Как хоррор стал главным жанром современности » mogilew.by
 

Как хоррор стал главным жанром современности

Без фестивалей и наград, но с преданной аудиторией.
Как хоррор стал главным жанром современности

Дмитрий КамышенкоЖурналист, кинокритик

Избранное Зловещие мертвецы». Картины Дарио Ардженто сложно назвать непредсказуемыми, однако он проявлял себя как художник, а не рассказчик, практически не отвлекаясь на сюжет. Хоррор оказался удобной обёрткой для любой истории.
Кадр из фильма «Титан»Современные авторы хорроров (или постхорроров) также не ограничивают себя, а потому снимают совершенно разные фильмы. Комедии с социальной критикой (Джордан Пил), психологические драмы (Ари Астер), стилизация под экспрессионизм и использование мифологических мотивов (Роджер Эггерс), боди-хорроры (Жулия Дюкурно) — между ними мало общего, но их всё равно можно объединить в одно направление. В отличие от романтических комедий, где рамки давили на авторов, ужастики готовы вбирать в себя что угодно. Можно взять хоррор и с лёгкостью превратить его в драму («Ребёнок Розмари»), комедию («Реальные упыри»), детектив («Звонок»), боевик («Судная ночь»), вестерн («Костяной томагавк»), эротику («Юджени») и даже биографический фильм («Шесть демонов Эмили Роуз»). Нет жанра, с которым нельзя скрестить фильм ужасов.

Усиление эмоций

Может возникнуть логичный вопрос: если режиссёры не хотят пугать зрителя, то зачем они вообще снимают хорроры? Дело в том, что использование сверхъестественных элементов и нагнетание эмоций позволяют добавить фильмам глубины, сделать их более метафорическими.Самый яркий пример — «Прочь» Джордана Пила. В двух словах это история о темнокожем парне, который знакомится с семьёй своей белой девушки. Это ведёт к проблемам из-за поколенческих и расовых стереотипов, которыми живут герои. В 2023 году вышел фильм «Что за люди», сюжет которого строится ровно на этом же конфликте. Но разница между лентами огромна: герой «Прочь» находится в шаге от смерти из-за социальных установок, а герой «Что за люди» рискует всего лишь не понравиться родителям подруги. Меняется уровень угрозы, а потому — важность проблемы.
Кадр из фильма «Прочь»Схожая ситуация и с картиной «Варвар» Зака Креггера. Его феминистский посыл проявляется в злодее — мужчине, который одержим беременными женщинами. Режиссёр мог снять об этом драму, но он понимает, что через призму и тропы хоррора передать посыл будет проще, а эффект окажется сильнее.

Высокая окупаемость

Хорроры долгое время оставались одним из самых удачных жанров с точки зрения коммерции. У фильмов ужасов были десятилетия жёсткой экономии, которая приучала авторов и продюсеров работать в условиях минимальных бюджетов. По этой причине жанр привлекает начинающих режиссёров. Можно придумать хорошую историческую драму, но никто не даст на неё необходимую сумму. Условный Зак Креггер просто напишет сценарий «Варвара» и снимет его за 4,5 миллиона долларов (кстати, фильм собрал в 10 раз больше). Знаменитая студия Blumhouse почти два десятилетия снимает бесчисленное количество хорроров. Многие из них не добираются до кинотеатра, зато успех одной картины обеспечивает прибыль. Например, «Паранормальное явление» с бюджетом 15 тысяч долларов собрало 193 миллиона. А «Ведьма из Блэр» — 248 миллионов при потраченных 60 тысячах.
Кадр из фильма «Варвар»Низкие затраты на производство позволяют не думать о том, как заманить в кинотеатр миллион зрителей. Впрочем, маркетинг хорроров всё равно уникален: иногда один только образ злодея (или зла) может привлечь людей. В отличие от драм, где огромную роль играют популярные актёры. Следовательно, продюсеры могут не бегать за знаменитостями, уговаривая их снизить бюджет: можно взять хороших, но никому не известных артистов, что в очередной раз позволяет сэкономить.Сочетание низких бюджетов и потенциальной прибыли, да ещё и при существовании фанатов жанра (а их очень много) позволяет авторам хорроров не беспокоиться о сборах. Как и о фестивалях — с ними режиссёры жанра давно поругались.Важно и то, что к экспериментам готовы не только создатели хорроров, но и зрители. Стандартный любитель драм или комедий имеет представление о том, что хочет увидеть на экране, в то время как фанат ужастика полностью доверяет режиссёру. Даже если фильм получится странным, то он может предложить что-то новое.
Кадр из фильма «Маяк»Вероятно, именно сейчас свежесть и необычность особо ценится аудиторией. Каждую неделю в кинотеатрах появляется либо кинокомикс, либо очередная часть какой-нибудь франшизы. Зритель, замученный джокерами и доминиками торетто, скорее пойдёт на какое-нибудь авторское кино, где неизбежно встретится с хоррорами. Придётся полюбить их, если хочется смотреть что-то новое, но не супергеройское.При этом не стоит списывать со счетов классические хорроры, ведь и они собирают большую кассу. «Заклятие», «Астрал» и «Оно» чувствуют себя комфортно даже на фоне фильмов Marvel и DC. Выходит, что хоррор — жанр, способный удовлетворить желания как зрителя, идущего в кинотеатр за развлечением, так и запросы киномана.
Кадр из фильма «Заклятие»Пожалуй, в последний раз хорроры были такими же актуальными сто лет назад, когда немецкие экспрессионисты экспериментировали с формой и киноязыком. Современная индустрия вывела фильмы ужасов на первый план банально из-за того, что их авторы не боятся делать что-то новое, необычное. Гибкость жанра лишь способствует экспериментам, а возможность использовать метафоры и непривычные образы добавляет картинам глубины.

Лайфхакер
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +468
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости