Первый опыт участия военнослужащих Красной Армии в боевых действиях за пределами Советской России был связан с оказанием военной помощи Китаю в изгнании с его территории отступивших туда остатков белогвардейских войск, которые не желали подчиняться местным властям. Весной 1921 г. по просьбе регионального правительства Тарбагатайского округа приграничной китайской провинции Синьцзян туда были переброшены части Красной Армии. В чрезвычайно тяжёлых боях с белыми отрядами в районе г. Бурчум отличились воины 73-го кавалерийского полка, в котором помощником командира являлся Е. А. Могилевчик, родом из д. Головчин ныне Белыничского района. В критический момент боя он бросился вперёд и личным примером увлёк за собой бойцов. Был награждён орденом Красного Знамени. Позднее этот славный сын могилёвской земли участвовал во многих боях и походах, в период Великой Отечественной войны стал генерал-майором [1, с. 378 - 379].
Дальнейшие отношения между Советским Союзом и Китаем характеризовались резкими перепадами от тесного сотрудничества до вооружённой борьбы. С середины 1920-х гг. главной болевой точкой стал вопрос о владении Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной Россией в 1897-1903 гг., проходившей по территории обеих стран и имевшей для них важное экономическое и военное значение. В нарушение подписанных ранее договоров, Китай начал активные действия силами своей Маньчжурской группировки по установлению единоличного контроля над дорогой. 2 октября 1929 г. в одном из боевых столкновений у 86-го разъезда КВЖД погиб Л. Г. Потапенко, красноармеец 36-й Забайкальской стрелковой дивизии, уроженец д. Боровая Добровинской волости Могилёвской губернии [2, с. 55].
Советская сторона также вынуждена была перейти к решительным действиям, и в течение 12 октября - 20 ноября 1929 г. Маньчжурская группировка противника была разгромлена. Одна из операций - Маньчжурско- Джалайнорская - началась на рассвете 17 ноября, главный удар нанесли 35-я стрелковая дивизия и 5-я Кубанская кавалерийская бригада. В этот день, в тяжёлом бою под г. Джалайнором погибли 11 бойцов и командиров этой бригады, среди которых был красноармеец А. Е. Знаменьщиков, уроженец д. Кораблёво Надейковичской волости Климовичского уезда. Красноармеец 35-й стрелковой дивизии Т. М. Кравцов, родом из д. Стараши Бохотской волости Мстиславского уезда, умер в госпитале от полученных в бою ран [2, с. 49 - 50].
Однако в 1937 г., когда над Китаем нависла опасность полной оккупации японскими войсками, правительство Чан Кайши увидело единственный путь к спасению в военной помощи со стороны Советского Союза. В короткие сроки была проложена 2925-километровая автомобильная трасса от пограничной станции Сары-Озек в Казахстане, через китайские города Урумчи и Кульджа в провинции Синьцзян, до конечного пункта в Ланьчжоу. Непосредственное участие в эксплуатации синьцзянского участка трассы и обеспечении его безопасности принимал один из самых знаменитых могилевчан - К. П.
Орловский - уроженец д. Мышковичи Кировского района. С 1918 г. он служил в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ. С января 1937 г. по январь 1938 г. находился в командировке в Испании в качестве советника Республиканской армии по разведывательно-диверсионной работе. В Китай прибыл в таком же ранге в марте 1941 г. и работал до мая 1942 г. В период Великой Отечественной войны, как командир партизанского спецотряда, был удостоен звания Героя Советского Союза, а в послевоенные годы стал Героем Социалистического Труда.
Для оперативного прикрытия Орловского назначили заместителем начальника перевалочной авиабазы в Кульдже и по совместительству - завхозом советской геологической партии, однако его главной задачей были разведывательные поездки по трассе и борьба с возможными диверсантами. Однажды через своих агентов Орловский получил сообщение, что по заданию японской разведки лидер так называемой Русской фашистской партии в Китае К. В. Родзаевский готовит свои отряды в количестве 1,5 тыс. человек к уничтожению базы в Ланьчжоу. Орловский под видом эмиссара одной из местных агентурных групп сумел организовать встречу с Родзаевским и узнать место дислокации, численность и вооружение его боевиков. После этого при участии Орловского в гарнизон Ланьчжоу были скрытно переброшено подкрепление, а на дальних подступах к городу устроены секреты и засады. В результате диверсанты не решились наступать на Ланьчжоу [3, с. 217, 222, 243245, 247, 251-252].
Серьёзным испытанием была переброска в Китай советской авиатехники. Поначалу промежуточные аэродромы не были приспособлены для приёма скоростных бомбардировщиков, полностью отсутствовала связь, не было сведений о метеорологических условиях. Положение улучшилось в октябре 1938 г., когда на должность главного инженера авиатрассы был назначен З. А. Иоффе, родом с железнодорожной станции Дашковка Могилёвского района. Он наладил техническую работу промежуточных комендатур, метеорологических постов, других служб воздушной трассы. После Китая выполнял интернациональный долг в Испании. Генерал-лейтенант инженерных войск (1963 г.) [4, с. 167].
Будущий генерал-лейтенант авиации, а в те дни ещё капитан, командир истребительной авиаэскадрильи Е. М. Николаенко из д. Удога Чериковского района прибыл в Китай в марте 1938 г. Из его дневника тех дней: «Сегодня второй вылет. Не успел подняться - к хвосту пристроился самурай. Иду штопором вниз, а потом вырываюсь и бью по врагу. Со второй очереди стервятник падает, покидая дымный след...» [5, с. 468].
В ноябре 1938 г. Николаенко был награждён орденом Красного Знамени, а 22 февраля 1939 г. удостоен звания Героя Советского Союза за шесть самолётов противника, сбитых лично и десять в составе группы. (Всего за бои в Китае этого звания было удостоено 14 человек, из них двое белорусов - Николаенко и брестчанин А. С. Благовещенский).
Заслуженной славой среди боевых товарищей в Китае пользовался Ф. И. Добыш, уроженец д. Кохонов Кричевского района, который командовал отрядом в бомбардировочной авиагруппе. Его авиаотряд особо отличился при нанесении бомбовых ударов по японским кораблям на реке Янцзы и по аэродрому в Шанхае. Позже лётчик участвовал в советско-финляндской, Великой Отечественной войнах. В 1962 г. стал генерал-полковником авиации, стоял у истоков создания ракетных войск СССР [6, с. 152].
В ходе оказания интернациональной помощи Китаю в 1937-1941 гг. погибли в воздушных боях и авиакатастрофах свыше 200 советских лётчиков [7, с. 189-190], среди которых были и белорусы. На сегодняшний день документально установлены четыре фамилии, две из которых носили могилевчане. Младший командир Н. Е. Подвальский, уроженец д. Столпище Кировского района, погиб в бою, похоронен в г. Аньцин провинции Аньхой. 1 ноября 1938 г. в авиакатастрофе оборвалась жизнь воентехника II ранга И. А. Шевцова из д. Кухенка Михаловского сельсовета Бобруйского района. Он похоронен в г. Ханьчжун провинции Шэньси [2, с. 105, 108].
Выше мы уже упоминали об участии советских граждан в боевых действиях на территории Испании, где летом 1936 г. антиправительственный фашистский мятеж вызвал гражданскую войну, быстро переросшую в крупнейший конфликт международного характера, своего рода генеральную репетицию Второй мировой войны.
В августе 1936 г. по всей Беларуси прокатились массовые митинги в поддержку законно избранного правительства Испанской Республики, началось перечисление материальных средств в фонд помощи республиканцам. Белорусские газеты тех дней отмечали особо активные предприятия и организации, среди которых упоминалась Могилёвская швейная фабрика имени Володарского [8].
С подъёмом встречали в СССР и Беларуси делегации бойцов Республиканской армии, активистов общественных организаций. 1 февраля 1938 г. в БССР прибыл председатель испанской секции Международной организации помощи борцам революции (МОПР) писатель И. Асеведо в сопровождении члена Исполкома МОПР и ЦК Компартии Италии Д. Джерманетто. Свой визит они начали с Минска, затем побывали в Бобруйске, Могилёве, Гомеле и других городах [9], где в честь гостей были организованы интернациональные вечера. После выступления перед коллективом Могилёвского авторемонтного завода имени С. М. Кирова гости получили в подарок произведения Ленина и Сталина, а рабочие приняли решение перечислить в фонд Испании однодневный заработок и приняли обращение к испанскому народу [10].
Непосредственное участие в боевых действиях в составе Республиканской армии приняли многие советские военнослужащие, в первую очередь - лётчики и танкисты. Среди первых 30 советских лётчиков, штурманов и авиаинженеров, прибывших на Пиренеи в сентябре 1936 г., были и уроженцы Могилёвщины: уже упоминавшийся выше авиаинженер З. А.
Иоффе и лётчик В. Н. Бибиков, родом из Пропойска (Славгорода). До прибытия в Испанию советской авиатехники Бибиков воевал на самолётах зарубежных систем в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи ВВС Испанской Республики. За участие в боях получил орден Красного Знамени. Затем участвовал в боях с японцами у реки Халхин-Гол в .Монголии, в Великой Отечественной войне. Генерал-лейтенант авиации (1954 г.) [11, с. 31, 71].
Инструктор по технике пилотирования капитан Н. Э. Глушенков из д. Зубры Горецкого района командовал в Испании истребительной авиаэскадрильей, одержал лично и в паре десять воздушных побед, был награждён орденом Ленина. В 1944 г. стал генерал-лейтенантом авиации [12, с. 555].
Стрелок скоростного бомбардировщика младший командир С. Е. Шевченко, уроженец д. Озёры Круглянского района, погиб при выполнении одного из боевых заданий. Посмертно награждён орденом Красного Знамени [13, 275; 14].
Первыми из советских танкистов в Испанию прибыли военнослужащие 4й механизированной бригады Белорусского военного округа, стоявшей в Киселевичах под Бобруйском. Тяжёлые бои на Мадридском направлении повлекли за собой много жертв среди танкистов. 12 февраля 1937 г., в районе г. Арганда от прямого попадания снаряда погиб экипаж, в составе которого находился уроженец д. Старая Белица Чериковского района механик-водитель К. Д. Черненко. Посмертно он был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды [2, с. 87].
Сыны Могилёвской земли были и среди представителей других родов войск. Уроженца д. Трубильня Краснопольского района И. К. Воропаева за большой вклад в становление и развитие артиллерийских частей Республиканской армии наградили орденом Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны он стал генерал-майором артиллерии, Героем Советского Союза [15, с. 105 - 106].
Плечом к плечу с упоминавшимся выше К. П. Орловским прошёл значительную часть жизни его земляк А. М. Рабцевич, родом из д. Лозовая Буда Кировского района. С 1925 г. он служил во внешней разведке ОГПУ - НКВД, в 1937-1938 гг. работал в Испании в качестве советника командира разведотряда, был награждён орденом Красной Звезды. В период Великой Отечественной войны возглавлял партизанский отряд специального назначения, в 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза.
5 июля 1938 г. вспыхнул короткий по времени, но чрезвычайно тяжёлый по характеру боевых действий конфликт между Японией и СССР вблизи озера Хасан в Посьетском районе Дальневосточного края СССР (ныне - территория Хасанского района Приморского края России). Воспользовавшись фактом отсутствия здесь демаркированной линии государственной границы между СССР и марионеточным государством Маньчжоу-Го, созданным Японией в оккупированном ею китайском регионе, японские войска вторглись на советскую территорию.
Для отпора захватчикам в район конфликта на помощь пограничникам были подтянуты силы нескольких стрелковых дивизий. Командиром одной из них - 39-й - являлся А. Г. Батюня, уроженец д. Курганы Кировского района [16, с. 20 - 21]. Однако быстрой победы одержать не удалось. Хасанские сопки не раз переходили из рук в руки. В этих кровопролитных боях участвовали С. Ф. Новосельцев (уроженец Чаусского района), И. М. Смоликов (д. Слобода Костюковичского района), А. Белявский (Бобруйск) [17; 18, с. 425; 19], И. П. Беспалов (Бобруйский район) и другие После окончания боёв Иван Беспалов сообщил в письме на родину, в Воротынский сельсовет, что был ранен в ногу, но не покинул поля боя, «пока не вышибли всех самураев с нашей советской земли» [20].
Большие потери с обеих сторон заставили руководителей СССР и Японии предпринять усилия на дипломатическом фронте, и 11 августа 1938 г. боевые действия были прекращены, на границе восстановлен статус-кво, существовавший до начала конфликта.
По его завершении последовало массовое награждение участников боёв. Среди награждённых было 47 жён и сестёр командиров Посьетского пограничного отряда, проявивших самоотверженную заботу по уходу за ранеными [21, с. 85]. Одна из них - Т. И. Смолякова - была женой уроженца д. Горянка Краснопольского района старшего лейтенанта С. И. Смолякова, награждённого за участие в боях орденом Ленина [22, с. 154].
После поражения на Хасане Япония стала искать пути к реваншу, и ровно через год, в мае-августе 1939 г., она попыталась взять его уже на территории третьей страны - Монгольской Народной Республики, связанной с СССР соглашением о взаимопомощи.
По неполным данным, установленным на основании архивных документов, среди советских бойцов и командиров, убитых, пропавших без вести, погибших в транспортных катастрофах, умерших от ран, полученных в ходе военных действий в районе монгольской реки Халхин-Гол, было 13 уроженцев Могилёвщины. В составе пехотных частей погиб в бою красноармеец И. Д. Кондратенко (Замошский сельсовет Осиповичского района); умер от ран красноармеец М. Е. Ковтирев (Кличевский район); пропали без вести красноармейцы Д. М. Самойлов (Могилёв) и С. Ф. Якубенко (д. Мхиничи Краснопольского района).
Среди погибших авиаторов были лётчик-истребитель лейтенант Н. Т. Пискунов (д. Каменка Бобруйского района), а также лётчики скоростного бомбардировочного авиаполка старший лейтенант И. Е. Церенков (Могилёв) и старшина М. Ф. Тиханский (д. Корзуны Мало-Уланского сельсовета Шкловского района).
Но большая часть погибших служила в танковых, мотоброневых, мотострелковых частях, которые были брошены в бой на наиболее опасных участках. Из личного состава этих частей погибли политрук А. Ф. Свириденко (д. Верхний Шлях Чаусского района); старшины П. К. Прудников (д. Новый Дедин Климовичского района) и Я. П. Сидоренко (д. Каничи Костюковичского района); младшие командиры В. И. Федотенко (Галичский сельсовет Климовичского района) и И. П. Ткачёв (Бельский сельсовет Дрибинского района); курсант курсов младших лейтенантов В. П. Соседко (д. Чапаево Глусского района) [2, с. 365, 374, 488, 507, 527, 531, 538, 550, 567-568, 585, 597, 634].
Имена некоторых могилевчан, сражавшихся на Халхин-Голе, получили широкую известность в последующих боях Великой Отечественной войны. Боевой лётчик Я. И. Гончаров, родом из д. Заленки (ныне Козловка) Мстиславского района, был удостоен звания Героя Советского Союза [16, с. 122]. Многочисленные награды носил на груди лётчик Н. Ф. Левицкий, уроженец д. Мокрое Быховского района [23, с. 564]. Крупными соединениями командовал генерал-майор М. И. Панфилович из Чаусов [24, с. 598].
Литература:
словарь // Под общ. ред. генерал-полковника М. Г. Вожакина. - М.: Жуковский; Кучково поле, 2006. - Том 1. - 672 с.
Вышэйшая школа, 1994. - 659 с.
Воронкова И.Ю.
Государственное научное учреждение «Институт истории Национальной
академии наук Беларуси»
(г. Минск, Беларусь)