В феврале отметит 90-летие народный артист БССР и СССР, уроженец Могилева Геннадий Овсянников » mogilew.by
 

В феврале отметит 90-летие народный артист БССР и СССР, уроженец Могилева Геннадий Овсянников

В феврале отметит 90-летие народный артист БССР и СССР, уроженец Могилева Геннадий Овсянников
17.02.202515:12
Страсти по Овсянникову
Народный артист БССР и СССР Геннадий Овсянников давно стал символом белорусского театрального искусства. Он не просто актер, а наше подлинное достояние. Его преданное многолетнее служение Национальному академическому театру имени Янки Купалы — вдохновляющий пример редкой самоотдачи. 19 февраля Геннадий Степанович будет принимать поздравления с 90-летием: вечером в Купаловском покажут «Паўлінку», а затем состоится чествование мастера.

Всегда разный
Все пишущие об Овсянникове отмечают: образ хохмача и балагура — всего лишь маска. За ней — изысканный щеголь и острослов с непременным шейным платком и интеллектуал с цитатами стихотворений Пастернака. Совсем не простак, а интеллигент и умница. Как и многие белорусские актеры, Геннадий Степанович явно недоиграл в пьесах Чехова, Шекспира, Ибсена, Олби. Сам себя он больше ассоциирует с чеховским Чебутыкиным из «Трех сестер». Мечтал сыграть Фирса, но «Вишневый сад» не случился. Валенки, ватные штаны, кирзовые сапоги, тулупчик — вот его привычный «костюм». Но когда он вышел в роли Герцога в премьерном спектакле Даниила Филипповича «Рамэа і Джульета» по Шекспиру в 2023 году, ни у кого не возникло сомнений в родословной персонажа: настоящий Герцог! Как и его пожилой лифтер в спектакле «Час жыцця», поставленном в 2022-м российским режиссером Игорем Маловым по знаменитой пьесе Освальда Заградника «Соло для часов с боем», убеждал, что через сердце этого словацкого старика Франтишека Абеля прошли многие беды и лихолетья кровавого XX столетия.
Овсянников — всегда разный и всегда любимый зрителями. Если его герои лишены внешних проявлений темперамента, все бури у них происходят внутри. Всего он сыграл около 90 ролей в театре и кино.
Дитя войны
Геннадий Степанович родился 19 февраля 1935 года в Могилеве. Дитя войны, он знает о ней не понаслышке: «Когда вижу в театре и кино неправду о войне, меня коробит. Я многое видел «живьем», пережил голод и холод. Когда нас освободили, пошел в школу. Снарядов вокруг, патронов, всякого оружия было навалом. Представляете: идет урок, в классе тишина, учительница что-то рассказывает, и вдруг — бух!.. Кто-то из ребят во взрывателе ковырялся. Прямо на уроке у него все пальцы снесло».
Актер вспоминал: «Все детство я провел в деревне. Меня воспитывала сестра моей матери, моя тетя Марфа Гавриловна Цибульская, сельская учительница. После войны ее переводили из школы в школу — мы исколесили весь Климовичский район. Окончив семь классов, поступил в Могилевский машиностроительный техникум. Проучился там год, затем забрал документы, уехал в Ригу, где подал их в мореходное училище. Через полгода вернулся в Белыничи, чтобы окончить десятилетку. Там увлекся художественной самодеятельностью, актерствовать принялся в драмкружке…» Кружок вела учительница немецкого языка Мария Николаевна Гедда: «Она первая и сказала про меня: «Вот живой Хлестаков». По ее благословению в 1953 году я поступил в театрально-художественный институт в Минске. Руководителем курса у нас был Константин Николаевич Санников, выпускник Первой белорусской студии в Москве». Через всю жизнь актер пронес любовь к своему педагогу.

Рядом с великими
В 1957 году Овсянников окончил актерский факультет и пришел в Купаловский театр. Еще будучи студентом, в 1956-м уже играл в спектакле «Паўлінка» одного из друзей главной героини. «Когда мы вшестером с одного курса пришли в театр, на его сцене играли Глеб Павлович Глебов, Борис Владимирович Платонов, Владимир Иосифович Владомирский, Леонид Григорьевич Рахленко, — рассказывал актер. — Это был самый ансамблевый театр в стране. Со временем менялись художественные руководители, каждый вносил что-то свое, но основная заповедь — относись трепетно к своему делу — оставалась прежней».
В Купаловском Овсянников работает по сей день. Каждый его выход на сцену — праздник для зрителей. Хотя большие роли пришли к нему не сразу, всякое бывало. И этой преданности одному театру многим молодым актерам не понять. Сейчас, когда можно сотрудничать с несколькими труппами или легко променять уютную гримерку на перелетную жизнь звезды Instagram или светского льва, многие приоритеты в этой профессии поменялись. Но зритель по-прежнему ценит актеров преданных, а «летуны» были во все времена. Овсянников пришел в театр, когда здесь работали прославленные мастера, и именно от них он получил эту «бациллу преданности».
Последний народный артист СССР
Среди спектаклей, в которых был задействован актер, — «Врата бессмертия», «Амнистия», «Константин Заслонов», «Характеры», «Ревизор», «Поздняя любовь», «Доходное место», «Буря», «Ажанiцца — не журыцца», «Коварство и любовь», «Вечер», «Вечный Фома», «Дети Ванюшина» и многие другие. За роль изобретателя Мурашко в комедии «Мудромер» Николая Матуковского Овсянников получил Государственную премию БССР.
Он сыграл в большинстве спектаклей талантливого мастера, главного режиссера, а после и худрука Купаловского театра Валерия Раевского. Этапным стал выпущенный им в 1989 году спектакль «Страсти по Авдею» по одноименной пьесе Владимира Бутромеева, в основу которой легла повесть Георгия Марчука «Крик на хуторе». В 2000-м роль Авдея принесла Овсянникову диплом победителя на фестивале «Артист конца XX века» в Москве.
Последним из белорусских служителей сцены Геннадий Степанович стал народным артистом СССР в 1991 году.

От Макаенка до Чехова
Особая страница биографии актера — роли в пьесах Андрея Макаенка «Трибунал», «Таблетку под язык», «Погорельцы», «Святая простота», «Затюканный апостол». Овсянников гордился тем, что иногда о нем говорили «макаенковский актер».
Дважды он играл в спектаклях по повести Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»: сначала в формате моноспектакля, позже в большой постановке. Зрители полюбили его Ревунова-Караулова в «Свадьбе» по Антону Чехову российского режиссера Владимира Панкова, недавно возглавившего московский Ленком.
Поставленные в Купаловском в последние годы спектакли тоже не обходятся без Геннадия Степановича — это и «Час жыцця», и «Рамэа і Джульета». В премьере 2023 года «А зоры тут ціхія…» в постановке российского режиссера Дмитрия Акимова по мотивам повести Бориса Васильева он пронзительно исполнил дедушку Сони Гурвич.
Кино и радио
Актер много работал на радио, активно снимался в кино, правда, в основном в небольших ролях. Среди фильмов с его участием — «Батька» Бориса Степанова, «Последнее лето детства» Валерия Рубинчика, «Обелиск» Ричарда Викторова, «Купальская ночь» Валерия Басова, «Зимородок» Вячеслава Никифорова, «Пламя» Виталия Четверикова, «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» Виктора Турова, «Время выбрало нас» Михаила Пташука, «Свежина с салютом» Ивана Павлова, «Дунечка» Александра Ефремова. В картине «Лист ожидания», снятой Ефремовым в 2023 году, Овсянников тоже сыграл одну из ролей.
Желаем Геннадию Степановичу здоровья и режиссерских предложений, достойных его дарования!
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
18 февраля в эфире телеканала «Беларусь 3» к юбилею артиста увидим «Паўлінку». Кстати, в этот день отметит 55-летие и занятая в этом спектакле заслуженная артистка Беларуси худрук театра имени Янки Купалы Ольга Нефедова. А 19 февраля — выпуск программы «Майстры і куміры» и спектакль «Беларусь у фантастычных апавяданнях».
БЕЛТА
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +208
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости