Летчица из Могилева Людмила Павлова провела в полете без малого 195 дней » mogilew.by
 

Летчица из Могилева Людмила Павлова провела в полете без малого 195 дней

Летчица из Могилева Людмила Павлова провела в полете без малого 195 дней
В Могилевском аэроклубе имени А. М. Кулагина ДОСААФ она сегодня работает в должности начальника штаба: занимается составлением планов и организацией полетов и прыжков, делопроизводством, кадрами. С удовольствием проводит экскурсии по музейной площадке, рассказывает истории о здешних героях и спортсменах.
В Могилевском аэроклубе имени А. М. Кулагина ДОСААФ она сегодня работает в должности начальника штаба: занимается составлением планов и организацией полетов и прыжков, делопроизводством, кадрами. С удовольствием проводит экскурсии по музейной площадке, рассказывает истории о здешних героях и спортсменах.

Еще в недалеком прошлом Людмила Николаевна и сама была летчицей авиации ДОСААФ первого класса. Начинала карьеру летчиком-инструктором, продолжила командиром самолетного звена и даже входила в сборную команду БССР по самолетному спорту. За 30 лет, что наша героиня отдала небу, у нее набежало 4650 часов за штурвалом!
Ключ к небу
Отсчет летного стажа Людмилы Павловой начался в 1983 году. Она вспоминает:
— Мама услышала по радио, что идет набор в аэроклуб, и заразила этой идеей нас с сестрой. Записались на самолетное отделение и на протяжении полугода посещали теоретические занятия. Аэродинамика, самолетовождение, радиоэлектронное оборудование, конструкция самолета и двигателя. Мне, выпускнице машиностроительного института, точные дисциплины давались легко, поэтому все 12 зачетов сдала без проблем. Больше нервов отнял обязательный прыжок с парашютом — переживала. Прыгнула несколько неудачно, повредила ногу, но желания летать этот инцидент не отбил. Зато потом были полеты!
Первый помнится ей в мельчайших деталях до сих пор.
— В самолете принимать решения и выполнять все действия надо быстро: управлять и одновременно следить за радиообменом, осматривать воздушное пространство. Я немного растерялась — не хватало распределения внимания, казалось, что упаду. Благо инструктор был рядом и подсказывал. Второй полет прошел легче, картинка сложилась. С каждым разом получалось все лучше, — делится Людмила Николаевна.
Сестра вышла замуж и полностью переключилась на семейную жизнь, а наша героиня осталась верна небу, получила звание мастера спорта СССР. В 1991 году ее взяли на работу летчиком-инструктором, с 2007-го она стала командиром самолетного звена и активно летала до 2013 года. Затем была руководителем полетов.
От винта!
Спортсменов и курсантов-летчиков Людмила Павлова обучала на учебно-тренировочном самолете Як-52. Собственное мастерство высшего пилотажа оттачивала на воздушном «акробате» Як-55. В арсенале женщины — солидный перечень непростых фигур. С демонстрационными полетами выступала на военном параде в Минске, на открытии «Линии Сталина», на фестивале «Александрия собирает друзей».
Вертолеты смелая женщина тоже приручила: «Техника абсолютно разная, но понравилось. Лишь бы летать!»
Что интересно, особых примет и суеверий у летчицы нет. Исключение — предпочитает не фотографироваться перед вылетом.
— В такие моменты главное — изучить метеорологическую и воздушную обстановку, внимательно осмотреть самолет и кабину. Соблюдай правила, и все будет хорошо, — подчеркивает Людмила Павлова. — Хотя внештатные ситуации случались. В 2009 году при заходе на посадку не вышла передняя стойка шасси — пришлось выполнить посадку на аэродром без него. Самолет не поврежден, пострадал только винт. Те, кто боится летать, зря это делают. Есть исключительные ситуации, но на земле опасностей куда больше.
Между всеми звеньями Могилевского аэроклуба полное взаимопонимание и доверие.
— Безответственных в команде нет, только профессионалы. Смеемся, что все мы «пыльным мешком ударенные». Больны своим небом, — улыбается летчица.
Окрыленная ветром
К слову, на старте карьеры мужчины девушку в своих рядах восприняли спокойно.
— На соревнованиях, когда не было женских команд, летали наравне с мужчинами. Никаких поблажек, поскольку комплексы фигур пилотажа одинаковой сложности для всех. Или ты тянешь требования, или тебе нечего здесь делать. Полеты, полеты и еще раз полеты. Чем дольше в небе, тем больше опыта. Недаром каждый месяц в программе подготовки постоянного летного состава есть зона на личное совершенствование. Обязательно садишься в самолет и выполняешь задание на полет. Чтобы научить другого, каждый должен сам это дело хорошо освоить, — акцентирует собеседница.
8 Марта мужчины поздравляют девушек цветами и сладкими угощениями, что ожидаемо. Но есть нюанс: в ДОСААФ не обделяют вниманием прекрасный пол и 23 февраля. Людмила Николаевна рассказывает:
— Я не военнообязанная, но мои курсанты всегда поздравляют с Днем защитников Отечества и Вооруженных Сил. Своя логика тут есть, все же лепту в обеспечение безопасности страны вносим. Почти все летчики Беларуси проходят через наш аэроклуб.
Молодежь, к слову, толковая. Бывают отдельные случаи, когда курсант хочет летать на самолете, но не получается. А как пересядет на вертолет — другое дело. Каждому свое.
— Среди гражданских разные ребята встречаются, но тоже заметны улучшения, — говорит Людмила. — Не секрет, что в какое-то время упустили патриотическое воспитание молодежи, приходится наверстывать. У меня, рожденной в Советском Союзе, совсем другое отношение к Родине, к старшим. Мама и папа — дети войны, на 9 мая обязательно посещали мемориальный комплекс на месте Луполовского лагеря военнопленных в Могилеве. Наворачивались слезы от понимания, какой ценой далась Победа. В стране сейчас все хорошо и мирно, подняли экономику, развиваются социальная сфера и культура, но патриотическое воспитание нельзя пускать на самотек, надо им заниматься.
Двоюродные братья отца Людмилы Павловой были летчиками, совсем молодыми погибли в годы Великой Отечественной войны.
— Узнала об этом в сознательном возрасте, так что выбирала профессию с оглядкой на них, — отмечает женщина. — Папа тоже хотел стать летчиком, но выбрал подводный флот. Видите, какие перипетии судьбы. Нашу семью всегда тянуло в небо. Могилев с высоты птичьего полета прекрасен. Особенно весной, когда начинают цвести сады и поля. Сочные краски, белая дымка... Когда летали строем, ловила себя на мысли, что ничего красивее в жизни не видела.
Любовь Соловьева, фото Андрей Сазонов, СБ
https://www.sb.by/articles/kak-ptitsa-v-oblakakh.html

Источник - mycity.by
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +656
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости