Княгинин монастырь » mogilew.by
 

Княгинин монастырь

Княгинин монастырь
Матвей Славко

Эта гора в граде Киеве, неистощимом на святыни, называется Вознесенской. А на этой на горе стоит самый высокий храм Украины — Свято-Никольский собор, главное сооружение Покровского женского монастыря. Собор был построен за 15 лет, в1896–1911 гг. по проекту киевского архитектора Владимира Николаева в неороссийском стиле, по эскизному рисунку великого князя Петра Николаевича, сына основательницы монастыря. У безбожников и на эту красоту поднялась рука, но сегодня, после восстановительных работ, красавец-собор предстает в своем первозданном златоглаво-златокрестном виде.
В дни одного из самых любимых нашим народом праздников, Покрова Божией Матери, познакомимся с одним из немногих монастырей Киева, основанных в конце XIX в. — Свято-Покровским монастырем. Можно сказать, он почти наш современник. Это удивительное место расположено почти в самом центре огромного мегаполиса, но городской шум туда практически не проникает.
Свое второе имя, «княгинин», монастырь получил потому, что был основан великой княгиней Александрой Петровной, которая в 1888 г. приобрела для устроения монастыря участок на киевской Лукьяновке общей площадью 6 десятин (около 6,6 га).
Часть участка, некогда принадлежавшего Иосифу Диковскому, занимал обширный сад, который, как было известно, часто посещал блаженный старец иеросхимонах Феофил (ученик прославленной Досифеи Киевской), который предрек святость этого места.
В Свято-Покровском женском общежительном монастыре сегодня служат панихиды по великой княгине Александре Петровне.
Об Александре Петровне, принявшей постриг как Анастасия и почившей в Киеве, следует сказать, что в 1856 г., она, в свои неполные 18 лет, принцесса Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, вышла замуж за великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I и брата Александра II.
А родилась принцесса 21 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге в семье Петра Георга Ольденбургского (1812—1881) и Терезии-Вильгельмины Нассауской (1815—1871). Ее отец, сын великой княгини Екатерины Павловны, находился на русской службе и был российским подданным.
Всю жизнь Александра Петровна занималась благотворительностью, основала в Петербурге Покровскую общину сестер милосердия, 17 лет возглавляла Общество детских приютов, которые опекали пять тысяч сирот.
Биографы указывают, что однажды, во время выезда Ее Высочества по российской столице, лошади понесли, и в результате падения с кареты на брусчатку Александра Петровна сильно повредила позвоночник. Необходимость сменить климат побудила ее в 1881 г. покинуть Петербург, однако выбор великой княгини пал не на царский дворец в Алупке, а на святой град Киев, матерь городов русских. С разрешения вступившего на престол Александра III великая княгиня поселилась в царском, Мариинском дворце Киева. Затем жила в доме графини Колонна-Чосновской на Липках, на ул. Виноградной (ныне — ак. Богомольца). Больная была парализована и могла передвигаться только в инвалидной коляске.
На тогдашней киевской окраине, Лукьяновке, эта удивительно набожная и милосердная женщина, прикованная к инвалидной коляске, за немалую сумму (50 тыс. рублей) выкупила у города два смежных участка незастроенной земли для обустройства Покровской обители.
Построенная в 1893 г. бесплатная амбулаторная лечебница для неимущих по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей империи. Здесь принимали до 500 больных в день. Между прочим, первые рентгеновские снимки были сделаны в Покровском монастыре спустя всего лишь год после их научного открытия!
Исторические источники указывают, что благодаря высокой квалификации врачей смертность при операциях составляла в этой клинике не более 4%. Такому феноменальному результату способствовал хороший уход за больными (его обеспечивали более 100 человек младшего медицинского персонала) и калорийное питание. Вот рацион больных, в частности, на 30 апреля 1896 г.: завтрак — чай с булкой, молоко, масло, яйца; обед — зеленый борщ, жаркое, компот; ужин — суп и тушеное мясо с картошкой. Средняя продолжительность пребывания людей в лечебнице составляла, согласно статистике, 28 дней. Некоторые находились в больнице от 1 года до 3 лет, до достижения положительных результатов (при туберкулезе костей и суставов, остеомиелите).
Ежегодно здесь делали до 300 хирургических операций, причем абсолютное большинство из них — успешно. Эти цифры и картина сильно отличаются от тех, что нам рисовали советские учебники о годах «царизма».
Двухэтажная аптека (здесь же находились провизорские помещения, где производились в нужном количестве лекарства) бесплатно выдавала медикаменты малоимущим на основе рецептов, выписанных монастырскими врачами. В монастыре был организован приют на 50 коек для слепых и неизлечимо больных, здесь же находились бараки для инфекционных больных...
Сама великая княгиня занимала скромную келью и, будучи настоятельницей, управляла всем хозяйством за личные средства. На текущие потребности монашеской обители княгиня каждый год тратила до 50 тыс. рублей, а на больницу — еще 80 тыс.
И произошло удивительное: в стенах монастыря великая княгиня встала на ноги, исцелительницей почитая чудотворную икону Божией Матери «Почаевская», которой неустанно молилась.

Получив такое дарование здоровья, княгиня сама стала ухаживать за больными — мыть лежачих, сидеть сиделкой (даже поселялась в больничной палате), иной раз даже ассистировала хирургам в операционной.
Послушание княгини возросло в 1894 г.: Священный Синод к Покровскому княгинину монастырю приписал находившийся в упадке Межигорский монастырь. Пришлось поднимать и его.
В течение 1897–1898 гг. на пожертвования императора Николая II был построен новый терапевтический корпус больницы с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и новая амбулатория с водонапорной башней (архитектор — все тот же В. Николаев).
В последние годы жизни великая княгиня Александра Петровна (конечно, уже как Анастасия) возвела немало больничных зданий, и именно на этот период пришлось строительство величественного собора Святителя Николая, который заложили в 1896 г. в присутствии императора Николая II и его супруги Александры Феодоровны. Причем сам царь пожертвовал на строительство 80 тыс. рублей.
Александра Петровна успела увидеть в целом выстроенный огромный храм, но давняя болезнь стремительно обострилась… Похоронили великую княгиню Александру Петровну — как верно было замечено, великую милосердицу и великую инокиню – в саду монастыря, к востоку от алтаря Покровской церкви. Погребение 15 апреля возглавил митрополит Киевский Иоанникий (Руднев). Могила увенчана по завещанию усопшей скромным деревянным крестом.
Архимандрит Иларий (Шишковский) в своем описании Никольского храма указывает: «Имея длину свыше 53 м и ширину свыше 38 м, собор вмещал две с половиной тысячи богомольцев и был самым большим храмом Киева. Кроме главного объема с хорами, он имел еще нижнее (подвальное) пространство с подземной церковью. Главный престол верхнего храма был освящен во имя святителя Николая Мирликийского, престол северного придела — во имя апостола Петра и святого Николая Кочанова, новгородского чудотворца, престол южного придела — во имя великомученицы Анастасии и святой царицы Александры. В нижнем храме был главный престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и придел во имя Сорока мучеников Севастийских».
В церемонии закладки храма принимал участие император. Освящен храм был через 15 лет, 9 мая 1911 г. Этот собор — уникален. Специалисты в области архитектуры отмечают, что его центральное ядро — квадратное пространство площадью около 20 на 20 кв. м, перекрытое кирпичным сводом, который опирается на перекрещенные диагональные арки. Боковые галереи заканчиваются с восточной стороны придельными алтарями. Храм завершали 15 луковичных куполов. Высота до креста центрального купола от пола достигала 64 м.
Первоначальный интерьер храма из-за недостатка средств выглядел достаточно скромно.
В главном иконостасе, изготовленном по проекту великого князя Петра Николаевича, были иконы Спасителя и Богоматери, присланные из Петербурга, другие написали сестры-послушницы в монастырской мастерской.
Главной святыней собора считалась подаренная императорской семьей фамильная реликвия Романовых — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
К 1909 г. площадь монастырской территории достигла 9,5 га и возникли новые постройки. Как росла сама обитель, так росла и слава о монастыре, даже после кончины его основательницы. В 1910–1911 гг. возведен новый двухэтажный с подвалом хирургический корпус больницы, при нем освятили домовую церковь во имя святого Пантелеимона (ныне — медицинское заведение по ул. Пимоненко, 8); в 1912–1913 гг. вне ограждения построена трехэтажная смешанная, обложенная кирпичом паломническая (ныне — помещение УВД по Бехтеревскому пер., 12) — оба здания возведены по проектам Е. Ермакова. Кроме упомянутых отдельных и домовых церквей, действовала небольшая часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при покойницкой и секционной лаборатории с северной стороны от Покровской церкви, реконструированная в 1906 г. (к настоящему времени не сохранилась). Монастырская колокольня была небольшой, деревянной, временного вида.
В Первую мировую войну в обители действовал госпиталь. В 1919 г. советская власть объявила о национализации всего монастырского имущества. И хотя в августе 1920 г. советские органы официально зарегистрировали Киевскую Покровскую женскую общину, в 1922 г. монастырь был ликвидирован.
На территории обители устроили рабочий городок и различные сторонние заведения. Церкви закрыли (последним, в 1934 г., Никольский собор) и уничтожили купола.
В 1941 г., во время немецко-фашистской оккупации, религиозная жизнь в обители возобновилась. После войны обитель осталась действующей, но в значительно меньших территориальных границах. Здания первоначального комплекса были частично снесены.
Осенью 1943 г. в нижнем храме Никольского собора скрывались киевляне, которые не пожелали по приказу оккупантов оставить город перед его освобождением от гитлеровцев. Состояние собора требовало ремонта, который был сделан в 1948–1949 гг., во многом благодаря организационным усилиям игуменьи Архелаи и инокини Евфросинии (Анны Погожевой, родной сестры Патриарха Московского и всея Руси Алексия I).
16 мая 1949 г. был опять освящен главный престол во имя Святителя Николая. Другие престолы изменили названия. В 1950 г. освящены престол южного придела верхнего храма во имя Всех святых, а также в нижнем храме главный престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и придел во имя преподобного Серафима Саровского. В 1951 г. престол северного придела верхнего храма освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Ныне Никольский собор— шестипрестольный. Кроме указанных, в нижнем храме есть южный придел, освященный во имя святого Архистратига Михаила.
В советское время в монастырских корпусах размещались различные учреждения: районные и правоохранительные органы, стоматологическая поликлиника, бюро по ремонту радиотехники, отраслевая больница, и даже… абортарий.
Из трех десятков построек, которыми ранее располагал монастырь, в его ведении оставили лишь семь.
В 1981 г. Никольский собор пострадал от пожара, произошедшего после удара молнии. После этого здесь начались восстановительные работы. В течение 1980-х мастерами Почаевской лавры осуществлена также внутренняя стенопись верхнего храма.
В декабре 2006 г. были восстановлены первые купола Никольского собора. 18 января блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил чин освящения крестов для его куполов. Сейчас в монастыре — около 300 монахинь.
В последние годы после ремонта здесь открыты храм преподобного Агапита Печерского при монашеской богадельне, а также первый храм обители — Покровский.
«Столетие»
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +13
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости