Американский независимый аналитический центр Security Policy Reform Institute (SPRI) опубликовал список главных бенефициаров войны в Афганистане, которые откусили самый больший кусок от двух с лишним триллионов долларов, брошенных Америкой в топку афганской войны.
Это пятёрка военных корпораций Lockheed Martin, Raytheon, General Dynamics, Boeing, Northrop Grumman.
Всего, по данным Watson Institute Университета Брауна (Провиденс, США), с 2001 по 2021 год США потратили на войну в Афганистане $2,313 трлн. Эксперты SPRI считают эти цифры, взятые с правительственных сайтов, заниженными. Скачок расходов в 2020 году связан с ускоренными выплатами Пентагона пятерке военных корпораций по заключенным с ними контрактам в связи с рисками COVID-19. Сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен выразила скептицизм по поводу этого шага Пентагона, предположив, что выплаты суммой в 3 миллиарда долларов будут потрачены гигантами американского ВПК на «обратный выкуп акций, на выплату повышенных дивидендов и зарплату руководству».
Для такого скепсиса есть серьезные основания: в 2015-2019 годах зарплата генеральных директоров пяти лидеров американского ВПК превысила полмиллиарда долларов.
Авторы доклада SPRI цитируют Джулиана Ассанжа, который еще в 2011 году сказал, что цель афганской войны США «состоит в том, чтобы использовать Афганистан, чтобы вымыть деньги из налоговых баз США и Европы и вернуть их в руки транснациональной элиты спецслужб. Цель – бесконечная война, а не успешная война» (The goal is an endless war, not a successful war).
Из публикации в швейцарской газете Neue Z?rcher Zeitung следует, что восстановление Афганистана никогда не была реальной целью США. «Триллионы долларов из кармана американских налогоплательщиков были потрачены на войну, и лишь незначительная часть денег пошла на восстановление страны. При этом из-за расточительства и нецелевого использования средств добиться успеха в Афганистане Вашингтону так и не удалось», – пишет Neue Z?rcher Zeitung.
По данным Управления специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) при Конгрессе США, лишь $133 млрд (менее 7 процентов от потраченных на войну в Афганистане двух триллионов) были заявлены американцами как расходы на восстановление страны. Причем львиная доля этих средств была потрачена «на безопасность». Почти $90 млрд были выделены на обучение афганских солдат, борьбу с наркоторговлей и «поддержание мира» (контрпартизанские операции). Около $37 млрд было направлено на инфраструктурные проекты, социальные программы и систему здравоохранения. Часть этих денег также пошла на «борьбу с наркоторговлей», которая, впрочем, ничуть не уменьшилась.
Афганистан по-прежнему является крупнейшим в мире производителем опиума. Бизнес вокруг макового сока, из которого изготавливается героин, считается второй по важности отраслью экономики Афганистана после военной сферы, пишет Neue Z?rcher Zeitung. Просто если ранее запрещённая в России группировка «Талибан»* до захвата власти контролировала свыше 60% производства опиума, то теперь, когда он руководит всей страной, он контролирует все 100% производства опийного мака и 85% мирового производства опиума.
Потерпели крах и другие затратные проекты США. $2 млрд было вложено в строительство дорог, которые афганцы не могли сами поддерживать в годном состоянии из-за нехватки средств и технических возможностей. $660 млн было потрачено на закупку и поставку бронемашин для афганской армии, однако афганские военные оказались плохо обучены техническому обслуживанию и ремонту сложной военной техники.
Астрономические доходы от войны в Афганистане – лишь малая часть того, что заработали американские военные корпорации за 20 лет. По оценке американского Университета Брауна, все военные операции после терактов 11 сентября, включая войну в Ираке и антитеррористические миссии в других странах, обошлись американским налогоплательщикам в $6,4 трлн, которые пополнили бюджеты пятерки военных монстров во главе с Lockheed Martin.
Неслыханное обогащение лидеров американского ВПК не пошло на пользу вооруженным силам США. Огромные средства были потрачены на разработку и создание якобы перспективных образцов вооружений и военной техники, которые на поверку оказались непригодными к участию в боевых действиях высокой интенсивности.
Так, одним из самых провальных проектов Пентагона стало, как мы писали, строительство гигантских эсминцев «Замволт». Идея строительства судов этого класса появилась после событий 11 сентября 2001 года. Эти корабли предназначались для поражения баз и учебных лагерей боевиков, а также для поддержки десанта морской пехоты. Их главное оружие – 80 ракет «Томагавк». Поначалу американцы планировали построить 32 корабля этого класса. Потом 24. Потом 7. Наконец, остановились на трёх. И не только по причине их дороговизны (стоимость одного такого корабля практически равна стоимости авианосца) и ошибках в системах вооружений. К моменту спуска на воду первого «Замволта» стало ясно, что эти корабли утратили свою боевую нишу, так как миссия поддержки наземных операций потеряла былую актуальность.
В итоге три эсминца Zumwalt окончательно стали «белыми слонами» (white elephants; русский аналог – «чемодан без ручки»). Проектированием и постройкой «белых слонов» занималась «золотая команда» в составе Northrop Grumman, Raytheon Systems, General Dinamics, Lockheed Martin и Boeing.
А эскадру литторальных (прибрежных) кораблей, построенных корпорациями Lockheed Martin и General Dinamics в количестве свыше двух десятков, уже начали постепенно списывать. В их двигательных установках обнаружен неустранимый брак, из-за чего корабли один за другим теряют ход.
«Я не куплюсь на это!» – заявила член палаты представителей от штата Вирджиния демократ Элейн Лурия, которую возмутила идея списать в утиль недавно вошедшие в строй корабли во имя инвестиций во что-то непонятное. Конгресс смог лишь отодвинуть сроки списания новейших боевых кораблей. А самое удивительное – Lockheed и General Dynamics продолжают строить ненужные флоту прибрежные скорлупки и зарабатывать на каждой по $500 млн.
Безнаказанно растрачивать деньги американских налогоплательщиков позволяет себе не только пятерка топ-бенефициаров американского ВПК, но и корпорации рангом помельче. Так, после 16 лет исследований была закрыта программа создания «рельсотрона», электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью в шесть раз быстрее скорости звука.
Компании BAE Systems и General Atomics заработали на разработке этой суперпушки $500 млн., но с задачей не справились.
Не удаётся американским оборонным корпорациям, избалованным дармовыми для них деньгами, создать и гиперзвуковое оружие. Корпорация Lockheed провалила уже второе испытание гиперзвуковой ракеты, что вызывает насмешки в американских СМИ.
Рыба гниёт с головы, а голова американской милитаристской империи, военно-промышленный комплекс, всё больше напоминает осетрину второй свежести.
Фото: REUTERS/Bob Strong
ФСК