10 стыдных вопросов о прививках: отвечает педиатр Фёдор Катасонов » mogilew.by
 

10 стыдных вопросов о прививках: отвечает педиатр Фёдор Катасонов

Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.
10 стыдных вопросов о прививках: отвечает педиатр Фёдор Катасонов

Алина МашковцеваШеф-редактор Лайфхакера

Избранное серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.Сегодня говорим с педиатром Фёдором Катасоновым о том, зачем нам прививки и что будет, если от них отказаться.

Фёдор Катасонов
Врач-педиатр, популяризатор доказательной медицины. Автор книг «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку», «Куда скачет температура?» и телеграм-канала «Федиатрия».

1. Как действуют вакцины?

Вакцины опираются на естественную защитную систему организма. При вакцинации наша задача — вызвать реакцию иммунной системы и обучить её бороться с конкретной инфекцией. Это обусловлено тем, что, попросту говоря, каждый возбудитель — вирус или бактерия — имеет в составе какой-то уникальный белок или группу белков.Жиры и углеводы у всех животных одинаковые, а вот белки — это то, что нас различает, и не только разные виды, но и разные особи. Например, деление на группы крови — это как раз деление по белкам эритроцитов, которые есть у одних людей и отсутствуют у других.Так вот, эти уникальные белки — мы их зовём антигенами — и есть та примета, по которой иммунная система отличает опасное от неопасного. И именно они содержатся в вакцинах.Одно из главных орудий иммунной системы — антитела. Это белки, которые связываются с антигенами. Чтобы выработать антитела и побороть инфекцию, иммунной системе нужно время — от нескольких дней до двух недель. И в этом как раз заключается смысл вакцинации — чтобы это время не терять. Если антитела вырабатываются на антиген в составе вакцины, то, пока идёт этот процесс, организму ничего не грозит. Если же они вырабатываются на антиген в составе возбудителя, возбудитель завоёвывает организм, вызывая болезнь и её исходы вплоть до смерти.После того как иммунная система обучена, она может «сбивать на подлёте» те вирусы и бактерии, вакцина от которых была привита.Поэтому вакцинация — это обучение нашей естественной защиты борьбе с конкретным возбудителем в благоприятных условиях — при отсутствии этого самого возбудителя. И это выигрыш времени (и тактического преимущества) в битве с инфекцией, потому что обучение во время битвы может быть запоздалым.

2. В вакцинах есть ртуть, алюминий и другие яды. Это опасно?

Во-первых, ртуть и алюминий сами по себе не яды. Яд — это вообще бытовой термин, в медицине всё определяется путём введения и дозой. Например, ртутью плохо дышать, но её безопасно пить.Во-вторых, современные вакцины не содержат солей ртути, несмотря на их безопасность.Алюминий в вакцинах используется тоже далеко не всегда, но иногда он необходим. Дело в том, что наша иммунная система не такая дура, чтобы реагировать системной реакцией на любую мелочь. Когда достаточно не ставить на уши весь организм, а разобраться с вторжением на месте, — «вопросы решаются» на локальном уровне. И некоторые вакцинные антигены не являются достаточным раздражителем, чтобы вызвать системную стойкую защиту.Для того чтобы иммунная система их заметила, приходится вешать к ним «маячки» — раздражители, которые будут притягивать иммунные элементы к себе, а заодно знакомить их с антигеном. Без них прививка просто рассосётся в толще мышцы и не окажет никакого эффекта.Что до вреда — то, как я сказал, вопрос в дозе. Алюминий — третий по распространённости элемент на Земле, его следы есть в питьевой воде (1–2% ежедневно потребляемого алюминия), еде (95% ежедневно потребляемого алюминия), воздухе, дезодорантах, косметике и так далее. Через рот в организм приходит 4 000–5 000 мкг в день (до 5 млн мкг в день у принимающих антациды), через дыхание 4–20 мкг в день (до 25 000 мкг у живущих в индустриальных районах), 50 000–70 000 при использовании дезодоранта. В одной вакцине содержится несколько сотен мкг алюминия (зависит от вакцины), которые вводятся однократно. Понятно, что в общем потреблении алюминия это капля в море. Третий известный «яд» в вакцинах — это формальдегид. Он действительно может находиться в следовых количествах в вакцинах. Он остаётся там после обеззараживания вакцины, то есть он обеспечивает её стерильность.Но формальдегид не только не яд сам по себе — он участник нашего обмена веществ, то есть у организма есть все средства для его утилизации.Суммарная доза формальдегида, которую ребёнок получает с вакцинацией за 2 года, — до 0,8 мг. При этом естественное содержание формальдегида в организме здорового пятикилограммового ребёнка — примерно 1,1 мг, что в 1500 раз больше, чем в любой вакцине.За 2 года ребёнок не получит в вакцинах даже столько, сколько в нём содержится уже в возрасте 2 месяцев.

3. Прививки вызывают осложнения, в том числе аутизм и аллергию?

Осложнения — не совсем корректный термин для прививки. Вакцинация не болезнь. Мы говорим «нежелательные реакции».Дело в том, что сама по себе реакция на вакцину не только желательна, но и является сутью вакцинации. Поэтому нас беспокоит не наличие реакции, а её избыточность в редких случаях. И если говорить о самых тяжёлых реакциях, которые встречаются крайне редко и ещё сильно реже приводят к смерти, то в основном это анафилактические реакции — то есть бурная аллергия на какой-то из компонентов вакцины. Большинство педиатров, прививающих детей ежедневно годами, никогда не сталкивается с такой реакцией. Но именно из-за неё нужно иметь противошоковую аптечку в прививочном кабинете и не рекомендуется проводить вакцинацию на дому. Аллергия на вакцину — это вполне реально, хотя и крайне маловероятно. А развитие аллергии на что-то другое после прививки — это в теории можно представить (аллергия — это иммунный процесс, а прививки действуют на иммунную систему), однако это не более вероятно, чем развитие аллергии, например, после ОРВИ, которая тоже воздействует на иммунную систему.Что касается аутизма, то этот вопрос действительно довольно стыдный в 20-е годы XXI века. Аутизм — врождённое состояние нервной системы, которое обусловлено генетикой и в небольшой степени вредными факторами во время беременности. Никакой связи аутизма с прививками за последние 30 лет, как ни старались, не смогли найти. Я думаю, что этот миф можно уже списывать, в нём нет даже крупицы здравого смысла, в отличие от тех же иммунных сбоев, которые в крайне редких случаях могут быть связаны с вакцинацией. Но эти случаи так редки и так многофакторны, что практически связать их с прививкой тоже невозможно.

4. Живые вакцины опасны?

Все вакцины безопасны — это самые безопасные препараты в медицине. Живые вакцины, содержащие ослабленные вирусы или бактерии, не могут вызвать заболевание у здорового ребёнка. Однако есть некоторые ситуации, когда мы предпочитаем не вводить живые вакцины или повременить с ними. Дело в том, что в организме с ослабленной защитой вакцинные микроорганизмы могут снова приобрести болезнетворные свойства.К таким случаям мы относим заболевания (иммунодефициты врождённые или приобретённые), состояния (иммуносупрессия вследствие лечения препаратами), а также период внутриутробного развития. Живые вакцины лучше вводить за 3 месяца до предполагаемого зачатия, а дальше сделать перерыв до родов. Во время грудного вскармливания прививаться живыми вакцинами можно, если в этом есть потребность.Важное отличие живых вакцин — их комбинация между собой: они делаются или в один день, или с интервалом в 28 дней. У неживых вакцин таких ограничений нет.

5. Зачем делать прививки, если можно переболеть и получить более стойкий иммунитет?

Во-первых, это неправда. Стойкость иммунитета часто отличается незначительно.Во-вторых, прививка переносится легко и не заставляет менять планы. Болезнь — это не только экстренная смена планов, но и вероятность осложнений, госпитализаций, смерти. Это распространение заразы и перенос её в том числе на людей, для которых она ещё опаснее, — тех же иммунонедостаточных или беременных. Этот вопрос не задают родители, которые столкнулись с тем, что такое корь, тяжёлая ветрянка, коклюш, менингококк, грипп и прочее. Я не говорю о гепатите В, которым заболеть можно только один раз в жизни. Риски прививки и риски заболевания настолько несопоставимы, что вакцинация — это один из самых бесспорных видов медицинского вмешательства. Ни у одной больше таблетки или операции, насколько я знаю, нет такого разительного соотношения рисков.

6. Если сделать ребёнку прививку, он точно не заболеет?

Это зависит от заболевания. Прививки специфичны, они не «поднимают иммунитет» в целом. Они защищают только от того, от чего предназначены.Эффективность вакцин разная, обычно от 40% (неудачная вакцина от гриппа) до 99% (краснуха). Эффективность тоже считается по-разному. Вакцина может беречь от заболевания, от тяжёлого течения, от осложнений, от госпитализаций, от потребности в антибиотиках, от смерти, от распространения заболевания. По всем этим пунктам рассчитывается своя эффективность.Но в целом можно сказать, что при своевременном поддержании вакцинального статуса ребёнок или взрослый защищён достаточно хорошо.

7. Ребёнок точно может перенести такое количество прививок? Его иммунитет не ослабеет?

Прививки — это гантели для иммунной системы. Они не ослабляют её ни на каком этапе, делая только сильнее. Дополнительных рисков при введении множества препаратов сразу практически нет. Ограничивает в количестве прививок не способность иммунной системы их обработать (а она справится, даже если мы сделаем 100 вакцин за один приём), а стресс, получаемый ребёнком. Мы не будет делать 10 уколов за раз, а разнесём это на 2–3 визита, чтобы ребёнок в принципе ещё раз зашёл в лечебное учреждение по своей воле.

8. Нужно ли вакцинироваться от тех болезней, что уже нет в стране?

Нет, только при путешествиях. Например, жёлтая лихорадка или японский энцефалит не встречаются в России, поэтому их делать не надо.Но все болезни, которые есть в календаре прививок, на территории бывшего СССР есть и цветут (кроме дикого полиомиелита).

9. Могут ли лекарства или какие-то процедуры заменить вакцины?

Нет, никакие лекарства и процедуры не могут заменить вакцин.Единственное, что похоже по действию, — это иммуноглобулины, то есть антитела, которые вводятся в организм извне. Это называется пассивной иммунизацией (мы даём телу готовые антитела, а не учим его их вырабатывать). Она эффективна далеко не всегда, да и не от всех болезней есть препараты. Но иногда она используется, когда активная иммунизация (то есть вакцинация, когда организм сам вырабатывает антитела и запоминает, как это делать) уже запоздала.Однако в профилактическом эффекте с прививками ничего не сравнится.

10. Что будет с ребёнком и обществом, если отказаться от прививок?

Вспомните пандемию — будет то же самое, только возведённое в степень. Массовое очное образование станет невозможным, детская смертность вырастет экспоненциально, а затем и взрослая смертность тоже. Выросшая потребность в антибиотиках перенесёт нас в допенициллиновую эру, потому что вырастет антибиотикорезистентность. Население Земли начнёт уменьшаться, экономика испытает огромный удар.К счастью, это попросту невозможно. Это как взорвать ядерную бомбу над родным городом. Никто на такой шаг в дремучее прошлое не пойдёт.

Лайфхакер
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +338
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости