценой (потому что другие вообще не важны).
Поэтому и вся борьба, включая уличную, сводится к тому, чтобы отнять блага у чужого клана и передать их своему клану. "Справедливо" будет тогда, когда нам станет удобно, а все прочие будут в кандалах и у нас на посылках...
Поскольку человек потребительской массы, растленной бытовым либерализмом (зачастую не осознаваемым как либерализм) - одержим собственным и групповым эгоизмом, он оказывается бессилен противостоять чужому групповому и личному эгоизму. Ведь нет проекта, который указал бы каждому его место, и наметил бы поступательное, необратимое движение к лучшей жизни для всех.
Вместо такого "образа правды" - суррогат, эрзац-проект личного продвижения на всех волнах, которые раскачивают современность. Идёт борьба кланов за лидирующие места, все прочие места - во мгле и тумане. Они не нужны ни победившему, ни проигравшему клану. +++Хотите справедливости - восстановите сперва рациональность. Выйдите из сумрачного состояния сознания, пронизанного агрессивным звериным перераспределительством. Нельзя начать движение к лучшей жизни до тех пор, пока не сформулируешь Образ лучшей жизни. Вначале нужно создать проект - а средства будут найдены потом.У нас же получается - "ищем то, не знаем что". Если у нас нет Образа Будущего, к которому осуществляется переход, то не может быть и ясных общих понятий о справедливости. "Справедливостью" каждый сегодня считает собственный успех, а "несправедливостью" - чужой успех. В такой ситуации представления людей о справедливости - диаметрально противоположны. Нет Дела - нет и оценки делателей: кто полезен Делу, кто вреден...+++Другая истина в том, что на пути потребительских страстей ни коллективного разума, ни обобщённой справедливости выработать нельзя. Снова и снова потребительское общество будет воспроизводить схему "тебе-не мне, мне - не тебе", согласно русской поговорке "рыба сыта рыбой, а человек человеком" и английской "человек человеку волк".Нужно понять, что в структуре человеческой цивилизации от самого её начала существуют центростремительная и центробежная силы. Центробежная разбрасывает людей друг от друга, разделяет их и противопоставляет друг другу, разрушая общество, как целостность. Центростремительная (там, где она имеется) - наоборот, даёт многим одно дело и соединяет непримиримых в примирившееся общество с единой целью.
Существует человек, как Знание.
И существует человек, как Потребность.
Это не просто два разных человека в одном теле. Это противоположные по мотивации люди в одном теле.Человек, как Знание, никого не обирает. Наоборот, со всеми делится. От того, что вы прочитаете книгу Аристотеля – Аристотель ведь не станет беднее. Он давно уж помер, но даже если бы был жив, делясь с вами своими знаниями, он ничего своего не теряет. И даже наоборот: он вам что-то рассказал, вы ему. Получается прибавление без отнимания. Знания размножаются делением, и это величайший парадокс, лежащий в основе цивилизации. Чем больше знаний ты отдаёшь людям – тем больше их у тебя, и больше их вообще. Человек, как Потребность исходит из той безусловной формулы, что «моё не твоё, твоё – не моё». Здесь ситуация с делёжкой знаниями (от которой знания только растут) – не прокатывает. Извините, но любые материальные ценности от делёжки уменьшаются. И если вы отдали половину яблока, то целого яблока у вас уже нет.

Человек, как Потребность противостоит Человеку, как Знанию. Человек, как Потребность – главный враг цивилизации. Он пытается утилизировать и сожрать всё то, что Человек, как Знание создал. Часто это сожительствует в одном и том же человеческом теле.

Сожительство выражается в том, что по отношению к одним (уважаемым) человек – донор, а по отношению к другим (презираемым) – он же вампир. Он может преклонятся перед итальянским музыкантом и он же погубит своего, крепостного, талантливого музыканта[1].Что это за парадокс? Он – в конфликте Человека-Знания и Человека-Потребности живущих в одной психологии, в одном теле. Если человек отдаст всего себя – то он просто погибнет, физически умрёт, ибо тело имеет потребности, которые не обсуждаются. Человек-Знание отдаёт, делится всем, что имеет, а Человек-Потребность забирает, отнимает, попросту грабит и других людей и мир вокруг себя. Ибо биосфера выстроена на пожирании и поглощении, а ноосфера – на созидании и благодеяниях. Человек Живущий – это упырь, грызущий всех соседей, насколько зубы позволят. Если сапожник берёт меньше князя – это не потому, что сапожник менее алчен, а лишь потому, что у сапожника руки короче. А Человек Думающий – бесплотная душа, не нуждающаяся в пище, и умножающая всё своё путём раздачи его другим.
Если кто-то другой, Иван Петров или Пётр Иванов, изучает астрономию - то как это может помешать моим знаниям по астрономии? Наоборот! Встретившись с другим любителем астрономии мы можем духовно обогатить друг друга путём деления. Он скажет то, чего я не знал, а я то, что он не знал. В итоге мы поделились мыслями - и оба узнали больше, чем до встречи.
Ничего подобного нельзя сделать, например, с квартирой. Или деньгами. Любое материальное благо при делении сокращается, убывает. И если человек-Знание создаёт общество, то человек-Потребность разрушает всякое единство. И весь вопрос - кто победит?Справедливость - это понятие идеального мира, незнакомое и чуждое материальному миру. Иррациональность хватательного и поглотительного инстинкта заключена уже в самом определении термина "инстинкт" - как доразумного и неосмысленного стремления.
- Хочу - а зачем хочу, не знаю. Мне, если подумать, совсем не нужно и излишне то, чего я хочу. Но я не хочу думать - хочу хотеть...
Это и есть инстинкт, главный конкурент рационального сознания в голове и в поведении человека.

Мы настолько ангелы, насколько мы мыслители, и мы настолько упыри, насколько мы потребители.

Нельзя устранить несправедливость, не устранив сперва уродливой антиморали потребительского общества с его приоритетом материальных ценностей (а значит, приоритетом асоциальной центробежной силы). Подавите инстинкты рациональным началом проектного подхода - и, как следствие, возникнет объективное понятие о справедливости, справедливости для всех, а не только для отдельного обделённого, желающего занять палачье место собственных палачей.Иного нет. И быть не может.
[1] Таков сюжет душераздирающего рассказа Г.Сенкевича «Янко-музыкант».

Экономика и Мы
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +145
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

   Доставка цветов в Могилеве

Погода Могилев

Комментируйте в соцсетях
В Контакте  Живой журнал  Однокласники 
Facebook  Telegram  Googl+ 
Последние комментарии

Надо расстрелять нескольких насильников и желающих больше не будет.

Доработанная окончательная версия «Решения парадоксов» ВЕТВЬ /противоречивых суждений/ развёртывается при не
Мировые новости
ЦИК Армении подвел итоги парламентских выборов: победил блок Пашиняна
По официальным данным, в первых в истории этой страны досрочных выборах оучаствовали 1,26 миллиона ...

Тауелсиздик - Лукашенко поздравил Назарбаева с национальным праздником
Казахстан в воскресенье отмечает 27-летие своей независимости. Это единственный праздник, который в ...

Этап КМ в Хохфильцене: две эстафеты, новый скандал и болезнь поцелуев
На этапе Кубка мира в Австрии в воскресенье пройдут две эстафетные гонки, но на старт выйдут не все.

Протесты выходного дня: Франция пока так и не поняла, что происходит
Акции протестов "желтых жилетов" продолжились в субботу во Франции, но прошли "без впечатляющего ...

Поставнин: к 2030 году в мире будет 320 миллионов "климатических мигрантов"
Президент фонда "Миграция 21 век" Вячеслав Поставнин рассуждает об основных опасностях миграционных ...

Меркель купят новый самолет, а может, и два
Канцлер не должна опаздывать на важные встречи из-за того, что самолет, на котором она летает, ...

Сегодня на АЗС Беларуси снова подорожало топливо
АЗС повышают цены на топливо на 1 копейку, однако стоимость бензина АИ-92-К5-Евро не изменится.

Беларусь подписала протокол со Швейцарией в рамках вступления к ВТО
Полностью завершить переговоры с секретариатом организации относительно присоединения планируется к ...

Беларусь теряет миллиарды долларов от налогового маневра
Реализация налогового маневра в нефтяной отрасли России, которая идет сейчас, приводит к ...

Медведев рассказал о двух сценариях развития Союзного государства
Российский премьер отметил, что для интеграционных проектов двух стран есть два сценария – ...

Лукашенко о поставках продуктов: мы вам ? за рубль, а вы продавайте за 10
Президент Беларуси Александр Лукашенко абсолютно не против того, чтобы белорусские продукты ...

Румас пожаловался Медведеву на Россельхознадзор
В товарообороте России и Беларуси ощущается сильный дисбаланс, который выливается в большое ...