20.12.202211:41
Староста написала песню. О войне...
Каплицу и мемориальный знак погибшим землякам в осиповичских Шейпичах сельчане сделали и установили толокой
Деревянная каплица с резьбой, иконами и крестом, черная плита с фамилиями тех, кто не вернулся домой с фронтов Великой Отечественной. Бондар, Бурак, Гончаронок, Ништ, Савко… Всего 44 человека. «Сохранить память об односельчанах, пожертвовавших жизнями ради победы, — наш долг перед предками и потомками», — убеждена староста деревни Шейпичи Осиповичского района Валентина Бурак, по инициативе которой появился сельский мемориал.
Общая боль
Валентине Михайловне 72 года, о войне она знает много — от родных (ее отец Михаил Лукьянович дошел до Кенигсберга, дважды тяжело ранен, всю жизнь носил в плече осколки вражеского снаряда), земляков.
— У нас каждая семья проводила кого-то на фронт: отца, брата или сына. Не всех дождались обратно. Моя бабушка Ева в войну шестерых сыновей потеряла. Костю тут, в селе, снарядом разорвало, Аркадия в лесу убили, Николай, Петр и Степан сложили головы, освобождая Польшу. Павел, служивший в разведке, — вот уж действительно злая судьба — погиб в Берлине в день Победы, 9 мая 1945-го. Бабушка прожила 92 года и всегда о них помнила. Да разве можно забыть такую трагедию? — вздыхает Валентина Михайловна. — По ее и маминым рассказам знаю, что до Великой Отечественной Шейпичи, которым, к слову, уже 462 года, были немаленькие: 120 дворов, в каждой хате по 5—9 детей. В 1941-м все молодые мужчины ушли на войну, 77 не вернулись, 33 из них полегли в наших краях и похоронены на малой родине: в братских могилах, одиночных на сельском кладбище. О судьбе остальных 44 мы знали немного: они пали смертью храбрых или пропали без вести на территории Польши и Германии.
Идею с памятником вынашивала 47 лет
Бабушка Валентины Михайловны и ее соседки, близкие которых навсегда остались лежать на чужбине, всю жизнь переживали, что так и не узнали, где именно они упокоены, не смогли поклониться их праху.
— И меня это тревожило, — признается староста села. — Еще в 1975-м, когда работала в столице на комбинате художественных изделий, у шоссе Минск — Москва в Жодино открыли монумент в честь матери-патриотки. Прообразом стала Анастасия Куприянова, потерявшая в войну пятерых сыновей. Помню, подумала тогда: «Такие в каждом белорусском селе быть должны. Как символ подвига и трагедии всех женщин, не дождавшихся близких с войны».
Идею установить в родных Шейпичах хотя бы скромный памятник, Валентина Михайловна пыталась воплотить в жизнь, но столкнулась с бюрократическими препонами. Везде, куда обращалась, ответ был один: для этого нужны веские основания, множество согласований-разрешений.
Увековечить имена 44 односельчан, которые восстановила по книге «Память. Осиповичский район», воспоминаниям свидетелей военных событий, Бурак все же смогла. Говорит, к тому, чтобы довести задуманное до конца, ее подтолкнули события, происходящие в мире:
— В Украине война, в Польше сносят обелиски советским солдатам, а у меня душа болит: за что наши близкие сражались, кровь проливали? Ведь за всех нас, за светлое будущее, чтобы мирно жили, хлеб растили!
Кто, если не мы?
Каплицу и мемориальный знак староста села спроектировала сама. А возвела и установила вместе с родным братом Николаем и неравнодушными земляками.
— Коле 68 лет, живет в Могилеве, но сюда часто наведывается. Вместе с соседями — Анатолием Дмитриенко, Александром Ходоркевичем, Натальей и Василием Кирилловыми — купил и привез материалы: плиту, металл, древесину, цемент, шифер. Василий Кириллов сделал резное украшение для каплицы. Работали толокой. Нас, постоянных обитателей, в Шейпичах 62. Но подключились и те, кто купил тут домик под дачу: минчанка Ольга Селедцова, Александр Кустов, который из Бобруйска в Осиповичский район за 35 километров на велосипеде ездит, — благодарна всем за помощь Валентина Михайловна.
«У нее инвалидность, проблемы с ногами, передвигается с тросточкой, а энергии, оптимизма и душевной теплоты столько — позавидовать можно! — хвалят старосту односельчане. — И даром убеждения обладает, потому что сама для всех пример. Ее жизненное кредо: «Кто, если не мы?»
— Шейпичам всегда везло со старостами. В войну благодаря Степану Власовичу Гончаронку село уцелело: сумел убедить фашистов его не палить. А вот Баранцы-2, Чучье, Столяры, Буда, Слобода, Прудище, Вязычин разделили участь огненных деревень, — уточняет председатель Свислочского сельисполкома Евгения Купреенко. — Теперь Валентина Михайловна о земляках заботится. По ее инициативе не только памятный знак установили, но и дорогу отремонтировали. Она очень активная: и субботники организовывает, и праздники. Потому и удостоена титула лучшей сельской старосты Осиповичского района.
Лучшая староста — человек разносторонний, творческий. Нараспев декламирует:
Осенняя рябина краснела у крыльца,
И три малютки-сына смотрели на отца.
Отец сказал сурово ребятам и жене
Всего четыре слова: «Не плачьте обо мне!»
Сказал и отвернулся, винтовку взял свою.
И больше не вернулся в родимую семью…
Не зря мы кровью нашей окрасили поля:
Цветет что день, то краше родимая земля!
— Эти стихи положены на музыку, моя мама эту песню любила, — рассказывает Валентина Михайловна. — Теперь я пою своим детям, внукам. Они должны знать о войне, о том, как наследила она на нашей земле, чтобы не прерывалась связь поколений. Ведь забыть о предках-героях — значит обесценить их подвиг.
Ольга Кисляк, СБ