В 32,7 млрд тяжелее Солнца: одна из крупнейших известных чёрных дыр оказалась ещё массивнее, чем думали учёные » mogilew.by

Учёные из Даремского университета в Великобритании смогли более точно определить массу сверхмассивной чёрной дыры в центре массивного галактического скопления Abell 1201 на удалении около 2,7 млрд световых лет от нас. Это оказался настоящий монстр, масса которого превышает массу Солнца в 32,7 млрд раз. Размеры горизонта события этой дыры настолько большие, что туда поместилось бы шесть Солнечных систем вместе с облаком Оорта.

Эффект гравитационного линзирования. Источник изображения: NASA, ESA & L. Cal?ada

Чёрная дыра в галактическом скоплении Abell 1201 не активная и поэтому она никак не видна в наши приборы. Если бы дыра поглощала окружающее вещество, то мы могли бы видеть излучение от перегретого внутреннего края диска аккреции. Обнаружить объект помог эффект гравитационного линзирования. Он настолько сильный, учитывая сверхмассу чёрной дыры, что далёкая фоновая галактика выглядит на изображении, как натуральная бровь над глазом.
Свет от далёкой фоновой галактики искажается и усиливается благодаря эффекту искажения пространства-времени. Всё это можно использовать в расчётах, что дало первый результат при подсчёте массы чёрной дыры в центре Abell 1201. Исследователи из Даремского университета воспользовались новыми наблюдениями и смогли уточнить массу объекта. Она оказалась на 7 млрд масс Солнца больше первоначально полученного значения и это крайне интересно.

Дело в том, что нам известно всего десять сверхмассивных чёрных дыр подобной массы. Это важно, поскольку мы приближаемся к теоретическому пределу по этому показателю. Считается, что чёрная дыра не может быть тяжелее 50 млрд масс Солнца. Доказать существование объекта массой 32,7 млрд масс Солнца — это подойти ближе к теоретической границе и сделать наше понимание Вселенной чуть чётче.
«Эта конкретная чёрная дыра, которая примерно в 30 млрд раз превышает массу нашего Солнца, является одной из самых больших из когда-либо обнаруженных и находится на верхней границе того, насколько большими, по нашему мнению, теоретически могут стать чёрные дыры, поэтому это чрезвычайно захватывающее открытие», — объяснил физик Джеймс Найтингейл (James Nightingale) из Даремского университета.

Изображение Abell 1201 BCG, на котором хорошо видна линзированная галактика в виде мазка в правом верхнем квадранте. Источник изображения: Smith et al., MNRAS

Полученный результат, подтверждённый длительным моделированием, ставит чёрную дыру Abell 1021 BCG в десятку самых массивных черных дыр, обнаруженных на сегодняшний день. Диаметр горизонта событий составит более 1290 а.е. Для сравнения, расстояние Плутона от Солнца составляет всего 40 а.е., а расстояние от Солнца до края облака Оорта не более 100 а.е. В эту чёрную дыру войдут шесть Солнечных систем в ряд вместе со своими облаками Оорта, что просто поражает воображение.
«Этот подход [методика подсчёта массы] может позволить нам обнаружить гораздо больше чёрных дыр за пределами нашей локальной Вселенной и показать, как эти экзотические объекты эволюционировали в космическом времени», — уверяют учёные. О работе рассказано в одном из престижных астрономических журналов — Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Источник:
3DNews