«Собиратель душ» — гипнотический хоррор года с Николасом Кейджем » mogilew.by
 

«Собиратель душ» — гипнотический хоррор года с Николасом Кейджем

«Мама, роди меня обратно и спаси от ужаса жизни».
«Собиратель душ» — гипнотический хоррор года с Николасом Кейджем

Анастасия Соколова Автор Лайфхакера, киновед

Избранное напарника от разряда дробовика в лицо. 
Кадр из фильма «Собиратель душ»После этого талантливого детектива с развитой интуицией назначают на многолетний «висяк» — дело серийного маньяка по кличке Длинноногий (Николас Кейдж). С начала 70-х происходят однотипные случаи: отец семейства убивает всех домочадцев, а потом и себя. Во всех пострадавших семьях были дочери, которые родились 14-го числа, а трагедии происходили как раз накануне их дня рождения. Рядом с трупами всегда находили записки с загадочным шифром и подписью «Длинноногий». Как только Харкер подключается к расследованию, дело сдвигается с мёртвой точки. Оказывается, у неё с убийцей своя история.
У фильма была беспрецедентная рекламная кампания
Прежде чем говорить о самой картине, стоит упомянуть подвиг маркетологов, которые ещё до выхода сделали её легендарной. За полгода они начали небанально тизерить «Собирателя». Для начала выложили странные ролики и постеры с кодом, по которым фанаты смогли определить дату выхода и название фильма. На баннерах к фильму оставили номер телефона, по которому можно было позвонить и услышать жуткую запись. Затем распространили видео, где актриса Майка Монро впервые видит Николаса Кейджа в гриме и не на шутку пугается. А на десерт сделали настоящий сайт в стиле 90-х, где можно посмотреть статьи об убийствах Длинноногого, фотографии и описания жертв, вырезки из газет. А ещё попробовать решить головоломку, чтобы получить доступ к большему количеству информации.За счёт этого ещё до выхода фильм обзавёлся обширной фан-базой, а также спроектировал в сознании зрителей определённые ожидания. Все пошли смотреть триллер про серийного убийцу в духе «Семь», «Зодиака» и «Молчания ягнят». 
Как «Собиратель душ» обманывает зрителя
Режиссёр Осгуд Перкинс сам признавался: вместе со съёмочной и маркетинговой группой он намеренно аппелировал к знакомым образам и ходам, чтобы усыпить бдительность зрителей, а затем виртуозно их обмануть. Он разделил фильм на три главы и в первой даже поддерживал видимость детективного триллера про одноэтажную Америку, где, как завещал сам Дэвид Линч, скрывается всё самое жуткое. 
Кадр из фильма «Собиратель душ»На роль главной героини — двойника Клариссы Старлинг из «Молчания ягнят» — он взял «королеву крика» инди-хорроров Майку Монро. Титул она заслужила после выхода «Оно преследует», одного из лучших фильмов ужасов 2014 года. Личность и даже внешний вид маньяка тщательно скрывались до выхода фильма, совсем как в «Семь», а его концептуальный подход к убийствам пришёл из «Зодиака». На протяжении первой части Длинноногий будет разбрасывать по повествованию хлебные крошки смысла, заставляя зрителя поверить, что смысл существует. Но уже во второй главе элементы пазла начинают сыпаться, а детективная интрига отходить на второй план — вот вы и купились. Придя в кинотеатр на фильм про игру следователя и преступника в кошки-мышки, вы попадаете на фирменный сеанс экзорцизма от Осгуда Перкинса. Первостепенный укол ужаса, который испытает зритель, — дискомфорт неузнавания. Привычные образы и сюжеты будут вывернуты наизнанку. Тут-то фильм теряет как половину зрителей, так и половину критиков.
«Собиратель душ» — фильм про иррациональную природу зла
Расследование приведёт героиню не к эффектной разгадке и классно собранной мозаике, а к болезненному проживанию собственных травм. Самое страшное, что она услышит от коллеги, — это не «Взгляни на эти тела» или «Вот материалы убийства», а вопрос: «Давно ли ты общалась с мамой?»
Кадр из фильма «Собиратель душ»Все попытки раскрыть дело, найти рациональное объяснение и наказать виновных заведомо провальны. Загадки решатся сами собой, ключ к шифру оставит сам шифровальщик, а портрет злодея будет лежать под самым носом. Цифры, символы и знаки не сообщат ничего нового, но будут кричать о том, что давно известно и специально забыто. Поиск ответов окончится ничем: зло бессмысленно и вечно, а открытый финал — закономерен.
Понять картину поможет биография режиссёра
Перкинс никогда не скрывал, что для него фильмы — это разговоры с призраками внутри себя. Он нишевый хоррор-мейкер, формалист и маньерист, до этого снял три отличных хоррора, о которых мало кто слышал, а уж тем более — говорил. Теперь он плотно обосновался на территории мейнстрима и не собирается отпускать хватку ужаса, уже сняв следующий фильм по Стивену Кингу — «Обезьянка», который будет пугать нас в следующем году.Его первый фильм, «Февраль», был сатанистским триллером о комфорте, который можно найти даже во мраке. Второй — «Я прелесть, живущая в доме» — готический хоррор про извечную природу зла. А третий — страшная сказка о потерянном детстве «Гретель и Гензель». В каждом Перкинс ставил в центр сюжета героиню, отрешённую от мира. А где-то рядом с ней помещал фигуру дьявола, который шагал из фильма в фильм и вот добрался до «Собирателя душ». При этом дьявол у Перкинса — это не повелитель ада с клыками и бесовской свитой, а образ, который воплощает в себе универсальное зло.
Кадр из фильма «Собиратель душ»Если для Бернардо Бертолуччи, например, фильмы были способом убить своего отца, то для Перкинса это возможность общения с ним и проработки семейных травм. Отец режиссёра тоже не последняя фигура в истории хоррора. Это актёр Энтони Перкинс, сыгравший одного из самых известных маньяков в «Психо» Альфреда Хичкока. Он погиб от СПИДа, когда сыну было 18, а мать разбилась через 9 лет в катастрофе 11 сентября. В фильме большую роль играет тема родителей, которые неосознанно калечат своих детей в попытках их защитить. Если знать биографию режиссёра, несложно сравнить «Собирателя душ» с сеансом психотерапии. Бродишь в потёмках, освещённых слабым светом фонарика, периодически натыкаешься на странные знаки и пометки. Половина из них ничего не означает, а другая приводит к чему-то настолько страшному и невообразимому, что хочется об этом тут же забыть.
Главная фишка «Собирателя душ» — Николас Кейдж
За невообразимое в фильме частично отвечает Николас Кейдж. В последнее время актёр нашёл нишу, которая его давно звала, и это хоррор. Его роль в «Собирателе душ» вряд ли станет знаковой, но вот образ, который он создал, — вполне возможно. 
Кадр из фильма «Собиратель душ»Плотный грим оставляет актёру возможность играть только безумными глазами и голосом, поэтому для полного погружения фильм лучше смотреть в оригинале. Внешний вид маньяка был вдохновлён солистом группы T. Rex Марком Боланом и музыкантом Бобом Диланом. Перкинс с Кейджем решили сделать своего маньяка андрогинным глэм-рокером из 70-х. При этом в качестве референса режиссёр называет грустного аниматора, который пришёл незваным на детский праздник. А Кейдж — собственную мать, которая боролась с диагнозом «шизофрения» на протяжении многих лет. В итоге получился ужасающий синтез того и другого.  
Операторская работа вместе с саундтреком нагнетают жути
Жонглируя форматами кадра и способами съёмки, Перкинс с оператором Андресом Арочи строят бескомпромиссную композицию ужаса. Кадры скроены из теней и мутных проблесков света. На первом плане — подёрнутое нервным тиком лицо Майки Монро, а сзади — пустые просветы дверей и открытых пространств. Такая композиция дарит тьме возможность для проникновения. И та бесцеремонно этим пользуется: заходит в незапертые двери, нашёптывая на ухо песенки, и мелькает на заднем плане бледной тенью.
Кадр из фильма «Собиратель душ»Аккомпанирует работе оператора нервный саундтрек, сотканный из шагов, вздохов и воплей электрогитары от музыканта Zilgi. Под этим псевдонимом скрывается Элвис Перкинс — брат режиссёра. Всё это погружает нас в мир дьявольской меланхолии. Бог и Сатана здесь не ведут битву за человеческие сердца — принц тьмы давно победил и просто развлекается с людьми, чтобы не было так скучно проживать свою вечность. 
Бояться или не бояться — вот в чём вопрос
Кажется, сейчас главный вопрос, на который все пытаются найти ответ и тем самым определить качество фильма: пугает ли «Собиратель душ» так же сильно, как обещала маркетинговая кампания? Его надо переформулировать в другой: «А стоит ли его бояться?»Подозрительный шорох, слишком сильное дуновение ветра, тёмный стул в дальнем углу комнаты, который из-за кипы одежды превращается в зловещую фигуру, — это сигналы потустороннего присутствия или очередное напоминание о нашем беспросветном одиночестве в мире?

Лайфхакер
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +671
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости