Ни жутких чудовищ, ни чрезмерной роскоши: историк развенчивает мифы о Древнем Востоке » mogilew.by
 

Ни жутких чудовищ, ни чрезмерной роскоши: историк развенчивает мифы о Древнем Востоке

Нам давно пора перестать верить античной пропаганде.
Ни жутких чудовищ, ни чрезмерной роскоши: историк развенчивает мифы о Древнем Востоке

Наталья НебогатоваАвтор Лайфхакера

Избранное АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Лайфхакер предлагает вам её конспект.

Мария Назарова
Доцент кафедры истории искусств СПбГУПТД. Член российской ассоциации антиковедов. Специалист по искусству и археологии Античного мира и Востока.

Миф 1. Древний Восток был сказочно богат и щедр

К востоку и югу от маленькой Греции было множество земель, в которых царил совсем другой жизненный уклад, иные обычаи и законы. О том, что происходит в далёких царствах, греки узнавали от путешественников. А те рассказывали о несметных богатствах Востока. Например, о расшитых золотом костюмах. И необычных, но крайне щедрых дарах, которые получали персидские цари от подвластных им народов.За прошедшие века о необычайном, даже чрезмерном богатстве восточных правителей нам сначала рассказывали старые книги и кино. Потом — современные блокбастеры, комиксы и видеоигры. Вспомним Ксеркса из эпического фильма 2007 года «300 спартанцев», который стал экранизацией комикса «300». Герой появляется там на огромном троне, установленном на платформе. Постамент сделан из золота и явно очень тяжёлый. А одежда Ксеркса вызывающе роскошна.Стоит вспомнить и Клеопатру из фильма 1963 года. Прекрасная царица была увешана золотом с ног до головы. То есть таскала на себе серьёзную тяжесть, что вряд ли было возможно в реальности.
Элизабет Тейлор в роли Клеопатры. Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 г.Прошло более полувека, и создатели видеоигры «Assassin’s Creed: Origins» показали другую Клеопатру. Её одежда оказалась более скромной. Но золочёные платформы, на которых она выезжала к подданным, никуда не делись.Древние греки и римляне рассказывали много легенд о невероятных богатствах востока. Например, о золоте, хранившемся в роскошных гробницах правителей. И о дорогих подарках, которым цари щедро осыпали дорогих гостей. Эти рассказы и правда были основаны на фактах.Например, Плутарх писал, что парфянский царь во время конфликтов с Римом готов был сделать Марку Крассу роскошный подарок. И в знак своей лояльности собирался преподнести римскому полководцу богато взнузданного восточного скакуна с отделанной золотом сбруей. Есть достоверные свидетельства, что примерно в тот же период знать персидской Месопотамии носила дорогие костюмы, тоже расшитые золотом. То есть роскошь на Востоке была. Но её преувеличили до размеров мифа.
У этого явления есть корни, уходящие гораздо глубже в саму античную греческую традицию, в мифологическую. Начинает развиваться дихотомия «Восток — Запад». То есть противостояние «здесь, у нас» и «там на Востоке, у них»: мы все такие строгие, серьёзные, а на Востоке ужас что творится. И даже восточные воины (об этом нам говорит Гомер в «Илиаде»), сражающиеся на стороне троянцев, выходят побороться в богатой-богатой одежде.
Мария Назарова
Кадр из фильма «300 спартанцев», 2007 г.Можно сказать, что избыточная роскошь использовалась античной государственной пропагандой. Её авторы подчёркивали: там, на Востоке, живут совсем иначе. Так тоже можно, но стоит задуматься, нужно ли. А потом античное наследие стало важной частью фундамента европейской и мировой культуры. И все мифологические преувеличения прочно закрепились уже в сознании наших современников.

Миф 2. На Востоке обитали жуткие чудовища и процветали страшные культы

Мифы о страшных монстрах тоже возникали во времена античности. Но мифотворчество продолжалось и в Средневековье, не прекращалось и в эпоху Возрождения и Просвещения. Век XIX и даже XX тоже внесли свой вклад в создание легенд о чудищах. Фильм «Клеопатра», который вышел в 1963 году, стал чрезвычайно популярным. Его создатели не обошлись без мистики.
Там мы увидим: происходит сцена гадания, какого-то необычного религиозного действа. Темно, страшно, боги с необычными звериными и птичьими головами. И к XX веку вроде бы всем хорошо знакомый Египет здесь подаётся чуть подёрнутым жуткой мистической завесой.
Мария Назарова
А в продолжении истории про Ксеркса, в блокбастере «300. Расцвет империи», главного героя охраняют «бессмертные» — неуязвимые воины со страшными лицами. Фильм вышел в 2014 году. То есть создание мифов с большой долей мистики продолжается и в XXI веке.Теперь о монстрах. Греки и римляне писали, что на Востоке обитают страшные чудища. Например, мантикора, которая живёт на границах персидского мира. Монстр размером с лошадь, телом льва и человеческой головой поджидает своих жертв, чтобы съесть несчастных. Об этом создании впервые рассказал древнегреческий историк Ктесий. Судя по всему, он отлично знал персидскую мифологию и по-своему интерпретировал сказки. А более поздние авторы уже ссылались на Ктесия как на авторитетный источник.
Мантикора. Johannes Jonston, 1657 г. Изображение: Wikimedia CommonsРодом с Востока и василиск. Греческие и римские авторы говорили, что появилось это чудовище «в земле египетской». По их словам, василиск мог родиться из-за неправильной диеты птицы ибис, которая зачем-то питалась змеиными яйцами. Не стоило ей выбирать такую вредную еду. Ведь потом птица сама откладывала яйцо, из которого появлялся монстр. Другие рассказчики утверждали, что чудище появляется из-за противоестественных связей птиц или змей.
У Плиния ещё говорится, что если вдруг два петуха нежно возлюбят друг друга, то один из них может снести яйцо, и из него вылупится василиск. Будет травить всё ядом, обращать всё в камень, превращать в засуху. В общем, ничего хорошего.
Мария Назарова
И тут мы тоже можем найти следы государственной пропаганды. Авторы невероятных рассказов соглашались: да, в Греции был Минотавр — не самое симпатичное создание. Но он давно побеждён. Так же, как немейский лев или лернейская гидра. Наши чудища уже не опасны. А вот там, на далёком Востоке, всё иначе. Никто там со страшными монстрами не борется.

Миф 3. Восточные царицы были прекрасны, опасны и несчастны

Согласно античной традиции, бояться нужно было не только восточных чудовищ, но и прекрасных правительниц. Считалось, что они необыкновенно красивы, очень воинственны, но несчастны в личной жизни. А полководец или политик с запада, который попадал в восточные страны, мог легко попасть под чары прекрасной царицы и потерять голову.В фильме «Кабирия» тоже появлялась такая опасная красавица. Но не главная героиня — римлянка, а финикиянка Софонисба. Она была красива, смела, умна и готова была побороться за свою любовь.Известная всем Клеопатра в разных экранизациях тоже обладает похожими чертами. В сериале «Рим», снятом в 2005–2007 годах, она на глазах зрителя превращается в коварную и опасную правительницу, для которой нет преград.
Линдси Маршал в роли Клеопатры. Сериал «Рим», 2005–2007 г.
Откуда растут корни роковых красавиц? Всё из той же античной традиции. Например, Аппиан Александрийский пишет про парфянскую царевну Родогуну, которая утром мыла себе волосы, а папенька её отлучился по делам из столицы. По закону жанра именно в этот день и час враги напали на город. И Родогуна, выскочив из ванны в чём была, возглавила оборону и счастливо врагов победила. В таком необычном виде она была изображена на скульптуре, открытой при раскопках Старой Нисы (территория современной Туркмении).
Мария Назарова
Конечно, восточные принцессы и царицы и правда существовали. Причём многие из них действительно были удивительными и интересными. Например, Плутарх описывал характер Клеопатры, её внешний вид и поступки. И отмечал, что она не была ослепительной красавицей. Но её голос и манеры очаровывали собеседников, буквально брали их в плен.Однако говоря о прекрасных восточных правительницах, античные историки тоже сознательно подчёркивали их непохожесть на гречанок и римлянок. И писали о далёких женщинах, придерживаясь дихотомии «обычное —необычное» и «Восток — Запад». Все элементы непохожести выделялись, преподносились более значимыми, чем было на самом деле.Слишком богатая одежда правителей и воинов, невероятная красота и воинственность женщин, общение людей с неведомыми чудищами — художественные приёмы, которые подчёркивали, что люди из дальних стран совсем иные. И сегодня мы как последователи античной традиции продолжаем относиться к Древнему Востоку как к чему-то непонятному, порой пугающему, но очень притягательному.

Лайфхакер
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +9
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости