Немаловажным фактором успешного проведения Могилевской наступательной операции стало инженерное обеспечение боевых действий войск 2-го Белорусского фронта. В форсировании Днепра и штурме города Могилева принимали участие 11-я и 50-я инженерно-саперные бригады, 1-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада РГК, 33-я моторизованная инженерная бригада, 345-й армейский инженерный батальон, 929-й корпусной саперный батальон, отдельные саперные батальоны стрелковых дивизий.
Одной из первых 26 июня 1944 года вышла к Днепру и приступила к наведению переправы 50-я инженерно-саперная бригада. В журнале боевых действий отмечено: “При отсутствии плацдарма наших войск на западном берегу, под сильным огнем противника в 20.00 из парка НЛП была наведена переправа. Длина моста - 124 метра, грузоподъемность - 9 тонн. Наведенная переправа решила успех штурма города Могилева, через мост прошел в полном составе правофланговый корпус 50-й армии и часть войск 49-й армии”[1,л. 20].
Понтонный мост был наведен в районе Луполово, 500 метров северо- восточнее высоты 166,3, саперами 210-го инженерно-саперного батальона. В наградном листе командира батальона капитана Григория Слыша отмечено: “Под городом Могилев лично ходил в разведку для выбора места постройки наплавного моста. Мост был построен под его руководством днем под сильным пулеметно-минометным огнем. Своевременно построенная переправа решила взятие Могилева” [2].
За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании реки Днепр и овладение городом Могилев 210-й Рославльский инженерно-саперный батальон был награжден орденом Красного Знамени. Командир роты, наводившей переправу, лейтенант Сенченко Федор Иванович 15 августа 1944 года погиб в Польше. Звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра в районе города Могилев, где наведенная переправа решила успех штурма города, ему было присвоено посмертно.
Среди отдельных саперных батальонов следует отметить 195 -й саперный батальон 139-й стрелковой дивизии. Саперы батальона 27 июня к 17.00 южнее Могилева в районе деревни Буйничи навели штурмовой мостик для атакующей пехоты. Под артиллерийским огнем противника саперы к 9.00 28 июня завершили строительство деревянного моста для пропуска дивизионной техники и артиллерии. Дивизионный инженер подполковник Егоров А.М., командир роты капитан Сухоруков А.Г., командир отделения сержант Рогожников А.М., сапёр Шавкунов Е.И. за мужество и отвагу при форсировании реки Днепр удостоены звания Героя Советского Союза.
Боевые действия войск фронта по освобождению Могилева следует рассматривать в рамках всей наступательной операции. Форсирование Днепра происходило на 120-километровом участке фронта от Быхова до Шклова, чем были созданы возможности дальнейшего успешного наступления в западном направлении. Инженерными войсками фронта при форсировании реки Днепр с 26 по 30 июня 1944 года выполнен огромный объем работ. В описании инженерного обеспечения наступательной операции, составленном штабом инженерных войск, приведены сведения о видах и грузоподъемности переправ. За 4 дня было возведено 23 понтонных и мостовых переправы, в том числе: пять переправ грузоподъемностью 30 тонн, общая длина - 585 метров и пять переправ грузоподъемностью 60 тонн, общая длина 470 метров [3, л. 125].
Форсирование Днепра севернее и южнее Могилева обеспечили 9-й, 87-й, 89-й, 92-й и 122-й отдельные понтонно-мостовые батальоны. Их успешные действия при форсировании Днепра отмечены в документах инженерного управления фронта [3, л. 89]. 9-й понтонно-мостовой батальон входил в состав армейской подвижной группы. После форсирования реки Проня группа была введена в прорыв и устремилась к Днепру.Понтонеры батальона к 7.00 27 июня в районе деревни Бушляки навели мост грузоподъемностью 24 тонны, длиной 106 метров и обеспечили переправу подвижной группы [3, л. 126]. Получив боевое распоряжение по наведению переправы в районе деревни Церковище, батальон в 4.00 28 июня навел мостовую переправу под грузы 30 тонн, длиной 110 метров. Подача парка к месту переправы происходила по бездорожью и под артиллерийским огнем противника [4, л. 32]. Командир батальона гвардии майор А.И. Смышляев лично руководил постройкой моста через Днепр, обеспечив переправу частей 81 -го стрелкового корпуса.
92-й отдельный понтонно-мостовой батальон вышел к Днепру 26 июня в районе деревни Плещицы. При наводке моста грузоподъемностью 30 тонн отличилась рота старшего лейтенанта Бочко М.В.. Понтонеры вели сборку паромов под сильным артиллерийским обстрелом, находясь по пояс в воде, проявляя при этом подлинное мастерство и бесстрашие. Командир 69-го стрелкового корпуса генерал- майор Мультан Н.Н отмечал, что мост был наведен за три часа сорок минут [5]. Длина моста у деревни Защита составила 120 метров. По мосту прошли танки и артиллерия. 27 июня батальон навел мост грузоподъемностью 16 тонн. Многие солдаты и офицеры за мужество и отвагу при наведении переправы были награждены орденами и медалями. Командиру батальона майору Канарчику Александру Ивановичу Указом ПВС СССР от 3 августа 1944 г. было присвоено звания Героя Советского Союза.
Орден Ленина и медаль “Золотая Звезда” вручены не были, 24 августа в районе п. Вороново Барановичской области автомашина, в которой находился майор Канарчик, была расстреляна ‘бандой белополяков” (термин из документа). Не была вручена награда и батальону. В архивных документах хранится обгоревшее письмо на имя начальника инженерных войск фронта от 20 сентября 1944 года: “Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования при форсировании рек Проня и Днепр, прорыв сильно укрепленной обороны немцев батальон награжден орденом Красного Знамени. Прошу Вашего содействия в получении награды для батальона. И.о. командира батальона майор Чинизубов П.Е.” [6, л. 76].
За успешное выполнение боевой задачи по наведению мостов через Днепр награждены орденами командиры 87-го, 89-го и 122-го батальонов гвардии майор Петров И.В., майор Харитонов К.Д., майор Щетинников И.И. В наградном листе Петрова И.В. отмечено: “Своевременно обеспечил наводку моста на реке Днепр, переправил артиллерийские и танковые части, которые стремительным действием уничтожили противника в районе города Могилев” [7, л. 16]. В 1945 году гвардии подполковнику Петрову Ивану Васильевичу за образцовое руководство батальоном при форсировании реки Одер, личное мужество и героизм присвоено звание Г ероя Советского Союза.
Важное место в боевой деятельности инженерных частей отводилось штурмовым действиям по овладению опорными пунктами. В мае 1943 года начали создаваться штурмовые инженерно - саперные бригады. 24 июля 1943 года была издана директива о формировании 1 -й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады [8, с. 112]. Бригада включала роту управления, разведывательную роту, пять отдельных штурмовых инженерно-саперных батальонов, Общая численность личного состава 2231 человек. Бригада была укомплектована пополнением и новейшим вооружением в соответствии с шифрограммой Генерального штаба от 23 мая 1944 года. 18 июня она прибыла на станцию назначения - Ходосы и вошла в состав 2-го Белорусского фронта.
Основной боевой единицей бригады являлся штурмовой инженерносаперный батальон. Личный состав был подобран из молодых, физически сильных солдат, вооруженных автоматами и ручными пулеметами. Штурмовые действия широко применялись при овладении крупными городами. Однако 1-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада РГК в штурме Могилева фактически не участвовала. Штурмовые батальоны бригады обеспечивали боевые действия стрелковых дивизий севернее Могилева.
5-й отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон (командир гвардии майор Озин С.П.), сопровождавший подвижную армейскую группу, принимал участие в бою за д. Казимировка, северо-западнее Могилева. В отчете бригады о боевых действиях записано: “28 июня сержант Лещенко, действуя в составе роты, выдвинулся вперед и вступил в бой со взводом немцев. Гранатами и огнем из автомата он уничтожил 12 немцев, Подав ложную команду “Взвод, в атаку, за мной! ” ринулся на остатки взвода. Растерявшись, немцы поодиночке бежали в лес. В неравном бою сержант был ранен, но истекая кровью, продолжал бой. Жители Казимировки во время боя находились в овраге и наблюдали за боевыми действиями роты. После освобождения деревни они прислали на имя командующего армией письмо с просьбой о переименовании Казимировки в деревню имени гвардейца-штурмовика Лещенко” [9, л. 12]. К сожалению, установить в архиве персональные данные сержанта Лещенко не удалось.
Описание боя батальона имеется в донесении от 1 июля 1944 года: “Ночью с 27 на 28 июня бойцы 5-го батальона вели бой с противником, пытавшимся прорваться к Минску в районе Новое Пашково. Немцам перекрыли дорогу танки, которых сопровождали саперы. Противник располагал группой пехоты до 400 человек, гвардейцев было - 110. В бою участвовали танки и артиллерия. Бой был жестокий, временами переходил в рукопашную схватку. В этом бою гвардейцы уничтожили не менее 150 гитлеровцев, взяли в плен - 23 человека. Бой шел во ржи и в противотанковом рву. Наши потери: убито - 11 чел., ранено - 43” [10, л. 37].
В дивизиях, которые вели бой в городе, создавались штурмовые группы. Группы имели по 50-60 человек каждая и были усилены танками, артиллерийскими орудиями, минометами и саперными подразделениями. В составе одной из штурмовых групп смело и решительно действовал расчет саперов 33-й инженерной бригады. Продвигаясь в боевых порядках частей, вблизи станции Могилев-2 расчет наткнулся на сопротивление противника. Смело атаковав немцев, расчет уничтожил 34 немецких солдата и 16 захватил в плен. Командир расчета старшина Михаил Иванович Шемяков был награжден орденом Красной Звезды. Этим же приказом медалью “За отвагу” награжден сапер рядовой Гусев Петр Васильевич, лично уничтоживший в бою 7 немецких солдат. Для солдата, воевавшего с июля 1941 года, медаль за штурм города Могилева стала первой боевой наградой. В штурме города участвовали также саперы 139-й, 238-й, 290-й, 369-й стрелковых дивизий.
Важнейшей боевой задачей инженерных войск было разминирование города Могилева. 33-й отдельной моторизованной инженерной бригаде задача по сплошному разминированию ставилась еще до начала наступления, Перед штурмом города 26 июня бригада получила боевое распоряжение штаба фронта с составлением плана работ по сплошному разминированию Могилева. На топографической карте в журнале боевых действий бригады территория города разделена на четыре района: А (Луполово), Б (центр, юго-восточная часть), В (центр, юго-западная часть), Г (Карабановка, северная часть города). По плану на разминирование города отводилось 10 дней. Для выполнения задач привлекались 140-й, 142-й, 143-й отдельные инженерные батальоны и 8-й отдельный батальон электрических заграждений. Взвод 141 -й отдельной роты спецминирования использовался в качестве инструкторов по отысканию и обезвреживанию мин замедленного действия.
План устанавливал очередность работ при разминировании. Работы первой очереди: а) разминирование основных улиц при сопровождении боевых порядков пехоты в период штурма города; б) разминирование проезжей части; в) проверка и разминирование основных зданий (обком партии, горисполком, городской театр, банк); г) разминирование заводских и общественных зданий. Работы второй очереди: проверка и разминирование тротуаров и зданий основных районов города. Работы третьей очереди: проверка и разминирование мелких жилых зданий занимаемых жителями, домов разрушенных и сгоревших [11, с. 96].
Разминирование крупных зданий производилось группами в 8-9 человек. Перед началом работ ставилась охрана и предупредительные таблички с надписью “Минировано”. Группы производили обследование зданий и отмечали подозрительные места. Четыре сапера с миноискателями, щупами и стетоскопами прощупывали, прослушивали, простукивали стены, полы, потолки, дымоходы. Два сапера производили обезвреживание взрывоопасных предметов. Остальные саперы собирали взрывчатые вещества и боеприпасы. В процессе работ использовались заявления местных жителей о минировании того или иного объекта. Всего поступило 34 заявления, из которых подтвердилось только одно, была найдена мина.
За сравнительно короткий срок саперы выполнили в городе огромный объем работ. Они разминировали 485 городских кварталов, 60 крупных общественных зданий, обезвредили 1232 мины, несколько фугасов и авиабомб, 82 “сюрприза”. В процессе работ по разминированию и проверке территории города было собрано и складировано: артиллерийских снарядов - 1100 ящиков, россыпью - 850 шт., термитных снарядов - 240 ящиков, ружейных патронов - 189 ящиков, мин минометных - 522 шт., авиабомб 100 кг - 14 шт., 250 кг - 16 штук. зажигательной смеси - 22 ящика, гранат ручных - 67 ящиков, гранат термитно - кумулятивных - 53 шт. россыпью - 330 штук. Саперами бригады на улицах и в зданиях города было собрано также 6660 противотанковых мин, 450 противопехотных мин, 2875 капсюлей-детонаторов, 300 стандартных зажигательных трубок, 2840 взрывателей различного типа, 200 электрических детонаторов, 200 метров бикфордова шнура, 180 метров детонирующего шнура, 4288 кг тола, 4725 кг прочих взрывчатых веществ [12, л. 89].
Приказом Верховного Главнокомандующего четырем инженерно - саперным бригадам присвоены почетные наименования “Могилевских”. Из командиров бригад в Могилеве известен только полковник Везиров Аслан Фархадович. В командование 1-й гвардейской штурмовой бригадой он вступил 6 мая 1944 года, за Могилевскую операцию награжден орденом Красного Знамени. За мужество и героизм при форсировании реки Одер полковнику Везирову А.Ф. было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1947 года он в отставке, жил в городе Баку. В Могилеве ему присвоено звание почетного жителя города, установлены бюст и мемориальная доска.
50-й Могилевской инженерно-саперной бригадой с момента ее формирования командовал гвардии полковник Логинов Иосиф Андреевич, 1899 г.р., Ивановская область, Киржачский район, д. Трохино. В Красной Армии с 1918 года, на фронте с июня 1941 года. В ходе Могилевской операции бригадой построено 11 мостов, в том числе 3 моста через Днепр. Погиб в боевых порядках бригады при штурме Кенигсберга 8 апреля 1945 года. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, медалью “За оборону Сталинграда”.
Командир 11 -й инженерно-саперной бригады - полковник Соколов Георгий Тихонович, 1908 г.р., г. Москва. В действующей армии с июля 1941 года, воевал на Западном фронте. За форсирование Днепра и овладение городом Могилев награжден орденом Красного Знамени. С октября 1944 года командовал 2-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригадой 3-го Белорусского фронта, участвовал в штурме Кенигсберга. Генерал-майор инженерных войск. Жил в городе Куйбышеве (Самара).
Командир 33-й моторизованной инженерной бригады - инженер- полковник Гуреев Иван Николаевич, 1906 г.р., Московская обл., Зарайский район, с. Бол. Белыничи. Окончил Военную электротехническую академию. На фронте с августа 1941 года. В Могилевской операции по его инициативе разработаны и применены для прорыва обороны противника “летающие торпеды” ЛТ-6, имевшие огромную разрушительную силу. Руководил разминированием города Могилева. В июле 1944 года был отозван с фронта в распоряжение инженерного управления РККА. Занимался организацией работ по инженерному обеспечению боевого применения ядерного оружия. Начальник Семипалатинского ядерного полигона, генерал-лейтенант. За исключительные заслуги при выполнении специального задания ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, награжден девятью орденами.
По данным штаба инженерных войск 1020 солдат, сержантов и офицеров инженерных частей за Могилевскую операцию были награждены орденами и медалями. Орденом Красного Знамени награждены 1-я гвардейская штурмовая и 11-я инженерно-саперные бригады. 92-й понтонно-мостовой, 345-й армейский, 929-й корпусной, 210-й, 217-й, 218-й инженерно-саперные батальоны [3, л. 123]. Память о сапёрах, освобождавших город Могилев и вернувших его к мирной жизни, всегда будет в наших сердцах.
Ф.А. Свинтицкий
(Могилев, Беларусь)
Список литературы и источников
Могилевская правда. 1974. 29 июня.
ЦАМО РФ. Ф. 33 оминжбр. Оп.1. Д. 47.