Подготовила Мария Максимова
Алексей Венецианов во многом опередил свое время. Не раз он был забыт, но всегда, как птица Феникс, восставал из небытия, чтобы открыть нам вновь тайны загадочной русской души. Первое открытие случилось в начале ХХ века, и второе — сейчас, на ретроспективе, представленной в Третьяковской галерее.
Последняя большая выставка Алексея Гавриловича Венецианова состоялась почти 40 лет назад. Ее приурочили тогда к 200-летию со дня рождения художника и провели в Русском музее и в Третьяковской галерее. Впрочем, позже выяснилось, что Венецианов родился не в 1782-м, как считалось, а двумя годами ранее. И так со всем его творчеством и судьбой...
При каждом обращении к искусству мастера в нем открывается что-то новое и читается нечто важное для сегодняшнего дня.
Ретроспектива художника, представленная в Инженерном корпусе Третьяковки, призвана заново отыскать потаенные смыслы в работах Алексея Венецианова и даже, возможно, пересмотреть его место в истории отечественного искусства.
Выставка получила название «Пространство, свет и тишина», и в этих трех словах заключен прямой и метафорический смысл, отражающий суть тихой революции, который произвел в искусстве этот выходец из купеческой семьи с итальянскими и греческими корнями.
Он родился в Москве, потом служил чиновником в Петербурге, а после отставки поселился в поместье в Тверской области. В своем имении в деревне Сафонково Венецианов с головой погрузился в неспешную жизнь и начал ее рисовать. Сначала пастелью, больше копируя работы старых мастеров, потом перешел на масло. Писал то, что его окружало — крестьян, их быт, пейзажи, портреты друзей, родных.
Жизнь Венецианова пришлась на эпоху крепостного права, которое уже изживало себя, на события войны 1812 года, подъем движения декабристов и становление социального реализма в искусстве. Но творчество Венецианова вне политики, он обходит стороной громкие события, знаковые фигуры в истории и прочее. Его интересует повседневность, глубинная суть...
На его картинах мы находим крестьянок со взглядом Мадонны, очаровательных в своей простоте и искренности. Он пишет простых мальчишек и девчонок. Вот один из них разлил кувшин с молоком и размышляет, идти ли к отцу или матери, чтобы рассказать о своем проступке и получить по заслугам. Пишет рекрутов, которых в то время забирали в армию на 20–25 лет. Пишет избы, сенокос, жизнь, превращая простые сцены в поэзию.Его картины напоминают работы мастеров раннего Возрождения, их отличают прозрачность, глубина, тонкое чувство света и пространства.
Особенность его школы — в отсутствии драматизма, уходе от героических и «важных» сюжетов. За это Венецианова ругали критики, а после трагической смерти (он разбился, когда кони чего-то испугались и понесли кибитку) художника скоро забыли. Его ученики продолжали писать по-венециановски, но потом многие «ударились» в социальный реализм. Со смертью его последнего ученика Григория Сороки, крепостного крестьянина, который был не только последователем, но и другом, его искусство, казалось, кануло в Лету. Вновь открыли мастера Дягилев и Бенуа, художники объединения «Мир искусства» были поражены тихой романтикой мастера и показали его работы в Париже, где они произвели фурор. Потом, в эпоху авангарда и соцреализма, — снова забвение. Заново открыли Венецианова на излете советской эпохи, но вскоре интерес к нему опять угас. И вот, в наши дни, случилось еще одно возвращение к творчеству мастера «русского сердца и души».
На выставке представлены и редкие работы, о которых долгие годы никто не знал. Они в свое время попали в коллекцию немецкого кронпринца, затем вернулись в Россию после Великой Отечественной войны. Впервые их показали публике на выставке в Москве в 1995 году.
Живописец долгие годы обучал молодых художников, открыл собственную школу, в которой за 20 лет отучились более 70 художников. В школу Венецианова принимались все одаренные дети, в том числе и крепостные. Кстати, многим своим ученикам художник помог обрести свободу.
Работы его учеников Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Григория Сороки также представлены сегодня в залах Третьяковки. Кстати, благодаря Григорию Сороке мы знаем облик Венецианова на склоне лет. Художник написал портрет учителя в середине 1840-х для помещика Николая Милюкова, крепостным которого он был. Сейчас эта работа экспонируется на выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которая только что открылась в Дрездене. Венецианов — один из главных героев этого проекта. Именно как романтика и как художника европейского уровня открывает Венецианова XXI век.
Алексея Венецианова называют родоначальником русской жанровой живописи. Он — один из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций и стали писать жизнь людей с их бытовыми заботами и повседневным трудом. Для создания одной из картин, и на полотне это отлично видно, Венецианов велел даже спилить одну из стен в помещении, где шли работы, чтобы свет был максимально естественным.
Писал Венецианов, конечно, далеко не только то, что видел вокруг себя в своем имении. К примеру, была среди его работ целая серия картин известных государственных деятелей, но на выставке всё же —центральное место занимают полотна, посвященные двору крестьянскому, а не императорскому. Всего на ней более 80 произведений живописи и графики. Есть картины из Архангельска, Твери, Рязани и Пскова, несколько полотен из частной коллекции, которые вряд ли еще когда-либо увидишь.
«Столетие»