Евгений Саржин: Двойная идентичность белорусов » Могилевский портал
Авторизация
 

Евгений Саржин: Двойная идентичность белорусов

Евгений Саржин: Двойная идентичность белорусов

Часто в своих материалах я так или иначе критиковал белорусских националистов. Критиковал по делу, но сегодня стоит поговорить об их якобы противниках, но на деле, во многом – зеркальной реплике – националистах русских. Казалось бы, что между ними общего? Общее, на самом деле, есть – это сектантская зашоренность и потребность мыслить примитивными шаблонами, то, что в последнее время модно называть «квадратно-гнездовым мышлением».
«Сознательные белорусы» и «сьвядомыя русские»
Хотя я давно зарекся спорить с национал-фанатиками любого направления, недавний случай подтолкнул меня к написанию этого материала. Я столкнулся онлайн с «сознательным русским националистом», которому обронил, что по факту большинство белорусов имеют двойную идентичность – ощущают свою принадлежность к цивилизационному проекту, который, наверное, можно назвать русским (советским, постсоветским, евразийским – дело не в названии). При этом чувствуют себя гражданами особого государства и, что еще важнее, представителями особой этнической единицы, то есть собственно белорусами. К моему удивлению, «сознательный русский» отреагировал на это бурным возмущением. Он заявил, что такая «двойная идентичность» — синоним неискренности белорусов, желания «сидеть на двух стульях», хитрости и двуличности. После чего забанил меня, не желая общаться далее и хотя бы выслушать мой ответ. Я вот задумался, что будь на его месте «сьвядомы беларус», реакция, вероятно, была бы очень схожей.
Одной из причин краха советского цивилизационного проекта, помимо социально-экономических просчетов, была невнятная национальная политика, вообще политика построения идентичности. Отражая идеи коренизации 1920-х, людям прописывали «пятую графу» и считали, что на том решено. Записано – белорус, значит белорус и все. Русский, и все. Коми-пермяк, и все. При этом люди жили в одном государстве, находились в общем культурно-цивилизационном поле. Но попыток разобраться, как взаимодействовали эти идентичности, как этническое совмещалось с гражданским или культурным, не было.

Между тем, даже по данным советской социологии, то же понятие «народ» было многозначным. Первое – «народ» как синоним слова «этнос», группа, обладающая четкими национальными признаками (язык, культура, менталитет). Второе – всё население данной страны, какой бы этнической принадлежности оно ни было. Второе, характерное для марксистской схемы – люди, не принадлежащие к эксплуататорской верхушке, «простой народ».
Западная социология пошла дальше. Исследуя проблему столкновения идентичностей, европейские и американские социологи дошли до концепции про «нации, как воображаемые сообщества». Впрочем, концепция Бенедикта Андерсена является лишь одной из многих попыток понять феномен, которым человек привязывает себя к определенной группе, разделяя её коллективную идентичность. Но группы эти существуют не в безвоздушном пространстве – каждая активно взаимодействует с другими, часто создавая сложные политические и культурные проекты. И идентичность людей подвергается трансформациям.
Идентичность-матрешка
Изложить сложную теорию в рамках короткой заметки, конечно, невозможно. Стоит лишь сказать о базовых особенностях самовосприятия человека, его групповой идентичности. Она, как правило, связана с понятиями гражданской и этнической принадлежности. В первом случае человек идентифицирует себя с государством, где живет, во втором случае – с этносом, к которому принадлежит. Бывает, конечно, и то и другое совпадает полностью. Скажем, француз из Нанта просто-напросто будет идентифицировать себя как «француз», не выделяя других уровней. Сложнее окажется ситуация, если это француз, скажем, из Бретани. Эта область обладает ярко выраженной этнической самобытностью, которую остаточно сохранила и до настоящего времени. Многие бретонцы гордятся своими кельтскими корнями, традицией самостоятельной государственности и ощущают, так или иначе, свою «особость». Что получается в итоге? Человек осознает себя а) гражданином Франции, то есть французом, б) бретонцем – представителем особой этнической группы со своей индивидуальностью. То же происходит, если брать Францию, с корсиканцами, французскими басками или фламандцами. И еще сложнее оказывается ситуация в Эльзасе – этот германский регион во Франции сросся с этой страной, стал осознавать себя частью французской нации, но при этом многие его жители помнят о своих алеманнско-германских корнях. В итоге их самосознание может быть не то что двойным, но даже тройным – они французы, при этом эльзасцы, при этом не забыли о кровных и культурных связях с немцами, в особенности с немцами-алеманнами.
Бретонцы
Эта ситуация не уникальна. Многоступенчатое сознание свойственно жителям Испании – ярко выраженная самобытность многих регионов привела к тому, что человек осознает себя, например, галисийцем, но также четко понимает свою принадлежность к Испании – государственной традиции, истории, общему культурному коду. Региональные сепаратисты стремятся противопоставить первое второму, но пока даже в мятежной Каталонии есть множество людей, которые осознают себя и испанцами, и каталонцами одновременно, противясь идее полного разрыва с Испанией. Большинство шотландцев, проголосовавшее против отделения от Великобритании, демонстрировали то же сложное самосознание – они, несомненно, были шотландцы, но так же, несомненно, ощущали себя частью более широкой британской общности.
Наконец, распад империй, но сохранение культурных связей, дало новых уровень групповой идентичности – принадлежность к общему культурному коду, даже при проживании в разных государствах. Если взять тот же пример с испанцами – говорящие по-испански жители латиноамериканских государств имеют выраженный гражданский патриотизм (скажем, аргентинский, перуанский), при этом, на другом уровне, чувствуют свою принадлежность к Hispanidad — общности, где базисом является испанский язык и культура.
Hispanidad на карте мира
Я намеренно оставляю за скобками азиатские и африканские государства, где крайне запутанная этническая картина дает совсем уж пестрый букет накладывающихся друг на друга идентичностей – принадлежность к племени, этносу, региону, государству, религии. Но уже даже перечисленного должно хватить, чтобы стало понятно – однозначности в этом вопросе достичь не то что сложно, но скорее всего, невозможно.
О своем и чужом
Если мы взглянем на Беларусь непредвзято, присмотримся к людям, наконец, прислушаемся к самим себе, мы придем к достаточно очевидному выводу. Беларусь приняла активнейшее участие в создании советского политического и цивилизационного проекта, который, во многом, основывался на прежнем русском. Большинство белорусов осознают свою причастность к нему, хотя не всегда способны сформулировать это ясно – принцип «пятой графы» прочно сидит в головах.
Тем не менее, некоторые факты являются очевидными. Большинство белорусов, например, не думают, что «17 мгновений весны» или «Иван Васильевич меняет профессию» — это иностранные фильмы. Не только потому, что они им нравятся – нравиться может, и «Игра престолов», и японское анимэ. Но тут мы явно чувствуем некую чуждость – может, продукт и хорош, может, мы его потребляем, но вот родным его назвать язык не повернется. А в отношении «Кавказской пленницы» такого чувства нет, верно? И совершенно очевидно, что солдаты Великой Отечественной для подавляющего большинства белорусов – часть их истории. Сколько б ни уверяли в школах, что их история – это Лев Сапега и Викентий Константин Калиновский.
Потому что белорусы стали частью того большого проекта, который назывался «советская цивилизация», нравится кому-то или нет. При этом стали добровольно – в тех случаях, когда народ не хотел им становиться, этого не происходило. Очевидно, например, что для эстонца или литовца все атрибуты русской или советской культуры чужды, хотя формально и он когда-то был гражданином той страны. Там подсознательный раздел на «свое-чужое» сработал в другую сторону.

Не менее верно обратное. Общаясь, скажем, с москвичом или петербуржцем, мы чувствуем близкого человека, но не совсем такого же, как мы. Какие-то различия в мировосприятии, бытовых привычках, психологическом складе все равно четко ощутимы. Обычный минчанин смотрит советские фильмы, приносит цветы к памятнику на 9-е мая, рассказывает типично русские анекдоты и байки, но, оказавшись в Москве, вероятно, скажет «я белорус». Потому что по факту у многих белорусов сложилась вот такая вот двойная идентичность. Они впитали в себя как родную культуру, созданную советской цивилизационной общностью, в большинстве называют родным русский язык. Но также и сохраняют чувство принадлежности к особой, белорусской национальности, со своими оригинальными особенностями менталитета, быта, мировосприятия, которых не будет у жителя Санкт-Петербурга или Казани. Это даже не говоря о том, что они жители самостоятельного государства.
В этом нет ничего ни особенного, ни уникального – схожих примеров по всему миру множество. Но это, как я успел убедиться, равно непонятно и враждебно и «сознательным беларусам» и русским националистам. Первые мечтают, чтобы Беларусь заселял исключительно выведенный ими в идеологических пробирках гомункулус под названием «сьвядомый беларус». Вторые желают видеть одну большую Москву на всей территории бывшего СССР – без всяких отличий в языке, менталитете, культуре. И тех и других отличает теоретическое невежество, сектантская зашоренность и убеждение, что они легко могут подогнать людей под свой идеологический идеал.
Но и тем и другим придется принять реальность. Белорусы – именно такие, какие они есть. И придется уважать их выбор.
Евгений Саржин

ТЕЛЕСКОП
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +89
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мировые новости
Посол Мезенцев посетил Дом болельщиков команды России – видео
Робот Кузьма, который работает в Доме болельщиков команды России и отвечает за традиционное русское ...

Неймар вернется в "Барселону" и будет получать меньше, чем в ПСЖ
Бразилец так сильно хочет вернуться в "Барсу", что принял все условия боссов "сине-гранатовых".

Картину Караваджо сняли с аукциона во Франции и продали коллекционеру
Покупатель собирается вскоре передать картину в один из крупнейших мировых музеев, расположенных за ...

Кот выжил после стирки в машинке
Счастливчиком питомца назвать все же нельзя: он потерял зрение и заболел пневмонией.

Глава ОКР: сложно комментировать сомнения о судьбе ЕИ-2023 в Кракове
По словам Станислава Позднякова, тот оборот, которые уже набрали Европейские игры, будет ...

Ученые нашли неожиданную пользу секса
Согласно результатам исследований, интимная близость помогает предотвратить болезнь Альцгеймера.

Концерн "Калашников" показал гражданскую версию новейшего АК-12
Карабин максимально унифицирован с армейской версией и также будет выпускаться под патроны двух ...

Валютные торги: значительно укрепился российский рубль
Европейская валюта и американский доллар на бирже продемонстрировали незначительное снижение ...

Стало известно, когда возобновится экспорт белорусской нефти
После попадания в магистральный трубопровод "Дружба" загрязненной органическими хлоридами нефти из ...

Министр ЕЭК: рассчитываем, что новый состав Еврокомиссии прислушается к бизнесу
Евразийский экономический союз отметил первый юбилей – пятилетие со дня подписания Договора – и ...

Казахстан и "Транснефть" договорились о компенсации за некондиционную нефть
Иностранные потребители казахстанской нефти получили загрязненное сырье в результате попадания в ...

Средняя зарплата белорусов в мае составила 1071,6 рубля
По сравнению с данными за апрель уровень средней зарплаты несколько снизился.