Бог слышит возносимые здесь молитвы » mogilew.by
 

Бог слышит возносимые здесь молитвы

Бог слышит возносимые здесь молитвы
Матвей Славко

Когда заходишь в Инкерманский Свято-Климентов монастырь, то слева среди цветов видишь белую статую священномученика Климента Римского, а справа, над лестницей, ведущей в обитель, белую арку с примечательной надписью «Азъ хощу Руси здъ быти». Слова эти были обнаружены на древних останках монастыря на вершине горы, в своде башни Каламит, развалины которой стоят на скале над пещерными храмами монастыря.
Даже в жаркий летний день сюда устремляются автобусы с паломниками и туристами, которые легко различимы по одеяниям. Для туристов на входе имеются головные платки и светло-салатовые юбки, которыми следует обернуть голые ноги.
Гостей у врат встречают три мозаики-иконы: Христос, Богородица и святой Климент, вырастающие в светящемся проеме туннельной арки.
Если повернуть налево, попадаешь на старое монастырское кладбище, среди дерев утопающее в скальном углублении. Поклонившись упокоенным, направляемся в сам монастырь, к пещерным храмам свв. Климента, Мартиниана и ап. Андрея, у входа в которые разбит прекрасный садик с бассейном, в котором плавают золотые рыбы и бело-розовые лотосы, привлекая внимание детворы.
Монастырь со вкусом украшен южными зелеными насаждениями,
Красиво и благодатно здесь в любое время года. Порой из пещер доносится монашеское пение. Бог слышит возносимые здесь молитвы даже сквозь шум проносящихся в пятнадцати метрах от обители поездов и сквозь страшный промышленный грохот Инкерманских каменоломен.
Положив букет белых лилий к двум новым могилам, о которых скажу в конце, входим в череду пещерных храмов, многовековая намоленность которых ощутима под черными закопченными сводами.
Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента — римского епископа с 92-го по 101-й год н.э., апостола из 70-ти, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса и претерпевшего здесь в 101 г. мученическую кончину. Свое крещение Климент принял в Кесарии от апостола Петра, разделив с ним впоследствии тяжесть совместного пути. Праведная жизнь и проповедническая деятельность позволили Клименту стать епископом города Рим — в этот сан он был рукоположен самим апостолом Петром. Популярность папы Климента среди народа способствовала все большей христианизации римлян. Это и послужило причиной ссылки епископа в каменоломни. Однако святой продолжал крестить людей — как каторжников, так и свободных. Благодаря ему в этих местах появились семь десятков храмов.
Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверными признано два Послания к коринфянам. Известно, что в ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы, в том числе два ближайших ученика — Фив и Корнелий.
После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма, где братия стали устраивать богослужения.
Весть о развернутом в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до императора Траяна. По его тайному распоряжению владыку вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжелый морской якорь. Так он увенчался славой мученика.

Мощи св. Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины, находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте по месту обретения, доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне — остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание, руками ангелов была выстроена церковь.
Рядом с этой святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII–IX веках пещерный монастырь.
В 861 г. прибывшие в Херсонес святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий перевезли затем часть святых мощей в Рим, где они и хранятся по сегодняшний день в базилике святого Климента. До X в. мощи св. Климента оставались и в Херсонесе. После крещения князь Владимир, испросив себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей, перевез их в Киев.
Был сослан в Херсонес римлянами, уже в VII в., и святитель Мартин Исповедник, папа Римский, уроженец Тоскании, боровшийся с ересью императора Констанса и Константинопольского Патриарха Павла II. Папу Мартина по ложному доносу намеревались лишить сана и предать смертной казни.
Святитель был закован в цепи и брошен в темницу к разбойникам. Когда император послал в темницу допросчиков, святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там святитель и скончался 16 сентября 655 г., изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Позже мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
Скажем и о крепости Каламита, возвышавшейся несколько веков над долиной каменоломен. Примерно в VIII–IX вв. здесь, под защитой крепости, и возник пещерный монастырь. Первым монахам пещеры служили и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивались в пещерах, а алтарь, престол и скамьи вырубались из камня. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами.
После завоевания Крыма турками в 1475 г. крепость Каламита была перестроена и получила название Инкерман, что означает «пещерная крепость». Христианский монастырь постепенно пришел в упадок. По одной из версий историков, местные монахи ушли на мыс Фиолент, основав там Георгиевский монастырь.
После присоединения Крыма к России древняя обитель стала возрождаться. Благодаря стараниям архиепископа Херсонского Иннокентия в 1850 г. была открыта Инкерманская киновия, а в дальнейшем удалось реконструировать три пещерных храма. В 1867 г. была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартину. В 1895 г. здесь появился новый храм, построенный в византийском стиле и освященный во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Алтарную часть храма вырубили в скале, остальная часть была наземная. В 1905 г. в монастыре появилось сразу несколько новых храмов. На верхнем плато был построен крестообразный в плане храм во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского.
Окончательный облик Инкерманского монастыря сложился к 1910 г. К этому времени были построены два жилых здания для братии, в одном из которых была освящена домовая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открылась церковно-приходская школа, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 г. в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.
В годы безбожной власти все земли обители были национализированы, а в 1926 г. Инкерманский монастырь закрыт. В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии.
Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 г. благодаря заботам уроженца Севастополя архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого, 1955–1996). Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных храмовых святынь Крыма и много трудов положил на это. Художник-постановщик Севастопольского театра, он в 1989 г. был рукоположен во диакона, а после — во священника. От людей не укрылось: «не молился — он разговаривал с Господом». 22 августа 1994 г. принял монашеский постриг с именем Августин, а через восемь дней был отправлен в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь наместником. Под его руководством древний монастырь ожил. По проекту отца Августина был отреставрирован древний пещерный храм Рождества Христова. В 1995 г. архимандрит начал восстанавливать Спасо-Преображенский скит около села Терновка. В самом же селе был построен храм во имя святого мученика Евстратия Киево-Печерского. Как бы предчувствуя свой ранний уход, архимандрит Августин старался сделать как можно больше для восстановления разоренных Таврических монастырей и храмов. За семь лет своей деятельности он восстановил три обители и семь церквей.
Вместе с иеромонахом Агапитом (Маланичем), благочинным Свято-Климентовского монастыря, он отправился начать новое богоугодное дело, но 13 сентября 1996 г. под Белгородом их машина, по официальной версии следствия, врезалась в грузовик.
Однако существует неистребимое мнение, распространившееся в православной среде, что своим пастырским созидательным служением, огромной приязнью к нему православного русского народа архимандрит Августин, честный и бескомпромиссный человек, кое-кому (даже называют кому) сильно мешал, и потому был убит вместе со своим помощником (расстрелян из автомата).
Прихожане и священники были потрясены трагической гибелью архимандрита Августина и иеромонаха Агапита. Погребение состоялось 16 сентября, присутствовавший старец Кирилл (Павлов) сказал: «Души этих иноков созрели для Царства Божия». Тела погибших (убиенных?) покоятся на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, среди дерев у подножья скалы, к могилам не иссякает паломнический поток.
Новое время — дало основания для народного почитания новомучеников 1990-х.
Фото автора и Наталии Корнильевой. 5 августа 2021 г.
«Столетие»
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +15
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости