"Культура - это ни хорошо, ни плохо, культура - это нравы, обычаи, традиции разных людей" » mogilew.by
 

"Культура - это ни хорошо, ни плохо, культура - это нравы, обычаи, традиции разных людей"

"Культура - это ни хорошо, ни плохо, культура - это нравы, обычаи, традиции разных людей"
И в этом заключается главная проблема. Оказывается, что границы этой культуры очень узкие, что практически все, что составляет основу нашей культуры повседневной жизни, наших верований, наших ценностей, входит в это представление о культуре лишь косвенно.
Когда мы делаем исследования в сфере культуры, у нас в разговорах очень часто возникают вопросы: ну а радио, телевидение - есть там культура или нет? "Есть, конечно, - говорят, - есть канал "Культура", это культура. А есть первый, второй, третий или какой-то другой канал, которые - не культура". Мы беседовали как-то с представителем молодежного радио, который сказал: "У нас культуры довольно мало, у нас одна передача в неделю". А в остальное время у вас что? "А в остальное время у нас музыка", - сказал он. Для него музыка не была культурой, потому что культура - это "то самое", которое напоминает мне всегда классическую фразу из второго фильма о Джеймсе Бонде "Из России с любовью", когда его русская возлюбленная говорит: "Главное, чтобы человек был культурный". Такая ведомственная культура - это представление о том, что культура - это некое благонравие.
Есть и другая особенность, которая связана с таким пониманием культуры. Подавляющее большинство людей уверено, что культура - это хорошо. На самом деле культура - это ни хорошо, ни плохо. Культура - это нравы, обычаи, традиции разных людей, разной степени убежденности. И если мы будем разбирать конфликты нашего времени, то они носят в основном культурный характер. Все религиозные войны - это культурные столкновения, которые связаны с тем, что люди не могли выносить, когда одни люди едят вилками, а другие люди едят палочками. Для тех, кто ест вилками, палочки - это неправильно. А для тех, кто ест палочками, люди, которые едят вилками, абсолютно безнравственные и непонятные существа. Но это все находится за пределами узкого ведомственного понимания, в результате чего 99% реальной культуры оказывается за пределами Министерства культуры.
Люди, распределяющие деньги, считают, что культура - это такое маленькое развлечение, маленькое гетто, куда мы даем остатки денег, а вообще к жизни людей это особого отношения не имеет. Конечно, там есть народные артисты, есть выдающиеся исполнители, есть Большой театр, как говорил В.И. Ленин, "кусочек помещичьей культуры". И это мы как бы поддержим, потому что это культура, ну а все остальное к культуре отношения не имеет.
Скажем, с моей точки зрения, все телевидение, радио, кулинария, образ жизни - все это есть часть культуры. И вот эти все культурные реалии оказываются чуть ли не враждебными этой высокой культуре, которая становится на пьедестал и не хочет с него слезать, потому что приходят другие поколения, у них есть свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Но в результате эти последние, как это ни странно, побеждают.
Есть очень характерный пример: ансамбль "Битлз", который в эпоху моей юности считали абсолютным бескультурьем, с которым нужно бороться всеми силами. В том числе и в Великобритании правящая элита, королевский дом глубоко презирали эту самую "ливерпульскую четверку". Потом проходило время, люди, которые были подростками в эпоху, когда битлы только появились, стали взрослыми, частично захватили власть в обществе, и британская королева уже посвятила в рыцари одного из членов этого ранее презираемого коллектива.
Это же касается Чарльза Спенсера Чаплина, который был глубоко презираемым человеком в тот момент, когда он творил достаточно активно, а потом стал гением. Или у нас Леонид Иович Гайдай, великий комедиограф, который в свое время, когда я был молодым киноведом, считался самым плохим режиссером. В результате фильмы Гайдая до сих пор идут по телевидению.
Но для того, чтобы признать гений Чаплина, гений Гайдая или гений битлов, понадобились те же 20 лет, которые якобы нужны только для того, чтобы достижения высокого, ведомственного искусства наконец-то донеслись до широких масс народа. Поэтому и остается полной загадкой: что же из нашего времени станет достоянием будущего - то, что сегодня радикально отрицается, то, за что сегодня сажают в тюрьму, или, наоборот, то, что сегодня официально поощряется и продвигается на сцены больших оперных театров или главных выставочных залов страны.
Доктор искусствоведения Кирилл Разлогов
"ПостНаука"
OPEN.BY
рейтинг: 
  • Не нравится
  • -8
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости