Полный олдскул и маскулинность: суровые мужчины, драки и мотоциклы.
Алексей Хромов Кинокритик Лайфхакера
Избранное Том Харди) решает организовать мотоклуб. Постепенно банда разрастается, но из-за этого возникают новые проблемы: среди участников появляется всё больше преступников. Кэти не чувствует себя в безопасности и хочет, чтобы Бенни покинул их ряды.Буквально с первых же сцен «Байкеры» будто иронизируют над современными тенденциями в кино.Сейчас многие говорят, что даже в ромкомах отношения героев часто бывали токсичными, а уж в историях любви к «плохим парням» и подавно. Здесь же первое знакомство будущих влюблённых происходит максимально нездорово: к девушке пристают байкеры, а на мотоцикл Бенни она садится, выбирая из двух зол — с остальными членами банды оставаться намного опаснее.И нет, это не подают как что-то плохое, наоборот, приводят к истории любви. Точно так же на протяжении всей картины Джефф Николс будет обращаться скорее к неоднозначным хипповским фильмам, показывая положительными персонажами нарушителей, а иногда и неуравновешенных людей.
Кадр из фильма «Байкеры»Но именно это и делает «Байкеров» такими интересными для просмотра: вряд ли стоит браться за тему мотоклубов 1960-х, чтобы критиковать преступников, — мораль будет слишком очевидной.Поэтому картина превращается в хорошую копию старого кино родом из тех же времён: в первую очередь вспоминается культовый «Беспечный ездок» или даже «Дикарь» с Марлоном Брандо и их духовные наследники.Немного странно, что историю подают с точки зрения Кэти — формально рассказ идёт от её лица. Ведь возникает вопрос: а резонно ли поступает девушка, когда начинает роман с отчаянным байкером, а потом годами пытается его переделать и увести от опасности? Со временем это почти перерастает в отношения на троих (не в сексуальном смысле): возлюбленная раз за разом пытается поделить Бенни с Джонни, призывая последнего отпустить его. Хотя понятно, что такие обсуждения ни к чему не приведут.
Кадр из фильма «Байкеры»И всё же это история тех самых парней, которые не плачут, даже когда их бьют лопатой, и пресекают все попытки изменить их жизнь в сторону спокойствия. Единственное, что способно довести их до слёз, — даже не смерть друга, а потеря возможности дальше ездить на мотоцикле. Может быть, немного такой дерзости и прямолинейности современному кино не помешает.
Сюжет и мораль оказываются неожиданными
Не отменяя всех описанных выше тезисов, «Байкеры» выглядят слегка ироничными по отношению к главным героям и их истории. Иначе и быть не может: фильмов на сходные темы наснимали уже слишком много.
Кадр из фильма «Байкеры»Уже давно схлынула волна критики таких сюжетов. Потом пришли переосмысления всевозможных байкеров и рок-н-ролльщиков — от пародийного мюзикла «Плакса» с Джонни Деппом до постмодернистских «Гонщиков» Родригеса. С серьёзным лицом о современных мотоклубах пытались говорить «Сыны анархии» и их спин-офф «Майянцы».Поэтому в «Байкеров» прокрадывается тема, которой чаще избегали в предыдущих фильмах. В «Беспечном ездоке» герои боролись с консервативным истеблишментом, в «Дикаре» и «Сынах анархии» — с конкурирующими бандами. А здесь «Вандалы» весь фильм буквально сражаются сами с собой.За исключением той самой сцены с лопатой и пары упоминаний, персонажи практически не встречают сопротивления в своём развитии: Бенни даже не приходится бороться со злым бывшим своей девушки — тот психует и уходит сам. Полиция и вовсе ловит байкера, только когда у него заканчивается бензин.
Кадр из фильма «Байкеры»Зато в рядах «Вандалов» всё становится только хуже. И это отлично показывает, как расширение какого-то сообщества может разрушить его изнутри. Появляются всё новые члены, у которых свои цели и свои взгляды на правила. Тут легко не заметить социальный подтекст, а он есть. Ведь на дворе 1960-е, а часть новичков — люди, вернувшиеся с войны. И если попытку насилия над Кэти нельзя оправдать, но можно объяснить, то поворот с Джонни ставит жирную точку в рассуждениях о свободе. Всё заканчивается, когда вокруг слишком много жестокости.Тем печальней выглядит финал. Казалось бы, не трагичный: показывают не что-то страшное и жестокое, а просто грустный взгляд одного из героев. Но он говорит об очень многом.
Можно просто смотреть на актёров и слушать музыку
Но даже все перечисленные выше подтексты и смыслы в этом фильме второстепенны. «Байкеров» можно и нужно смотреть просто ради эстетического удовольствия. Первое появление Остина Батлера (давайте уже признаем, что это один из самых харизматичных актёров последних лет) — отдельный вид искусства.
Кадр из фильма «Байкеры»Так уже не снимают: слишком красивый и слишком суровый герой выплывает из тьмы, стоя у бильярдного стола. Уже за этот момент картине можно было бы простить возможные недостатки, которых в итоге-то и нет.Совсем недавно Батлер играл Элвиса и, кажется, окончательно закрепился в образе красавчика из 60-х: циничного и гротескного, но изящного в каждой своей сцене. Лучше только их совместные моменты с Джоди Комер — выйди этот фильм лет 40 назад, они были бы образцовой парой, стиль которой копировали бы фанаты.Том Харди наконец-то напоминает, что может не только дурачиться в «Веноме», но и играть невероятную драму: его Джонни одновременно и семьянин-работяга, и главный безумец-бунтарь, добро и зло в одном лице.
Кадр из фильма «Байкеры»И только к ним привыкаешь, как в кадр входят заросший и потрёпанный Майкл Шеннон и ещё более заросший и потрёпанный Норман Ридус (последний, как и Харди, — любитель мотоциклов и в реальной жизни).Каждый хоть сколько-то важный персонаж в этом фильме по-своему интересен, у каждого есть хотя бы маленькая история. Режиссёр сплетает их все вместе через воспоминания Кэти и наводящие вопросы не менее обаятельного Дэнни — Майк Фейст, похоже, захватывает экраны, ведь он только что играл одну из главных ролей в «Претендентах».И всё это в сопровождении не только отличной картинки, но и великолепного звука. Если смотреть фильм в кинотеатре, можно буквально нырнуть во все эти гонки, превращающие землю в месиво, и драки в этой грязи. Мотоциклы рычат так, будто зритель действительно окружён байкерами, а на фоне играет то Мадди Уотерс, то The Stooges.
Кадр из фильма «Байкеры»«Байкеры» — атмосферное возвращение к старому кино родом из 1960-х, но с новым уровнем съёмок, модными актёрами и потрясающей работой со звуком. Это действительно дерзкий и где-то грубоватый, но очень красивый фильм, который позволит на два часа окунуться в атмосферу рок-н-ролла и свободы. Хотя потом придётся погрустить о судьбе героев.
Лайфхакер