Из-за культуры отмены, новой этики и не только.
Анастасия Соколова Автор Лайфхакера, киновед
Избранное
Одри Хепбёрн на заре карьеры постоянно приходилось играть в романтику с партнёрами на десятки лет старше. С Грегори Пеком из «Римских каникул» у них была разница в 16 лет. С Гэри Купером из «Любви после полудня» — в 28. С Фредом Астером из «Забавной мордашки» — в 30. Список можно продолжать бесконечно. В фильме «Сабрина» у героини Хепбёрн целых два возрастных ухажёра. Беспечный младший брат в исполнении Уильяма Холдена был на 11 лет старше героини. Серьёзный старший брат Хамфри Богарт — на 30. В итоге девушка остаётся с мужчиной, годящимся ей в отцы.Такая разница в возрасте — обычное дело для романтических отношений в те годы. К примеру, Хамфри Богарт женился на своей партнёрше из фильма «Иметь и не иметь» Лорен Бэколл. На момент знакомства ей было 19, а Богарту — 45. Одри Хепбёрн была в долгих и непростых отношениях с Уильямом Холденом — младшим братом из «Сабрины».
3. Манхэттен
Manhattan
США, 1979 год.
Драма, мелодрама, комедия.
Продолжительность: 1 час 36 минут.
IMDb: 7,8.
Кадр из фильма «Манхэттен»Ещё один яркий пример возрастной разницы в отношениях на экране показывают в фильме Вуди Аллена «Манхэттен». Главный герой, 42-летний писатель Айзек (Аллен), встречается с 17-летней школьницей Трейси. Затем он влюбляется в ровесницу, любовницу своего друга, и начинает отношения с ней. Но новая возлюбленная возвращается обратно к другу, хотя он и женат. Параллельно бывшая супруга Айзека пишет нелестные мемуары об их браке. На фоне этой неразберихи чистые и комфортные отношения с Трейси выглядят абсолютным идеалом любви. Так что в конце герой пытается вернуть девушку и просит бросить всё ради него и не уезжать на учёбу в другую страну.Как и в случае с «Леоном», «Манхэттен» вдохновлён реальной историей отношений. На момент написания сценария, Аллен встречался с 17-летней актрисой Стейси Нелкин и писал роль Трейси специально для неё, а главного героя — для себя. На фильм с неоднозначным сюжетом вновь обратили внимание в двухтысячные. Это произошло при тревожных обстоятельствах — Вуди Аллена обвинили в растлении несовершеннолетних. К тому же случился его скандальный развод с Мией Фэрроу. Оказалось, что во время брака режиссёр завёл роман с приёмной дочерью Фэрроу — 22-летней Сун-и Превен. В 2014 году Дилан, ещё одна дочь Фэрроу, заявила о сексуальных домогательствах, но Аллен назвал обвинения ложными.
4. Шестнадцать свечей
Sixteen Candles
США, 1984 год.
Мелодрама, комедия.
Продолжительность: 1 час 33 минуты.
IMDb: 7,0.
Кадр из фильма «Шестнадцать свечей»Фильм Говарда Хьюза рассказывает о школьнице Саманте Бейкер. Сюжет крутится вокруг её 16-летия — родители и бабушка с дедушкой забыли о празднике из-за свадьбы сестры. Сэм влюблена в популярного мальчика Джейка, но тот встречается с Кэролайн. Тем временем гиковатый Тед интересуется Сэм и досаждает ей своим вниманием. Это классическая подростковая комедия 80-х годов, заряженная гормонами и ощущением безнаказанности. Весь фильм портит одна кошмарная сцена с недвусмысленным подтекстом. У Кэролайн проблемы с алкоголем — девушка постоянно напивается и отключается на вечеринках. Бойфренд Джейк предлагает несуразному Теду отвезти Кэролайн домой. При этом герой прямо говорит — девушка сейчас в таком состоянии, что сделать с ней можно всё, что угодно. Сложно представить, чтобы сейчас два положительных персонажа истории вели подобные диалоги.
5. Марни
Marnie
США, 1964 год.
Триллер, драма, мелодрама, криминал, детектив.
Продолжительность: 2 часа 10 минут.
IMDb: 7,1.
В фильмах Альфреда Хичкока всегда присутствовал сексуальный подтекст. Во времена его творчества в Америке действовал кодекс Хейса — этический устав, который запрещал показывать на экране даже намёки на сексуальные отношения. К концу 60-х кодекс отменили. Хичкок перестал ограничиваться недомолвками и поставил «Марни» — откровенный фильм о подавлении женской сексуальности, фригидности и травмах. Его нельзя назвать шедевром не только из-за оскорбительного и мизогинного содержания, но и из-за ленивого сценария. Главная героиня Марни (Типпи Хедрен) соблазняет руководителей фирм, а потом обчищает их сейфы и пропадает. Владелец издательства Марк (Шон Коннери) знает, кто такая Марни, и всё равно нанимает её. Когда девушка крадёт его деньги и сбегает, Марк ловит её и шантажом заставляет выйти за него замуж. Уже странноватое драматургическое решение — дальше будет хуже. Молодые едут в свадебное путешествие, где выясняется, что Марни испытывает отвращение к сексу. Вскоре Марк насилует свою жену, а на следующий день та пытается совершить суицид.Это был бы отличный хоррор о насилии над женщиной, но у Хичкока другой взгляд на историю. В фильме Марк становится спасителем сексуально закрепощённой Марни. В финале заложница и насильник, взявшись за руки, счастливо удаляются в закат. Такие отношения едва ли можно назвать здоровыми.Нельзя не упомянуть тот факт, что актриса Типпи Хедрен рассталась с Хичкоком не в самых хороших отношениях. Она утверждала, что на съёмках предыдущего фильма «Птицы» режиссёр многократно сексуально домогался её, неизменно получая отказ. А затем снял её в следующем фильме про фригидную женщину. Отказаться от съёмок Хедрен не позволял контракт со студией.
6. За бортом
Overboard
США, 1987 год.
Мелодрама, комедия.
Продолжительность: 1 час 52 минуты.
IMDb: 6,9.
Кадр из фильма «За бортом»Сюжет комедии «За бортом» напоминает историю «Марни». Только тут женщина становится заложницей мужчины, потому что теряет память. Богатая наследница Джоанна Стэйтон страдает амнезией после падения за борт яхты. В местной больнице её подбирает обиженный на богачку столяр и уверяет, что она — его жена и мать четверых детей. Джоанна вынуждена заниматься хозяйством и воспитывать сыновей. Через некоторое время к героине возвращается память. Вот только вместо того, чтобы засудить своего «мужа», она так и продолжает жить у него. Чувства якобы берут верх над здравомыслием — хотя это больше похоже на «стокгольмский синдром».Мораль фильма ясна: материнский инстинкт и желание быть любимой перевешивают для героини материальные ценности. Но неужели близкие отношения должны начинаться только с насилия над женщиной?
7. Бестолковые
Clueless
США, 1995 год.
Мелодрама, комедия.
Продолжительность: 1 час 37 минут.
IMDb: 6,9.
Кадр из фильма «Бестолковые»Культовая подростковая комедия «Бестолковые» — это адаптация романа Джейн Остин «Эмма» в антураже 90-х. Богатая и популярная, но поверхностная главная героиня Шер (Алисия Сильверстоун) ни с того ни с сего возомнила себя филантропом. Ей удалось устроить личную жизнь школьных учителей, а теперь она взялась за адаптацию новенькой ученицы Тай (Бриттани Мёрфи). Но всё идёт совсем не так, как планировала Шер, — вскоре Тай затмевает её саму, да ещё и влюбляется в парня, который нравится Шер (Пол Радд). Режиссёр и автор сценария Эми Хекерлинг перенесла комическую историю о любовных приключениях в современность и добавила соответствующих примет времени. Например, одержимость диетами. Шер и её подруга Дион изучают алгебру только для того, чтобы считать калории. Заказывая салат в ресторане, они понимают, что смогут съесть оттуда только лимон. Помешательство героини на стройности в фильме высмеивается. Но теперь, в эпоху осознанного питания и развития осведомлённости о расстройствах пищевого поведения, шутить над болезнью — просто дурной тон. Хотя для 90-х, нулевых и даже 10-х типаж «богатая белая девушка с РПП» — это обыденность. Такие героини появлялись в фильмах «Смертельное влечение» и «Дряные девчонки», а ещё в сериале «Американская семейка».
8. Час пик
Rush Hour
США, 1998 год.
Боевик, комедия, криминал.
Продолжительность: 1 час 38 минут.
IMDb: 7,0.
Кадр из фильма «Час пик»Экшен-франшиза с Джеки Чаном и Крисом Такером тоже плохо состарилась. В центре событий трёх фильмов — расследования полицейского инспектора из Гонконга Ли (Чан) и детектива-афроамериканца Джеймса Картера (Такер) из Лос-Анджелеса. Юмор серии построен на расистских стереотипах о китайцах и темнокожих, начиная с пародий на китайский акцент и шуток про односложные имена и заканчивая болтливостью афроамериканцев.В эпоху господства дайверсити и инклюзивности сложно представить выход фильма, целиком основанного на расистских предрассудках.
9. Белые цыпочки
White Chicks
США, 2004 год.
Комедия, криминал.
Продолжительность: 1 час 45 минут.
IMDb: 5,8.
Кадр из фильма «Белые цыпочки»Сюжет одной из самых безбашенных комедий нулевых строится на высмеивании блекфейса — театрального грима, при котором кожу белого актёра покрывают чёрной краской, и он играет темнокожего персонажа. Блекфейс можно встретить в фильмах «Рождение нации», «Солдаты неудачи», нескольких фильмах Бастера Китона. Создатель фильма «Белые цыпочки» Кинен Айвори Уэйанс решил «перевернуть» этот феномен и снять комедию с двумя вайтфейсами. Правда, задумку режиссёра не оценили даже в год выхода фильма — он получил целых пять номинаций на «Золотую малину». Главные герои — два темнокожих брата Кевин и Маркус (Шон и Марлон Уэйанс), не слишком старательные агенты ФБР. Начальство поручает им новое задание — охранять богатых сестёр-наследниц во время переезда из аэропорта Нью-Йорка в Хэмптонс. Братья берутся за задачу со слишком большим рвением. Они решают устроить ловушку похитителям и загримироваться сёстрами. Но одно дело — надеть розовую мини-юбку и парик, а вот совсем другое — стать белой богачкой. Конечно, юмор «Белых цыпочек» строится на расовых стереотипах и предрассудках.
10. Мисс Конгениальность
Miss Congeniality
США, 2000 год.
Боевик, комедия, криминал, мелодрама.
Продолжительность: 1 час 50 минут.
IMDb: 6,3.
Кадр из фильма «Мисс Конгениальность»Спецагент Грейси (Сандра Баллок) с детского сада конкурирует с мужчинами. В 28 лет она работает в ФБР. Грейси поручают участвовать в «Мисс США» и предотвратить теракт, который планируется на шоу. Вот только спецагент совсем не похожа на типичных конкурсанток. Чтобы соответствовать высоким стандартам, ей придётся поработать с парикмахером, визажистом, стилистом и, конечно, тренером конкурсов красоты. Комедия про агента ФБР, попавшего на соревнование, должна была бы высмеять нереалистические стандарты красоты. Но что-то пошло не так — большинство шуток построено на несоответствии главной героини высоким требованиям. Чтобы стать лучше, Грейси приходится полностью перекроить себя. Она становится достойна любви и дружбы только после того, как раскрывает свою женственность. Не говоря уже о том, что фильм эксплуатирует стереотипы вроде «красивая — значит глупая, некрасивая — умная».
Лайфхакер