Подготовила Мария Максимова
Знаковое для Российской империи место, Александровский дворец, почти 10 последних лет был закрыт для посетителей, но не для реставраторов, которые бережно и буквально по крупицам восстанавливали историческое наследие.
Дворец был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II. Автор проекта – итальянский архитектор Джакомо Кваренги. С 1905 года дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II.
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Позднее здесь размещались дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом. Во время фашистской оккупации тут находились немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма.
После войны дворец был законсервирован и в 1946 году передан сначала Академии наук СССР, затем Военно-морскому ведомству. В ведение музея-заповедника «Царское Село» дворец передан в октябре 2009 года. В июне 2010-го, в дни празднования 300-летия Царского Села, были торжественно открыты после реставрации три зала Парадной анфилады.
Хранитель экспозиции Александровского дворца Мария Филипцева рассказывает, что помогли реставраторам чудом сохранившиеся документы, фотографии и предметы, которые удалось сберечь даже в войну, хотя потери оказались огромны. Если к началу Великой Отечественной в Александровском дворце находилось более 52,5 тысяч предметов, то за годы оккупации было утрачено свыше 44,8 тысяч. А из того, что сохранилось, значительная часть оказалась разбросана по другим музеям.Сегодня некоторые из них поделились своими коллекциями. Так, ГМЗ «Павловск» передал на временное хранение сразу 200 экспонатов.
Пройти по дворцу императора Николая II и Александры Федоровны – истинное наслаждение. Приемная, Рабочий и Парадный кабинеты, Малая и Большая библиотеки, Угловая гостиная воссозданы так искусно, что даже не обладающий большим воображением человек невольно погрузится в атмосферу эпохи.Сможет представить, как работал, принимал служащих и послов последний император России.
«Прибывшие на аудиенцию к Николаю II чиновники попадали сначала в приемную, где постоянно дежурили флигель-адъютанты. А уже отсюда – в Рабочий или Парадный кабинет, где император заслушивал их доклады и отдавал распоряжения», – рассказывает научный сотрудник.
Именно в Угловой гостиной состоялось историческое заседание кабинета министров, на котором Николай II принял на себя командование армией и флотом. Это решение современники впоследствии назовут роковым.
Не обошлось и без открытий. Так, во время демонтажных работ в Мавританской мастера раскрыли под полом чашу бассейна, в которой обнаружили фрагменты метлахской плитки. Благодаря этой находке колористическое решение интерьера, которое до этого восстанавливали по черно-белым фотографиям, получилось аутентичным. Именно таким, которым его задумал и воплотил в жизнь архитектор и инженер Николай де Рошефор.
А при воссоздании Кленовой гостиной реставраторы обнаружили небольшой фрагмент первоначальной отделки. И таким образом получили ответ на вопрос об оттенке розового цвета и характере лепного рельефа с изображением роз.
Реставраторы потрудились здесь на славу. Так же, как прежде, выглядят сегодня камины и панели, ковровые покрытия и портьеры, мебель и паркет. По найденным образцам воссозданы росписи стен.
Если мужская половина отличается харизматичностью и строгостью линий, то женская радует глаз нежными цветами, белой мебелью и тонким вкусом.
Например, великолепный Сиреневый кабинет отделан шелком. Стены и мебель Спальни обиты чинцом – вощеной хлопковой тканью с набивным рисунком.
По историческим образцам и фотографиям воссозданы портьеры. В Мавританской –это батист с аппликациями, в Парадном кабинете – жаккард с изображением гиацинтов, а в Кленовой гостиной – с птицами.
Там же находится уникальный ковер. Сшитый из новозеландской шерсти, он имеет площадь 182 квадратных метра и весит 400 килограмм! Говорят, что его с большим трудом могут поднять лишь 10 человек.
На стене Палисандровой гостиной можно увидеть портрет Александра III с грубыми черными мазками на холсте. По легенде, его во время штурма Зимнего проткнули штыками революционные солдаты. И хотя реставраторы немного подлатали, возвращать первоначальный вид не стали, решив оставить как напоминание о том времени.
А еще на женской половине находится тайный ход. Рассказывают, Александра Федоровна нередко пользовалась им, чтобы послушать, о чем говорят на совещаниях у императора.
«Для нас открытие первой очереди Александровского дворца – эпохальное событие. Это место связано с поворотными историческими моментами, судьбами нескольких поколений Романовых. Последние годы все наши силы, стремления и мечты были связаны с реставрацией дворца. Это проект невероятной сложности, и вот, наконец, мы можем немного выдохнуть – первый этап пройден», – сказала на открытии первых 13 интерьеров директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Со знаковым событием сотрудников ГМЗ поздравили директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко и вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, который огласил приветствие губернатора Александра Беглова.
«Столетие»