Рабочий день филиала ОАО «БЕЛАЗ» — Могилевского автомобильного завода имени Кирова, где выпускают карьерные самосвалы повышенной проходимости, дорожно-строительную технику и детали для железнодорожного подвижного состава, начинается в семь утра. У станков в механосборочном цехе застаем тех, для кого он сегодня первый: Влада Павленкова, Владимира Куцкова и Антона Якубова. Ребятам по 18 лет, и у каждого из выпускников Могилевского машиностроительного колледжа уже есть четвертый разряд. Наличие его не просто приятный бонус: выше разряд — больше зарплата! Рабочий день филиала ОАО «БЕЛАЗ» — Могилевского автомобильного завода имени Кирова, где выпускают карьерные самосвалы повышенной проходимости, дорожно-строительную технику и детали для железнодорожного подвижного состава, начинается в семь утра. У станков в механосборочном цехе застаем тех, для кого он сегодня первый: Влада Павленкова, Владимира Куцкова и Антона Якубова. Ребятам по 18 лет, и у каждого из выпускников Могилевского машиностроительного колледжа уже есть четвертый разряд. Наличие его не просто приятный бонус: выше разряд — больше зарплата! Стимул для начинающих Присваивать практикантам разряд — идея директора Могилевского автозавода Александра Монича: — Мы динамично развиваемся, осваиваем новые рынки сбыта, по состоянию на 20 июля этого года произвели продукции на сумму более 98 миллионов рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года — почти 133 процента. Нуждаемся в квалифицированных рабочих кадрах и в этом году пошли на эксперимент. К нам на практику пришло с десяток учащихся колледжей и техникумов. Трое из них были удостоены второго разряда за хорошие показатели и соблюдение трудовой дисциплины. Для такого результата «безразряднику» надо работать на совесть без брака 3-4 месяца. Через полгода есть шанс получить третий, еще через год — четвертый разряд, а всего их шесть. У Павленкова, Куцкова и Якубова уже четвертый! Начальник механосборочного цеха МоАЗ Александр Еремеев обращает внимание: — Присвоение разряда — это не аванс, а хороший стимул для молодых специалистов, которые еще на практике отлично себя зарекомендовали. У токарей, станочников оплата труда сдельная, но поощрений много. Каждый разряд — это плюс 100 рублей, есть еще ежемесячные премиальные, возможность получить высшее образование за счет завода... Если человек горит работой, мы в нем заинтересованы. Александр знает, о чем говорит. В свое время так подружился с огнем в сталелитейном цехе, что на третьем курсе бросил БРУ, где учился на экономиста, и перешел в БНТУ — осваивать машины и технологию литейного производства. Придя на автозавод учеником заливщика металла, стал сталеваром, потом мастером плавильного участка, начальником цеха железнодорожных узлов, теперь возглавляет механосборочный. В механосборочном — 300 рабочих, из которых 15 процентов — молодые. В их ряды и влились Павленков, Куцков и Якубов. Дух захватывает! Владимир Куцков техникой увлечен с детства: — Мои дед и дядя всю жизнь производят лифты, строительные подъемники на «Могилевлифтмаше», а я выбрал автозавод — машины мне ближе. Подъем в 6 утра — не проблема, в своем селе Андраны Мстиславского района привык вставать с первыми петухами. В Могилеве учился, закрепился. Предприятие работает стабильно, зарплата хорошая, уже имею и разряд, и комнату в общежитии. В планах — учиться дальше, повышать квалификацию. Антону Якубову из деревни Михалево Могилевского района выучиться на станочника посоветовали родные. Не разочарован: профессия, говорит, перспективная и на заводе отличный институт наставничества. Оба парня зачислены в штат станочниками широкого профиля. Их приятель — могилевчанин Влад Павленков — токарем-карусельщиком. Связать жизнь с машиностроением Влад хотел всегда. Еще больше утвердился в правильности выбора, попав на практику на МоАЗ: — От мысли, что буду причастен к созданию карьерных 25-тонных самосвалов, дух захватывало! Управлять мощным карусельным станком, который способен одновременно обрабатывать несколько деталей, меня научил опытный токарь-карусельщик Николай Галиулин. И, конечно же, технике безопасности: нельзя заступать за ограждение, при замере детали технику надо обязательно обесточить во избежание ее самопроизвольного включения. Кстати, детали, которые мне доверили делать, — ступицы для переднего и заднего мостов карьерных самосвалов — напоминают церковные колокола! Влад Павленков намерен получить высшее образование по смежной специальности. — Профессия станочника дает доступ к базовым металлообрабатывающим станкам, а карусельный станок — более сложное оборудование, тут надо уметь и чертежи читать, и изготавливать крупногабаритные детали для машин большой грузоподъемности, — рассказывает мастер производственного участка механосборочного цеха Никита Щербо. — Чем сложнее оборудование, тем выше зарплата. Если у молодого станочника она около тысячи рублей, то у карусельщика может достигать двух и выше. Родная проходная Наш гид по цехам Ольга Даниленко пришла на МоАЗ в минувшем августе учеником контролера станочных и слесарных работ. Студентка-заочница экономического факультета Белорусско-Российского университета признается: — В цехе сборки машин на меня поначалу смотрели как на диковину — тут девчат отродясь не было, одни парни! Но освоилась я быстро, уже через полтора месяца доросла до контролера. Менее чем через год стала контент-менеджером, продвигаю заводской телеграм-канал. Такой вот карьерный рост! Что ее первое рабочее место останется единственным, Ольга не сомневается. Говорит, любовь к автозаводу у нее на генном уровне: прадед Василий Титов — родоначальник трудовой династии — пришел сюда слесарем, следом — ее бабушка, мама в 19 лет, стаж которой уже 32 года, потом отец. Ольга с воодушевлением рассказывает, какой сильный у них соцпакет: материальную помощь оказывают тем, кто уходит в декретный отпуск, — рублей 180 ежемесячно, к праздникам все получают деньги и подарки, дважды в год — 13-ю зарплату. На днях организовали молодежно-патриотические акции «Посылка солдату» и «Как тебе служится, солдат?», собрали для ушедших в армию ребят консервы, чай, сладости, написали видеообращение от коллег, дескать, помним, ценим, ждем обратно. — Особое внимание — молодым кадрам, — говорит замдиректора МоАЗ по идеологии и социальному развитию Василий Белозоров. — Это не только доплаты и кураторство. Регулярно проводим дни адаптации: администрация, начальники цехов, работники профкома собираются вместе, интересуются, есть ли у юных коллег проблемы или пожелания. К слову, закрепляемость молодежи на предприятии — 62 процента. Большинство ушедших ныне проходит службу в армии. Есть на заводе акция «Приведи с собой друга». Работника, устроившего своего приятеля или родственника, если тот закрепится, премируют 350 рублями. ЦИФРЫ На МоАЗ трудятся около 2 тысяч 600 человек, из которых 425 — в возрасте до 31 года. В этом году в штат принят 61 молодой специалист. По информации Министерства образования, всего в стране на первые рабочие места в августе прибыли более 53 тысяч молодых специалистов. Из них 16 тысяч 700 — с высшим образованием, остальные — со средним специальным и профессионально-техническим. Ольга Кисляк, СБ Источник - mycity.by