В интернете уже давно работают компании, называемые брокерами данных, которые собирают беспрецедентные объёмы личной информации о миллиардах людей по всему миру, но мало кто осознаёт истинный масштаб их деятельности. И не всякий знает, что в некоторых случаях можно запросить удаление этой информации.
Источник изображения: Claudio Schwarz / unsplash.com
Сегодня тщательно собирается, упаковывается и продаётся с целью извлечения прибыли каждое действие человека в интернете: каждый клик, покупка и каждый «лайк». Агрегированная персональная информация в этих условиях оказываются ценным товаром, что доказывает мировая индустрия брокеров данных. И с развитием инструментов искусственного интеллекта возникает риск, что объёмы извлекаемых сведений ещё сильнее вырастут, а мир брокеров данных, и без того непрозрачный, станет ещё более агрессивным. Это усиливает опасения по поводу конфиденциальности данных.
По словам 67 % американцев, они мало или вообще ничего не понимают, что компании делают с их персональными данными, показали результаты исследования, проведённого Pew Research в 2023 году — в 2019 году таких было 59 %. И большинство (73 %) американцев считает, что у них «мало или совсем нет контроля» над тем, что компании делают с их информацией. Люди не осознают, что даже их номер телефона может использоваться брокерами данных или недобросовестными лицами для раскрытия крайне конфиденциальной информации: номера социального страхования, домашнего адреса, электронной почты и даже данных о семье. Крупные игроки в этой отрасли продают информацию ответственно, а мелкие и неизвестные могут обходить правила, нарушать этические границы и использовать персональные данные граждан так, что это может причинить им вред.
Среди крупнейших игроков, по версии профильного сервиса OneRep, значатся Experian, Equifax, TransUnion, LexisNexis, Epsilon (ранее Acxiom) и CoreLogic, а также службы поиска людей Spokeo и Intelius. Эти компании работают в нескольких отраслях, обрабатывая как общедоступную информацию, так и закрытые конфиденциальные данные. Они предлагают различные услуги: маркетинговую аналитику, оценку кредитоспособности и проверку биографических сведений — при этом у них сформированы процедуры запроса собранных о себе данных или запроса на их удаление. Впрочем, компания может по-разному отреагировать за запросы из разных стран и даже штатов США.
Источник изображения: Pawel Czerwinski / unsplash.com
Ниже приводятся типы информации, которую обычно собирают брокеры данных, по словам опрошенных CNBC экспертов по вопросам конфиденциальности.
Основные идентификаторы: полное имя, домашний адрес, номер телефона и адрес электронной почты.
Финансовые данные: кредитные рейтинги и история платежей.
История покупок: что потребитель ищет в интернете, что и где покупает, и как часто покупает определённые продукты.
Данные о здоровье: медикаменты, заболевания, а также взаимодействие потребителя с приложениями или сайтами, связанными со здравоохранением.
Поведенческие данные: информация о том, что человеку нравится, не нравится, и какие типы рекламы он, вероятно, будет смотреть.
Данные о местоположении в реальном времени: данные спутниковой геопозиции из приложений, которые отслеживают поездки потребителя, где он совершает покупки и как часто посещает определённые места.
Предположительные характеристики: на основе истории просмотра и потребления медиа — посещения сайтов, чтения статей, просматриваемых видео — брокеры данных составляют сводку об образе жизни человека, его доходе, предпочтениях, религиозных или политических убеждениях, хобби и даже вероятности благотворительного пожертвования.
Отношения с семьёй, друзьями и коллегами: анализируя связи с друзьями, контактами в соцсетях и мессенджерах, брокеры данных могут составить карту отношений отдельного человека и даже отслеживать, как часто он взаимодействует с определёнными лицами, чтобы оценить глубину этих связей.
Брокеры данных продолжают работать под незначительным контролем, поскольку их работа регламентируется не везде: есть Общий регламент по защите данных (GDPR) в ЕС и некоторые нормативные акты в двадцати американских штатах, но и там нет уверенности, что эти компании действуют надлежащим образом. Чтобы начать полноценную работу по защите конфиденциальности, обществу необходимо осознать, какие объёмы личной информации передаются ежедневно, говорят эксперты. Полностью скрыться современный человек уже не может, но в его силах выработать новые привычки и овладеть новыми средствами, которые ограничат раскрытие данных. Например, некоторым мобильным приложениям следует ограничить доступ к геопозиции, в отдельных случаях лучше отказываться от сохранения файлов cookie и воздерживаться от публикации личных данных в интернете. Поможет применение защищённых браузеров и блокировщиков трекеров.
Американские потребители имеют возможность отказаться от передачи своей личной информации некоторым брокерам данных, а также запросить её удаление — в отдельных случаях такой запрос обрабатывается всего один рабочий день. Но эта процедура иногда оказывается намеренно усложнённой, указывают эксперты, а ранее удалённые персональные данные могут опять появиться в той же базе, но уже из других источников. Существуют также службы, преимущественно платные, которые берут на себя составление и отправку запросов на удаление данных у разных операторов. Тем же, кто решит действовать самостоятельно, рекомендуется выполнить поиск своей персональной информации через Google и связаться с администрациями сайтов, где эта информация может обнаружиться. Или произвести поиск на ресурсах самих брокеров данных — у них же может быть форма запроса на удаление. В некоторых случаях, вероятно, потребуется решать вопрос в судебном порядке.
Перспективы отрасли брокеров данных включают в себя как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, развитие ИИ способно значительно упростить работу этим компаниям. С другой, защитой от них могут стать блокчейн, технологии повышения конфиденциальности, а также развитие законодательной базы. Но пока соответствующие нормы не приняты, брокеры данных продолжат собирать максимально возможные объёмы информации — для них это источник дохода, и чем больше информации о каждом человеке собрано, тем она точнее, а значит, дороже.
Источник: 3DNews