Астрономы впервые открыли протопланетный диск у звезды в соседней галактике » mogilew.by

Астрономы впервые открыли протопланетный диск у звезды в соседней галактике

Международный коллектив астрономов впервые обнаружил внутри Большого Магелланова Облака, галактики-спутника Млечного Пути, крупную звезду с протопланетным диском, чья материя постепенно поглощается новорожденным светилом. Об этом сообщила пресс-служба Европейской южной обсерватории, пишет ТАСС.

Астрономы впервые открыли протопланетный диск у звезды в соседней галактике

«Когда я впервые увидела намеки на существование вращающейся структуры в данных, полученных при помощи телескопа ALMA, я не поверила в то, что нам впервые удалось обнаружить аккреционный диск у звезды вне пределов Млечного Пути. Теперь у нас есть свидетельства того, что подобные структуры, критически важные для формирования звезд и планет, существуют у светил и в других галактиках», – заявила доцент Даремского университета Анна Маклауд, чьи слова приводит пресс-служба ESO.
Маклауд и ее коллеги совершили это открытие в ходе изучения данных, которые были собраны телескопом ALMA, установленным в высокогорной чилийской обсерватории Чахнантор, во время наблюдений за Большим Магеллановым Облаком. Оно представляет собой карликовую галактику, один из спутников Млечного Пути, который удален от него на относительно небольшое расстояние – около 160 тысяч световых лет.
Как объясняют астрономы, внутри облака присутствует множество молодых крупных звезд, часть из которых скрыта внутри плотных газопылевых «коконов», структуру которых исследователи изучают при помощи ALMA и других микроволновых телескопов. Ученые проследили за движением материи в одной из подобных звездных систем, получившей имя HH 1177, и обнаружили, что в ее центре присутствует крупная звезда, чья масса превышает солнечную примерно в 12 раз.
Вокруг этой звезды, как на то указали данные ALMA по скорости движения молекул различных веществ, присутствует плоский газопылевой диск, обладающий гигантскими размерами и массой. По текущим оценкам исследователей, его диаметр составляет около 2–6 тыс. астрономических единиц (средних дистанций между Землей и Солнцем), а масса примерно в 1,8–3,8 раза превышает солнечную.
Пока астрономы не могут сказать, формируются ли внутри этой структуры планеты, однако полученные ими данные и результаты расчетов показывают, что внегалактический протопланетный диск является гравитационно устойчивым, что должно позволить ему просуществовать длительное время. Последующие наблюдения за HH 1177, как надеются исследователи, помогут раскрыть устройство данного диска и понять, отличается ли он от аналогичных объектов в Млечном Пути.
Согласно текущим представлениям астрономов все существующие планеты Солнечной системы и миры за ее пределами начали свое существование внутри плоских газопылевых дисков, заполненных мелкими частицами пыли и плотными клубами газа. За последние 10 лет астрономы обнаружили в Млечном Пути десятки планетных систем, только начавших формироваться или уже закончивших этот процесс, однако промежуточные фазы их роста пока остаются малоизученными.
Фото: pixabay.com