В 2015 г. исполняется 100 лет со дня рождения одного из организаторов партизанской борьбы против немецко-фашистских
захватчиков на территории Курской и Орловской областей Остапа Гавриловича Казанкова. Он родился в деревне Дашковка Могилёвской губернии в крестьянской семье. В юности работал трактористом, секретарем Дашковского сельского совета. В 1936 г. был призван в ряды Красной Армии. После окончания в 1939 г. Ново-Петергофского военнополитического училища войск НКВД СССР, служил на пограничных заставах 86-го Августовского погранотряда (Белостокская область).
Пограничную службу начал политруком 15-й заставы. С мая 1940 по август 1941 гг. - политрук 4-й заставы окружной школы младших командиров Белорусского пограничного округа. 22 июня 1941 г. застава вступила в бой с фашистскими захватчиками у Гродно, попала в окружение. По тылам противника застава продвигалась по направлению к Минску. Около деревни Старые Ворота в бою застава была окончательно разбита и рассеяна, О.Г. Казанков выходил из окружения с четырьмя курсантами через Минскую, Могилевскую и Орловскую области. На территории Севского района Орловской (ныне Брянской) области при встрече с такой же группой окруженцев, был организован партизанский отряд им. Ворошилова (№ 2), где Остап Гаврилович стал комиссаром.
18 ноября 1942 г. Брянский штаб партизанского движения издал приказ, согласно которому в целях объединения разрозненных партизанских отрядов, действовавших на территории Курской области и в зоне Хинельских лесов, была образована Вторая Курская партизанская бригада им. Дзержинского. Район оперативной деятельности бригады определялся: Севск - Хутор - Михайловский, Рыльск - Льгов, Коренево - Суджа, Глушково - Конышевка, Крупец. Командиром бригады был назначен старший политрук О.Г. Казанков. В состав бригады вошли отряды: им. Боженко, им. Дзержинского, им. Чапаева, им. Тельмана (Севского района Орловской области)[1, с. 272-273].
После создания Второй Курской партизанской бригады основной задачей вошедших в ее состав отрядов, кроме разведывательнодиверсионной деятельности, стала оборона Хинельского лесного массива, который являлся базой курских, орловских и сумских партизан. Только с 29 ноября по 8 декабря противник предпринял три крупных наступательных операции против бригады и, не сумев занять населенные пункты, контролируемые партизанскими отрядами, продолжил усиливать их блокаду в Хинельском лесу.
Отряды Второй партизанской бригады регулярно проводили боевые рейды по западным районам Курской области. За период с 9 по 31 декабря 1942 г. бригада провела 10 боевых операций. Уничтожая вражеские гарнизоны и устраивая засады на дорогах, партизанское соединение уничтожило в это время до 300 оккупантов[2, л. 71]. 13 января 1943 г. партизаны О.Г. Казанкова провели успешную боевую операцию по уничтожению немецко-полицейского гарнизона в районном центре Хомутовка. Для решения поставленной задачи командование бригады приняло решение использовать такие тактические приемы, как отвлекающий маневр, засады, заслоны и налет. Отряд имени Дзержинского ночью накануне операции занял село Калиновка, а с наступлением дня должен был выдать свое расположение противнику, создав видимость пребывания в населенном пункте небольшой и неорганизованной группы партизан, вынудив таким образом врага покинуть укрепленные позиции. Отряд им. Чапаева, сосредоточившись в поселке Георгиевский (западнее Хомутовки), должен был перекрыть противнику пути отхода и нанести удар с тыла. От отряда им. Боженко требовалось, заняв селение Дубовица, с началом боя под Калиновкой совершить налет на оставленные вражескими солдатами укрепления и овладеть ими. Отряду им. Чкалова предстояло блокировать дорогу из поселка Успенский, по которой в Хомутовку мог попасть полицейский гарнизон села Амонь численностью 250 человек. Операция прошла в соответствии с разработанным планом, в ее результате было убито 135 солдат, офицеров и полицейских, 15 взято в плен, захвачено 12 ручных пулеметов, 5 автоматов и свыше 100 винтовок[3, л. 30-32.].
5 декабря 1942 г. начальник Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко утвердил план боевых и диверсионных действий партизанских бригад и отрядов, действующих на Западном и Брянском фронтах. В документе отмечалось, что «...части Красной Армии на Сталинградском и Центральном фронтах ведут успешные бои с немецкими захватчиками. Противник с целью удержания занятых им рубежей спешно производит перегруппировку своих войск, используя для этого железнодорожные магистрали, шоссейные и грунтовые дороги»[4, л. 58-60]. В целях срыва перевозок войск, техники и боеприпасов противником перед партизанами 2-й Курской бригады ставилась задача парализовать движение поездов на участках железной дороги Льгов - Дмитриев, Хутор - Михайловский - Локоть, нарушить движение автотранспорта, техники и живой силы противника по грунтовой дороге Севск - Дмитровск и шоссе Крупец - Рыльск - Льгов.
В связи с начавшимся 26 января 1943 г. наступлением войск Брянского фронта на участке Ливны - Долгоруково и их успешным продвижением вперед для оказания непосредственной помощи частям РККА Брянским штабом партизанского движения был отдан приказ Второй Курской партизанской бригаде - вывести из строя железную дорогу на участке Конотоп - Ново-Еленовка и направить рейдовый отряд для подрыва железнодорожных мостов в районе станции Ворожба[2, л. 6].
Выполняя приказы командования, курские партизаны провели ряд операций по разрушению железных и шоссейных дорог. Крупная диверсия была организована отрядами Второй партизанской бригады на участке железной дороги Глушково - Коренево. По данным разведки, на разъезде 341-й км в товарных вагонах размещался немецкий охранный батальон. Между станциями Коренево и Глушково постоянно курсировали два паровоза с несколькими вагонами, заполненными солдатами охраны. Кроме того, на протяжении 2-3-х километров железнодорожной линии стояли немецкие посты из 10-15 солдат каждый.
По заранее разработанному плану отряды им. Дзержинского и им. Кирова совершили внезапный налет на разъезд и сковали силы охранного батальона. В бою партизаны уничтожили 124 фашистских солдата и офицера. Отряд им. Боженко с группой минеров, разгромив немецкие посты восточнее разъезда, разобрал 5 километров железнодорожного полотна. Остальные отряды обеспечили охрану на случай прибытия противника из Коренево и Глушково. В итоге операции был пущен под откос вражеский эшелон с живой силой и техникой, поврежден паровоз, 18 вагонов, порвано 3 километра линии связи, уничтожено 6 легковых автомашин, одна грузовая и броневая[5, с. 62-63].
Бойцы Второй Курской партизанской бригады под командованием
О.Г. Казанкова в течение декабря 1942 - февраля 1943 гг. пустили под откос 10 эшелонов противника, взорвали 20 паровозов, 116 вагонов с продовольствием, 150 - с техникой, 55 с живой силой, 8 цистерн[3, л. 30].
Во второй половине января - первой половине февраля 1943 г. партизанские отряды Второй бригады совершили рейды по территории Дмитриевского, Крупецкого, Хомутовского районов Курской области и Путивльского, Шалыгинского районов Сумской области, в ходе которых были уничтожены гарнизоны и подразделения противника более чем в 20- ти населенных пунктах.
Второй Курской партизанской бригадой проводилась активная работа по разложению полицейских гарнизонов. С этой целью представителями политсостава бригады и органов НКВД была установлена связь с родственниками, знакомыми полицейских, через которых им засылались сводки Совинформбюро, листовки, газеты, письма с предложением перейти на сторону партизан. Результатом проведенной работы стало прекращение существования полицейского гарнизона при Леновской волости, 70 человек из которого в одиночку и группами еще в ноябре 1942 г. перешли в партизанские отряды. В январе 1943 г. 25 вооруженных полицейских из гарнизона Романовской волости вместе с начальником полиции стали бойцами партизанских отрядов.
Личный состав Ивановской (Рыльского района) и Конышевской полиции во главе с Е.М. Пушкаревым в феврале 1943 г. с вооружением перешел на сторону партизан. Из бывших полицейских были сформированы отдельные партизанские отряды, которые влились в состав 132-й стрелковой дивизии в феврале 1943 года[3, л. 21, 28]. Данное направление агитационно-разъяснительной работы имело вполне реальные положительные результаты, выразившиеся в резком сокращении личного состава оккупационных сил, противостоявших партизанским отрядам.
Командованием Второй Курской партизанской бригады, дислоцировавшейся в зоне Хинельских лесов, регулярно направлялись в оккупированные населенные пункты специально подобранные нелегальные агитаторы. Они распространяли среди местного населения листовки, сводки Совинформбюро, изданные находившимся в расположении бригады Рыльским подпольным окружкомом ВКП(б). В течение двух месяцев окружком выпустил 17 наименований листовок общим тиражом около 15 тысяч экземпляров.
Кроме того, политработниками бригады при совершении рейдов по тылам противника проводились собрания граждан, на которых обсуждались вопросы о положении на фронте, о задачах партизанской борьбы и о помощи местного населения партизанам. Такие собрания в январе-феврале 1943 г. были проведены в селах Поздняшовка (присутствовало 250 человек), Воскресеновка (200 чел.), Доброе Поле (150 чел.) и ряде других населенных пунктов Орловской и Курской областей[3, л. 27].
С 17 февраля по 8 марта 1943 г. партизанские отряды Второй Курской партизанской бригады совместно с частями Красной Армии вели бои против немецко-фашистских захватчиков за освобождение Льговского, Дмитриевского, Конышевского и Рыльского районов. В течение 20-23 февраля 1943 г. партизаны отряда имени Фрунзе разгромили немецкий гарнизон в с. Бупел, с боем заняли села Мухино, Студенок (Луговое) Хомутовского района и хутор Жилище Льговского района, имеющие важное тактическое значение для продвижения частей РККА вдоль западного берега реки Сейм и контроля над автодорогой Льгов - Рыльск - Крупец[3, л. 16].
О взаимодействии 248-й отдельной Краснознаменной стрелковой бригады полковника И.А. Гусева с партизанами отряда им. Фрунзе содержатся сведения в краткой характеристике боевых действий соединения: «Ночью с 26 на 27.02.43 г. согласно шифрограммы штарм 60 передислоцировалась в р-н Студенок-Капыстичи и совместно с Курской партизанской бригадой Казанкова в ночь с 28.02.43 на 1.03.43 г. овладела Нижн. Чупахино, Алтуховка, Конопляновка, Асмолово, Кольтичеево, Березники»[6, л. 5-об.].
Отряды Второй Курской партизанской бригады совместно с частями 112-й стрелковой дивизии генерал-майора П.С. Фурта вели бои за г. Дмитриев и 2 марта 1943 г. приняли участие в его освобождении от врага, после чего заняли рубежи обороны на подступах к городу[7, л. 6].
10 марта 1943 г. 2-я Курская партизанская бригада была расформирована. Ее личный состав передан войсковым частям. Около 3500 ее бойцов и командиров пополнили ряды Красной Армии (443 чел. переданы в 248-ю ОКСБр, 2829 чел. - в 132-ю СД, 231 чел. - в 112-ю СД)[8, л. 43].
В марте 1943 г. О.Г. Казанков возглавил сформированную из бывших курских партизан бригаду им. Суворова. 18 марта командованием бригады был получен приказ Штаба партизанского движения на Центральном фронте о совершении рейда в тыл противника и диверсионной деятельности в районе боевых действий. В приказе отмечалось, что противник, стараясь приостановить наступление частей Центрального фронта, будет производить перегруппировку своих войск, используя для этой цели железнодорожные магистрали Гомель - Брянск, Кричев - Унеча.
«С целью срыва железнодорожных перевозок и недопущения переброски по железным дорогам войск противника, производства ряда диверсионно-разведывательных работ и организации разгрома мелких гарнизонов противника» партизанской бригаде им. Суворова предписывалось выйти в рейд в глубокий тыл противника для боевых действий в районе Унеча, Мглин, Сураж, Клинцы[9, л. 4]. Кроме постановки общих задач по организации боевой деятельности, перед партизанами ставились и конкретные цели уничтожения железнодорожных мостов на реке Ипуть (юго-западнее Суража) и реке Унеча (12 км юго- западнее Унеча).
В течение марта-сентября 1943 г. партизанской бригады им. Суворова было истреблено около 7 тысяч вражеских солдат и офицеров. Пущены под откос 38 эшелонов, в результате чего были разбиты 41 паровоз, 258 вагонов с живой силой, 113 платформ с танками, 236 - с автомашинами, 23 - с мотоциклами, 119 вагонов с боеприпасами, 5 платформ с орудиями, 21 цистерна с горючим, 9 вагонов с продовольствием и снаряжением, 28 вагонов с хлебом. Путем минирования удалось взорвать 720 рельсов на железнодорожной линии Клинцы - Новозыбков. Минированием на шоссейных и грунтовых дорогах были выведены из строя 36 автомашин, бронемашина, 3 танка, 9 тракторов. Партизаны взорвали 6 деревянных мостов, типографию в Клинцах; разрушили две текстильные фабрики; сожгли гараж с 60 автомобилями, склады вооружения и продовольствия, нефтебазу в Клинцах, уничтожив до 300 т ГСМ. Во время рейдов были оставлены в тылу противника два отряда численностью 100 человек, организованы и влились в состав бригады 4 отряда численностью более 400 чел. (в том числе из бывших полицейских и добровольцев РОА)[10, л. 13].
23 сентября 1943 г. в соответствии с указанием № 4495 командующего Брянским фронтом, партизанская бригада им. Суворова была направлена в район Костюковичей на расформирование. Ее личный состав, автотранспорт и кони подлежали передаче 3-й армии Брянского фронта. Командный состав командировался в Орел для отчета о результатах боевой деятельности[9, л. 140, 143].
Как следует из архивной справки, выданной партийным архивом Брянской области, с ноября 1943 г. Остап Гаврилович Казанков находился на руководящих должностях: работал заместителем председателя
Унечского райисполкома, заведующим сектором Брянского обкома КПСС, а с 1946 по 1952 гг. - заместителем председателя исполкома Новозыбковского Совета депутатов трудящихся. Последние годы по состоянию здоровья находился на пенсии. Боевые заслуги О.Г. Казанкова в годы Великой Отечественной войны отмечены орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.
Источники и литература:
1.Курская область в период Великой Отечественной войны Советского
Союза 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. Курск, 1960.
2.Центр документации новейшей истории Брянской области (далее - ЦДНИБО). Ф. П-1650. Оп. 1. Д. 13.
3.Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее - ГАОПИКО). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 134.
4.Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 69. Оп. 1. Д. 198.
5.Народные мстители. Воспоминания курских и белгородских партизан и
подпольщиков. Воронеж, 1966.
6.Центральный архив Министерства обороны РФ (далее - ЦАМО РФ). Ф.
2051. Оп. 1. Д. 1.
7.ЦАМО РФ. Ф. 1309. Оп. 1. Д. 14.
8.ГАОПИКО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 67. Л.
9.ЦДНИБО. Ф. П-1650. Оп. 1. Д. 798.
10.ЦДНИБО. Ф. П-1650. Оп. 1. Д. 800.
В.В. Коровин, г. Курск (Россия),
Юго-Западный государственный университет