Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация » Могилевский агрегатор новостей
 

Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация

Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация
Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация

Как и в истории возникновения анимации в нашем мире, в истории интернет-анимации очень сложно определить точную дату появления мультипликации.
В конце концов, мигание курсора на экране чёрно-белой ЭВМ тоже можно считать анимацией. Поэтому, в контексте данной статьи будем рассматривать только анимацию, которая целенаправленно появлялась как интернет-проект.
После появления формата gif (Graphics Interchange Format) многие пользователи ПК (которых, в 1987 году было не так уж много) попробовали сделать свои «гифки» или попросту короткие анимации.
Первой из них была имитация старинной игрушки, с которой многие связывают появление мультипликации как таковой. Эту анимацию использовали для демонстрации возможностей нового формата и, скорее всего, именно она первой попала в интернет.

Но пользователей всемирной сети в те времена было не много, поэтому, долгое время, никто даже не задумывался о коммерческом мультяшном интернет-проекте. До появления рекламных web-баннеров в 1994 году, анимационный формат не был сильно востребован.

Именно реклама стала главным двигателем web-анимации на ближайшие годы. Хотя, наверное, двигаетель — слишком громкое слово. Формат и скорость интернета устанавливали свои ограничения и дальше создания баннеров на 3-4 (а лучше 2) кадра дело не двинулось.
Лёд тронулся ближе к концу девяностых, когда компания Adobe выпустила программу Flash, представлявшую собой мощный, по тем временам, графический редактор со встроенным языком скриптов.

Меню страниц, всплывающие окна, баннеры, курсоры — всё стало анимированным.
На флеше стали писать игры и делать целые сайты, например сайт группы Infected Mushrooms.

В этот же период зародилась и интернет-анимация как культурный феномен.
Новый редактор дал возможность делать не просто гифки из 2-3 слайдов, но и полноценные мультики с озвучкой и динамической камерой. Начали появляться первые web-аниматоры и студии интернет-анимации, такие как Joe Cartoons.

Или Mondo Media.

А в странах бывшего СНГ появились свои авторы, такие как bedlamru, сделавшие «Титаник на гармошке».

Однако, главный маскот web-мультиков того времени, конечно же, «Масяня» Олега Куваева.

Мультфильмы представляли собой сатиру на российскую питерскую действительность 90-х годов и, в то время, смотрелись очень актуально и смешно.
Вслед за успехом «Масяни» автор начал рисовать «Магазинчик БО» — этакий русский «Рик и Морти» тех времён, рассказывающий о компании друзей, у которых поселился инопланетянин.

На волне успеха анимационных проектов появились и другие интернет-аниматоры, коих стало к концу нулевых великое множество. 
Однако именно русские интернет-аниматоры поднимали темы, которые было не принято поднимать на ТВ, отличались своей самобытностью и новаторством. 
И, если, среди западных проектов, наиболее популярным был «Кот Саймона», рассказывающий простые забавные истории, то в СНГ-сегменте наибольшую популярность имел «Mr.Freeman», в жёсткой форме срывающий покровы с политических, экономических и общественных институтов современного общества. 

Да и для тех, кому о строе общества думать ещё рано были свои популярные работы, например «School 13».

А вот что общего было у русской и иностранной web-анимации, так это проблемы с финансированием. Мультики имели огромную популярность, но не окупались, а точнее, попросту не зарабатывали. 
Почти вся продукция с изображением любимых героев была пиратской. 
Западные flash-аниматоры нулевых годов со временем начали продавать свои работы на кабельное ТВ, открывать лицензионные магазины сувениров. Куваев начал вести мастер-классы. Но, имена большинства русских flash-аниматоров забылись в десятые годы. И, если на западе интернет-анимация оказала огромное влияние на всю мульт-индустрию, то в СНГ она, по итогу, прошла незамеченной (Если, конечно не считать собственное производство телеканала 2x2).

Западные авторы смогли отлично реализовать схемы краудфаундинга (народное финансирование через интернет), получать доход с авторских магазинов, заключать контракты с телевидением. 
Как результат, сейчас, на западе существуют невероятно успешные авторские проекты, успешные не только экономически, но и как произведения, несущие культурную ценность. 
Например Harry Partridge.

Или Steve Cutts.

В СНГ дела обстоят сложнее — есть проекты несущие в себе культурную ценность, а есть проекты, которые имеют экономический успех. И, к сожалению, это, по большей части, разные проекты (хотя, конечно, всё спорно и всё меняется со временем). 
Конечно, периодически они участвуют в различных коллабах, но не припомню, чтобы реально «выстрелило» что-то авторское некоммерческое, такое как, например, Animation Descks.

Намного больший успех имеют youtube-проекты, типа «Dobryak» или «Мирби».


Данные проекты представляют собой скорее слайдшоу, чем полноценную анимацию, имеют минимальную детализацию, как правило, нет фонов или они примитивны, но, зато, видео выходят регулярно и в них поднимаются темы близкие школьникам, которые являются основной YouTube-аудиторией, что провоцирует рост популярности.
И да, я ничего не имею против, в той же «Розовой Пантере» была примитивная рисовка фонов и простые персонажи. Но, даже по мнению многих поклонников творчества того же Добряка, это профессионал своего дела, которому осознанно приходится делать плоские мультики для школьников, потому что другое «не стреляет».
Тут и возникает парадокс, в котором я до сих пор не разобрался. Почему западные web-аниматоры могут выдавать контент, который имеет культурную ценность и популярность, а наши популярные web-проекты имеют культурную ценность только как факт того что они существуют? В них не найти интересных сюжетов, режиссёрских приёмов, да даже просто уникальных самобытных фишек и задумок — просто конвейер.
Я сам занимаюсь авторской анимацией и, если вы знаете ответ на этот вопрос — рад буду услышать ваше мнение. Сейчас я рисую мультфильм о единственном выжившем в межпланетном крушении космонавте и очень бы хотел разобраться в феномене непопулярности взрослой web-анимации в России, прежде, чем закончу работу.
Статью для вас приготовил независимый мультипликатор Василий Свежий, у кого есть возможность и желание, поддерживайте мою работу на патреоне. До встречи!

Ridus.ru
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +4
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости
Мощный тайфун "Хагибис" обрушился на Японию – есть погибшие
Более миллиона человек в Японии получили предупреждение от властей в связи с мощным тайфуном ...

Песков: возвращение смертной казни сейчас не обсуждается
Вопрос о возвращении смертной казни в России подняли в обществе после убийства в Саратове ...

Протестующим в Гонконге запретили скрывать лица, и теперь их все боятся
За ношение маски во время акции протеста можно получить срок или крупный штраф. Эти действия ...

Активистка Грета Тунберг отреагировала на выступление Путина
После выступления российского лидера активистка поменяла статус на официальной странице в Twitter ...

"Нельзя доверять людям, чья кухня очень плоха": яркие цитаты Жака Ширака
В память о скончавшемся экс-лидере Франции Sputnik собрал самые запоминающиеся высказывания ...

Трамп посмеялся над заявлением Греты Тунберг об украденном детстве
Президент США Дональд Трамп саркастично ответил на слова шведской активистки Греты Тунберг, ...

Все плохо? МВФ резко ухудшил прогноз роста экономики Беларуси
Если ранее МВФ прогнозировал республике рост ВВП в 2020 году в размере 2,2%, то теперь речь идет ...

Есть существенные развилки: Минэнерго рассказало о переговорах с РФ по газу
Главы Минэнерго двух стран намерены обсудить дорожную карту по созданию единого рынка газа и ...

Белстат: население стало богаче на 6,8%
Национальный статистический комитет посчитал реальные доходы белорусов и сделал вывод, что люди ...

Налоговый маневр и "грязная" нефть лишили Беларусь $1,5 млрд в экспорте
Только 55% недополученной суммы удалось компенсировать за счет наращивания экспортных поставок по ...

МИД: переговоры по присоединению Беларуси к ВТО идут по плану
В октябре в Вашингтоне пройдет серия консультаций с США, где обсудят системные вопросы, ...

Румас: белорусский экспорт ниже, чем в прошлом году
По словам премьер-министра Беларуси Сергея Румаса, такая неприятная ситуация сложилась в результате ...