Угроза алгоритмов соцсетей
© Лев Бубнов/коллаж/Ridus.ru
Ученые из Великобритании бьют тревогу: алгоритмы социальных сетей играют огромную роль в распространении дезинформации и разжигании ненависти. Девдатт Дубхаши, профессор Технологического университета Чалмерса, и Шалом Лаппин, профессор Королевского колледжа в Лондоне, в колонке для The Guardian рассказали о том, как жажда прибыли становится для ИТ-гигантов важнее заботы о пользователях.
По мнению экспертов, нельзя отрицать тот факт, что алгоритмы социальных сетей напрямую способствуют распространению теорий заговора, продвижению идей расизма, экстремизма и противоправных движений, пропагандирующих насилие и угрожающих демократии во всем мире. Дубхаши и Лаппин утверждают, что соцсети продвигают подобный контент для увеличения доходов от рекламы и тем самым активно содействуют распространению этих деструктивных тенденций.
Очевидно, что Meta, владеющая Facebook, WhatsApp и Instagram, а также Google, контролирующий YouTube, доминируют на рынке соцсетей и осуществляют почти монопольный его контроль. Как отмечают ученые, такая концентрация власти дает «горстке американских компаний» огромные возможности для влияния на принятие политических решений в разных странах.
Разумно ожидать, что цифровые гиганты попадают под такое же регулирование, как и крупные игроки других рынков экономики, ведь они непосредственно влияют на общественную жизнь. Но это не так, — комментируют Дубхаши и Лаппин. — Соцсети изначально не были ограничены антимонопольным законодательством, законами о рекламе или запретом на разжигание межнациональной ненависти, которые применяются к традиционным СМИ.
Исследователи выделили три «надуманных и необоснованных аргумента» против ужесточения регулирования крупных технологических компаний, к которым обычно прибегают критики государственного регулирования. Среди них возможные препятствия свободе слова, угроза инновациям в науке и технике, а также излишняя вера в самоконтроль онлайн-платформ.
Социальные сети
© pixabay.com
«О саморегулировании не может быть речи. Как правило, социальные сети не хотят нести ответственность за содержание публикаций, которые размещают на их площадке пользователи. Соответственно, доверять им такую важную задачу, как модерация контента — бессмысленно. Все-таки бизнес существует с целью зарабатывания денег. Несмотря на то, что техногиганты часто приписывают себе образ социально ответственной отрасли, делающий все для заботы о пользователях, подобный маневр — всего лишь работа пресс-служб компаний», — заявили они.
Эксперты уверены, что вмешательство государства в деятельность компаний, для которых прибыль важнее, чем наносимый алгоритмами вред, необходимо. Очередным доказательством этого стало недавнее разоблачение Facebook бывшей сотрудницей Фрэнсис Хауген.
При этом Дубхаши и Лаппин отмечают, что регуляторные процессы уже запущены. Так в США председатель федеральной торговой комиссии Лина Хан выдвинула ряд предложений против монополии ИТ-гигантов, а Европейская комиссия всерьез взялась за принятие законов о защите данных и конфиденциальности.
Ridus.ru