Но хотя бы можно подумать о Римской империи.
Алексей Хромов Кинокритик Лайфхакера
Избранное Дня независимости», «Послезавтра» и других фильмов-катастроф. В числе исполнителей главных ролей значатся Иван Реон (Рамси Болтон из «Игры престолов») и даже сэр Энтони Хопкинс.Казалось бы, что могло пойти не так? Но «Обречённые на славу» получились слишком перегружены персонажами и сюжетными линиями, а постановка иногда проигрывает «Риму» 15-летней давности. Но обо всём по порядку.
О чём сериал «Обречённые на славу»
Действие разворачивается в Риме в 79 году. Постаревший император Веспасиан (Энтони Хопкинс) выбирает, кому из сыновей передать власть после своей смерти: благородному, но слишком прямолинейному воину Титу (Том Хьюз) или сообразительному, но слишком скользкому политику Домициану (Джоджо Макари). В городе в это время неспокойно: из-за задержек кораблей с зерном вспыхивают голодные бунты.Но Домициан придумывает, что людей нужно отвлекать зрелищами, и устраивает внеочередные гонки на колесницах, где состязаются четыре фракции. На этом зарабатывает принимающий ставки Тенакс (Иван Реон, его можно считать главным героем), который дружит с лучшим колесничим Скорпом (Димитрий Леонидас). При этом сам делец мечтает не только о деньгах, но и о статусе: он хочет создать собственную фракцию, которая будет конкурировать с четырьмя уже соревнующимися.Параллельно рассказывают историю торговки Калы (Сара Мартинш) из Нумидии: её дочери по глупости попали в рабство, а сын стал гладиатором. Объединившись с Тенаксом, мать хочет спасти их всех. Ещё есть троица друзей, которые приезжают в Рим, чтобы продать самых быстрых лошадей, но остаются ухаживать за ними. А Скорп, который будет на новых конях, состоит в полутайных отношениях с женой патриция.
Что не так с «Обречёнными на славу»
«Обречённые на славу» — любопытный, но одноразовый сериал. И вот почему.
Сюжет слишком спешит
Сериал частично и очень вольно основан на одноимённой книге Дэниела Пратта Мэнникса. В оригинале она, как и экранизация, называется Those about to die — то есть «Обречённые на смерть». Что любопытно, именно это произведение когда-то сподвигло сценариста Дэвида Францони написать сюжет «Гладиатора». На сей же раз за экранизацию взялся сценарист Роберт Родат, уже работавший с Эммерихом над «Патриотом».
Кадр из сериала «Обречённые на славу»Но на самом деле новинку логичней и проще сравнивать не с работой Ридли Скотта и даже не со знаменитым «Римом» от HBO, а с «Игрой престолов». Ведь первые её сезоны считаются чуть ли не эталоном микса жестокости, драмы, политических интриг и масштабных сцен с мечами, конями и копьями. Разве что Эммерих обходится без фэнтезийной составляющей. Увы, кажется, авторов подводит именно желание сделать «„Игру престолов“ у нас дома». Они спешат и слишком стараются с порога завалить зрителей сюжетными поворотами и персонажами. Труднее всего выдержать пилот, где за первые 15 минут покажут не менее пяти локаций и больше десятка героев, которые будут важны в дальнейшем. Если не словить от этого паническую атаку, то дальше станет лучше: постепенно они все начнут пересекаться и сюжет перестанет скакать настолько хаотично.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»Однако спешка всё равно сохранится. Хотя для некоторых зрителей это будет даже плюсом: уж слишком часто современные сериалы обвиняют в обилии воды и растягивании драмы.В «Обречённых на славу» всё наоборот: 50-минутные эпизоды несутся, как колесницы по арене. Каждая серия заканчивается важным поворотом — а уж третья особенно. Да и по ходу действия создатели не стесняются вводить одних персонажей, убивать других и постоянно тасовать карты. В итоге скучать не приходится, но есть другая проблема: ко многим героям толком не успеваешь проникнуться, а часть неожиданных моментов берётся просто из ниоткуда — получается буквально мем «Нет времени объяснять».
Не все части сюжета одинаково интересны
Самое сложное в сценарии, где есть множество персонажей и сюжетных линий, — выдержать баланс. В идеале все истории должны быть равнозначно интересными и вместе выстраивать общий темп и атмосферу. «Обречённым на славу» же это явно не удаётся.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»По сути, есть две наиболее интересные линии, на которых всё и держится. Первая — деятельность Тенакса. Иван Реон играет совсем другого, нежели в «Игре престолов», героя, но выкладывается на полную. Да и сценаристы здесь постарались. Его герой будто древнеримская версия персонажей Гая Ричи. Это пронырливый делец, который подставляет друзей и договаривается с врагами ради собственной выгоды. Однако он способен и на благородные поступки, так что его легко полюбить.Второй сюжетной линией верховодит Домициан, недовольный тем, что отец больше благоволит его брату. Он вызывает меньше приязни, но разгадать его интриги непросто даже зрителю.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»Остальные герои быстро теряются на их фоне. Самая слабая сюжетная линия — про Калу и её семью. Именно эта часть подана якобы максимально трагично и эмоционально. Но причина, по которой все они попадают в беду, показана настолько нелепо, что вызывает скорее испанский стыд. Сын Калы, ставший гладиатором, и вовсе необязательный, слишком благородный и приятный персонаж. У него нет отрицательных черт, и он уважает даже животных. Нужно ли говорить, что такой герой выглядит скучнее всех. Кстати, он столкнётся с местным аналогом Горы из «Игры престолов» — здесь параллели уже просто не получается игнорировать.Остальные действующие лица вышли и вовсе схематичными. Разборки четырёх основных фракций могли бы хорошо дополнять политические интриги, но у большинства персонажей будто просто нет характеров: они выполняют свои функции, чтобы подтолкнуть главных героев к следующим действиям.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»А что насчёт Энтони Хопкинса, который привлекает внимание на постерах? Он, конечно, до сих пор очень хорош и кстати, когда-то играл шекспировского Тита Андроника — правда, в необычной, экспериментальной постановке. Но его в сериале очень мало. Это даже не Роберт Форд в «Мире Дикого Запада», а просто фоновый персонаж. Хотя и очень впечатляющий — этого не отнять.
Постановка иногда сильно хромает
Сейчас принято говорить, что именно «Игра престолов» вывела исторические и фэнтезийные сериалы на новый уровень в плане масштаба и съёмок. Хотя тот же «Рим» был намного раньше, тоже стоил очень дорого и поражал размахом. Но уже немного подзабылось, что первые сезоны экранизаций книг Джорджа Мартина были не такими уж дорогими — сериал раскачался через несколько лет.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»Однако мы уже живём в 2024-м и избалованы дорогими спецэффектами и размахом. Поэтому на отдельные моменты «Обречённых на славу» смотреть попросту больно. Начиная прямо с первого эпизода, когда персонажи охотятся на плохо нарисованного льва, а потом гоняют на неестественных колесницах по очень мультяшному стадиону.А ведь это Эммерих, который очень даже неплохо обращался с графикой ещё в девяностых — вспомните «Годзиллу» и «День независимости». И да, конечно, рисовать лошадей всё ещё лучше, чем снимать реальных. Но если не получается сделать это убедительно, то, возможно, стоит сместить акцент на другие сцены.Хотя авторов понять можно: идея, что основные события будут происходить под скачки, гладиаторские бои и прочие представления на арене, звучит очень хорошо. А вот выглядит — плохо. Точно так же, как и некоторые откровенные сцены.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»Да, ещё «Рим» и «Спартак» научили, что сочетание крови, интриг и секса отлично работает. Но здесь на один удачный момент — например, когда женщина публично унижает любовника интимом с мужем — приходится два, где просто люди голые и кого-то режут.И уж простите, сцена, где злобный гладиатор отрубает сопернику ноги и руки, должна выглядеть очень страшной — примерно как смерть героя Педро Паскаля в «Игре престолов». Но тут сериал даёт немного «Монти Пайтона» и их Чёрного рыцаря. А массовка, когда она живая, а не компьютерная, периодически играет просто ужасно — особенно это касается сцен бунтов и драк.Зато когда действие становится более локальным, актёрам позволяют играть, а сюжет делают более интригующим и неожиданным — сериал расцветает. Ведь там действительно много классных и неожиданных поворотов. Странно это говорить, но, возможно, с меньшим размахом он бы смотрелся лучше.
Кадр из сериала «Обречённые на славу»К сожалению, при просмотре можно поймать себя на мысли, что каждая отдельная сцена «Обречённых на славу» уже была в других фильмах или сериалах и выглядела там лучше. Это касается даже гонок на колесницах — ведь существует «Бен-Гур» 1959 года. Да и в версии 2016 года хотя бы постарались. А есть ещё и упомянутые «Рим», «Спартак», «Гладиатор», «Игра престолов»... Ни по одному параметру «Обречённые на славу» не опережают предшественников. Так что новинка вполне сгодится для просмотра тем, кто любит жёсткие исторические сериалы. Но вряд ли она запомнится надолго — скорее просто станет развлечением на пару вечеров и тут же исчезнет из памяти.
Лайфхакер