Кирилл Озимко: Почему дети не уважают учителей? » mogilew.by
 

Кирилл Озимко: Почему дети не уважают учителей?

Кирилл Озимко: Почему дети не уважают учителей?

Нашумевшую историю с увольнением (а затем восстановлением в должности) гомельской учительницы, нецензурно сорвавшейся на ученика 4-го класса за то, что тот подставил ей подножку, когда она переносила парту, важно рассматривать не в образовательном, а социокультурном контексте.
Для начала, про учительницу. Понятно, что педагог могла бы отреагировать «по уставу»: пойти к руководству школы, которое  вызвало бы учеников и их родителей для беседы или для более серьезных санкций. Однако далеко не у каждого человека выдержат нервы, чтоб не сорваться, чувствуя, как 10-11-летние сорванцы издеваются и смеются над тобой – опытным педагогом с 35-летним стажем.
Здесь куда важнее обратить внимание на поведение детей, ведь подобные случаи пренебрежения к учителям сегодня стали обыденностью. Просто в большинстве таких ситуаций скандалы не выносятся за границы учебного заведения: либо никто не снял сорванный урок на видео, либо учительница просто в слезах покинула кабинет, не порадовав хулиганов своей истерикой, криком или крепким словцом, либо видеозапись осталась у школьников для «внутреннего» использования и не попала в сеть.
Мне вспоминается, как я недавно встретил на улице свою учительницу. Расплывшись в широкой улыбке, спросил у неё, как дела, как работается, как поживает родная школа. Она как-то вмиг погрустнела и ответила, что сейчас учителя еле справляются с нынешними учениками, а мы – учившиеся в нулевых – были по сравнению с ними просто ангелами. Мне вспоминается хорошая знакомая – молодая учительница, которая не раз рассказывала, что каждое утро идет на работу с мыслью, как бы сегодня сдержать себя в руках и не сорваться, когда какой-нибудь пятиклашка в очередной раз проигнорирует ее просьбу спрятать на уроке смартфон. Я вспоминаю беспомощные комментарии учителей на форумах в интернете, в которых они жалуются на нервные и предельно стрессовые условия своей работы.
А сколько на «ютубчике» видео, как ученики издеваются над своими учителями и даже порой рукоприкладствуют, видели? Запасайтесь попкорном на весь вечер и «развлекайтесь».
Поэтому гомельский скандал стоит рассматривать в контексте общей социокультурной тенденции, характерной не только для Беларуси, а для всей нашей христианской (постхристианской) цивилизации. Заключается данная тенденция в том, что у многих современных детей произошла десакрализация старших и взрослых. Деиерархизация. Простыми словами, дети перестали видеть во взрослых непререкаемый авторитет. Стали воспринимать старших не своими начальниками, которых надо безоговорочно слушаться, а, скорее, «друзьями» и «подругами». 
Начнем с того, что отношение к старшим формируется у ребенка в семье, а никогда в нашей истории детей так не баловали в семьях, как сегодня. И это балование заключается отнюдь не в изобилии развлечений, мультфильмов, планшетов, игрушек на любой вкус, а в том, что всё больше родителей подчиняются хотелкам своих чад. Сегодня редкий ребенок дошкольного возраста занимается дома хозяйскими делами – как правило, его во всём обслуживают родители, убирая за ним игрушки и заправляя постель, поднося еду к телевизору, потому что малыш смотрит мультики и устроит истерику, если кто-то их выключит. Многие дети де-факто становятся главами своих семей, практикуя целые системы манипулятивных приемов. Естественно, таким образом дети привыкают, что им никто за редким исключением ни в чем не отказывает, поэтому когда в школе впервые сталкиваются с требовательными учителями, начинаются недопонимания, обиды, слезы и хамство.
Второй причиной неподобающего поведения детей в школах выступает другая крайность – неблагополучные семьи, в которых все ссорятся, повышают голос, грубят друг другу или даже рукоприкладствуют. Столь нервозную манеру общения между членами семьи дети впитывают, как губки, а после применяют с одноклассниками и учителями.
Казалось бы, два противоположных аспекта, но корень у них один – кризис семейных ценностей, который выражается в неумении выстроить гармоничную традиционную систему отношений в семье.
В первом случае – выстроена неверная иерархия членов семьи (вместо «родители-дети» выходит «дети-родители»), что не способствует воспитанию уважения к старшим и взрослым за их возраст, мудрость, авторитет и положение в обществе. А семья – это всегда иерархическая система отношений.
Во втором случае – это банальное неумение создать благоприятную обстановку для развития детей, неумение мирно разрешать вопросы личных взаимоотношений.
Ну а причины кризиса семейных ценностей в нашем обществе довольно разноплановы и объективны: снижение роли религии, дающей императивы, как строить семейные отношения; техническое и экономическое развитие, приведшее к финансовой и бытовой независимости членов семьи друг от друга; сексуальная революция в информационно-культурной сфере, зачастую пропагандирующая установки, несовместимые с построением крепких семей.
Если обобщить, техническое и культурное развитие общества привело к тому, что с человека максимально сняты «оковы» самоограничения и самопожертвования, в то же время надеты «оковы» гедонизма, эгоизма, инфантилизма и неограниченного потребительства. А эгоистичный гедонист не способен выстроить гармоничные иерархичные отношения в своей семье, организовать быт с учетом интересов каждого её члена и хорошего воспитания собственных детей, ведь для этого надо прилагать недюжинные усилия и жертвовать своим временем и здоровьем.
Кирилл Озимко
ТЕЛЕСКОП
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +33
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости