Рождественское послание Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина » mogilew.by
 

Рождественское послание Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и

все верные чада Белорусской Православной Церкви!

 

С молитвенной радостью поздравляю вас с пресветлым и спасительным праздником Рождества Христова. Сердца наши ликуют и исполняются благодатным трепетом, ибо «Бесплотный воплощается, Слово овеществляется, Невидимый созерцается, и Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается. Сын Божий Сыном Человеческим становится: Иисус Христос вчера, и сегодня и во веки Тот же!» (Собор Пресвятой Богородицы. Стихиры на стиховне).

Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст раскрывает основания нашей радости и всемирного торжества: «Ныне древние узы разрешены, смерть сокрушена, Рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась, ангелы входят в общение с людьми и люди безтрепетно беседуют с ангелами» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

И Церковь снова призывает нас прикоснуться к великой благочестия тайне – тайне Боговоплощения, которая открывает великую истину о любви и милосердии Бога к человеческому роду. Ибо только любовью к нам можно объяснить Его приход в мир, лишенный полноты общения с Богом, мир, исполненный греха, болезней и смерти.

В эти дни мы с умилением созерцаем образ пещеры, в которой родился Богомладенец. Но эта пещера  есть и свидетельство Его великого смирения, истощания, снисхождения к нам, как об этом говорит праздничное богослужение: «Господи, в Вифлеем прибыв, в пещеру Ты вселился; имея небо престолом, в ясли был положен; Тот, Кого окружают воинства Ангелов, к пастухам сошел, чтобы спасти, как Милосердный, род наш» (Стихиры на стиховне. Собор Пресвятой Богородицы).

Этим Господь свидетельствует, что ничего не требует и не берет от этого мира и его временных благ, ибо уже обладает всем. Он пришёл подарить через Себя полноту Богообщения всем людям, всему творению. По слову святителя Иринея Лионского, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Именно к этому призывает нас Господь и именно в жизни с Богом заключены цель и смысл человеческого существования.

Первый человек, Адам, был создан не только для того, чтобы оставаться высшим творением Божиим: он был призван стать возлюбленным сыном Божиим, во всём послушным Отцу, но не сумел сохранить достоинство этого великого звания и, совершив грехопадение, «ушел на страну далече», потеряв первозданную чистоту и возможность Богообщения.

Тогда Сын Божий становится «Вторым Адамом», чтобы исполнить то, что нарушил Адам первый. Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), своим смирением и послушанием исполнил заповедь Отца Небесного, вернув человеческой природе Божественное достоинство.

Эти святые и спасительные размышления над смыслом Рождества Христова не должны оставаться знаниями, не имеющими деятельной силы. «Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли…» - слышим мы вопрошание праздничного Богослужении, обращённое к нам.

Как Пресвятая Дева дала Сыну Божьему Свою Пречистую плоть, так и в каждом из нас должен родиться Христос, подобно тому как Он родился в Вифлеемской пещере. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, «в будущей жизни христианин…будет тщательно испытуем, имел ли он какое подобие Христу, как сын отцу».

Это новое рождение, вхождение в полноту Божественной жизни обретается через участие в церковных Таинствах, которые дают нам возможность уже здесь, на земле, приобщаться к спасающей и освящающей благодати Божией. И если необходимость Крещения большей частью люди признают, то о других Таинствах, особенно Таинстве Божественной Евхаристии, Причастии, зачастую многие забывают.

Но единство со Христом не может быть только на словах, оно должно быть живым и реальным. Мы молимся Отцу нашему Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И Господь наш Иисус Христос раскрывает истинный смысл этих слов: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). А это значит, что участие в Божественной Литургии, за которой мы приобщаемся Тела и Крови Христовой, необходимо для полноты жизни с Богом и нашего спасения.

Но будем также помнить, что без богоугодной и добродетельной жизни участие в Таинствах не принесет необходимых плодов. «Достоин же Бога тот, кто прям, истинен, кроток, добр, сострадателен, милосерд, милостив, добросердечен, терпелив, безропотен, человеколюбив», - учит нас преподобный Симеон Новый Богослов. И если мы соединим любовь к богослужению с исполнением Божественных заповедей, то каждый из нас сможет стать вертепом, в котором родится Христос, храмом, в котором будет пребывать Дух Божий.

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляя вас с Рождеством Христовым и Новолетием, желаю, чтобы всякий день вашей жизни был освящен милостью Божией, чтобы вашими поступками руководила деятельная любовь к Богу и ближним, а мысли вдохновлялись спасительными размышлениями о великих делах, которые Господь совершил ради нашего спасения. Пусть радость о Родившемся в Вифлееме Богомладенце Христе всегда исполняет Ваши сердца, а Его благословение пребывает на всех семьях, народе нашем и богохранимом нашем Отечестве!

 

+ ВЕНИАМИН, 

Митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово

2024/2025

город Минск

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости