История стала более логичной, картинка — красивее. Но запутаться всё равно очень легко.
Алексей ХромовКинокритик Лайфхакера
Этерна: Часть первая», приняли прохладно. Много ругали слабые спецэффекты, что губительно для фэнтезийного мира, и вторичность истории. Но ещё больше — тот факт, что буквально с первых минут на зрителя вывалили десятки странных имён, названий и терминов, запомнить которые сразу просто невозможно.Ещё хуже, что продолжение не вышло ни через год, ни через два. А затем «Кинопоиск» объявил о перезапуске сериала: то есть решили начать всё заново, частично изменив актёрский состав. Кого-то, вероятно, заменили из-за банального взросления (часть действия посвящена подросткам), кого-то — по другим причинам. При этом первая «Этерна» с платформы никуда не делась и теперь существует как самостоятельный фильм. А если гуглить сериал в поиске, можно наткнуться ещё и на аргентинского «Этернавта» — популярный созвучный проект от Netflix, который вышел весной.

Кадр из сериала «Этерна»То есть перед новой «Этерной» не нужно смотреть старую. «Часть первая» не приквел, а другой, менее удачный вариант того же сюжета, который останется просто как проба пера. На самом деле это далеко не первый случай в мировой практике: есть альтернативные пилоты «Шерлока», «Звёздного пути» и «Теории Большого взрыва». Фанаты даже организовали петицию за публикацию другого варианта первого эпизода «Игры престолов». Просто неудачные пробные серии не всегда доходили до зрителя.
Как развивается действие в новом сериале «Этерна»
Увы, стартует новый сериал в таком же бешеном темпе, как и первый вариант. Во вступительной сцене кратко рассказывают о мире, в котором происходит действие, и параллельно демонстрируют жуткие сцены апокалипсиса. Тут же мелькает Ричард Окделл в детстве, а после заставки он — уже подросток — отправляется на обучение. А потом сюжет отматывают на восемь лет назад, чтобы познакомить зрителя с юным наследником престола. И это только девятая минута первого эпизода.

Кадр из сериала «Этерна»Но если «Этерна: Часть первая» оставалась такой же безумной до самого финала, новый сериал довольно быстро «успокаивается». Основу составляют две линии: про трудности обучения Ричарда и про восстание его отца. Постепенно сериал захватывает: за счёт флешбэков раскрывают непонятные поначалу детали. Например, почему капитан, командующий обучением, так жесток именно к Ричарду или как Эпинэ оказался наставником Альдо.Какое-то время просмотр всё равно утомляет: отвлекаться вообще нельзя, иначе тут же приходится перематывать назад, чтобы попытаться запомнить очередных новичков (возможно, безуспешно). Но всё-таки большинство дополнительных сюжетных линий вводят более плавно. В первой версии появление главы гоганской общины, Достославного Енниоля, и его дочери вызывало то ли стыд, то ли смех. Персонажи со странными титулами возникали из ниоткуда так, будто зритель их должен знать, да ещё и говорили о себе в третьем лице — видимо, чтобы ещё больше запутать. Теперь эти герои логично развиваются. И даже любопытно наблюдать, как меняется их речь и обращение друг к другу в зависимости от того, личный ли это разговор или деловой.

Кадр из сериала «Этерна»Возможно, для поклонников книг Веры Камши эти претензии смешны: если заранее знать основу, то действие не нуждается в лишних пояснениях. Но «Отблескам Этерны» по популярности далековато до «Дюны», «Властелина колец» и даже «Песни льда и пламени», так что подавляющее большинство зрителей включат сериал без предварительной подготовки.
Каким проект получился визуально
Обе версии стартуют со сцены из компьютерной графики, в которой показывают предысторию мира. И уже тут можно заметить разницу в качестве: новая «Этерна» выглядит внушительнее и теперь не напоминает мультик. До какой-нибудь «Дюны», разумеется, далеко. Но не стоит забывать, что это всё-таки сериал — «Пророчество» тоже не баловало идеальной картинкой.

Кадр из сериала «Этерна»Но гораздо важнее, что создатели поработали над фонами и локациями. Если сейчас включить «Этерну» 2022 года, сразу бросается в глаза, что всё действие происходит перед какими-то анимированными компьютерными обоями. Теперь мир стал поживее, чаще показывают природу и реалистичные места. В первую очередь это касается флешбэков про восстание Окделла. Битва, конечно, не напоминает «Властелина колец» по масштабу, но это уже и не похоже на собрание реконструкторов.Образы персонажей периодически вызывают смешанные ощущения. Нужно отдать должное: молодой актёрский состав старается изо всех сил. Сюжеты из школы унаров пропитаны приятной энергией. И хорошо, что Юрию Чурсину оставили роль злодея Алвы. У артиста все шансы стать самым харизматичным героем сериала. Но есть и проколы. На некоторых персонажах парики и костюмы смотрятся максимально театрально, будто их делали на кого-то другого, а потом просто передали по наследству. Хуже всего, когда в кадре появляется Михаил Тройник в образе короля Фердинанда Оллара. Это какое-то бинго непопадания в образ: плохо всё — от внешности до ненатурального поведения. К счастью, герой в кадре бывает редко, а остальные выглядят более естественно.

Кадр из сериала «Этерна»Дуэль Эгмонта с его главным врагом Алвой построена банально, а монтаж регулярно уходит в невнятное мелькание. И всё-таки здесь есть своё изящество: один из персонажей одет в чёрное, другой — в белое (угадайте, где будет лучше видна кровь), а в схватке чувствуются агрессия и напряжение.В первых двух эпизодах новой «Этерны» не слишком много подобных сцен. Персонажи чаще ходят по закрытым помещениям и обсуждают всяческие планы и интриги — «Игра престолов» стартовала так же. Но всё же отдельные всплески экшена создают атмосферу надвигающейся опасности.Однако при всём старании авторов «Этерна» выглядит неживой, как и многие другие фэнтезийные сериалы. Причём этот недостаток не связан исключительно с российским производством: от той же стерильности страдают «Колесо времени» и отдельные сцены «Колец власти». Как будто в погоне за идеальной чистотой картинки теряется сама жизнь и ощущение настоящего мира и людей. Или, возможно, дело в другом.
Что не так с сериалом «Этерна»
К сожалению, «Этерна» не избавилась от главной проблемы, которая была заметна и в первой экранизации. Сценарий всё ещё выглядит компиляцией известного фэнтези и фантастики.

Кадр из сериала «Этерна»Захват власти злобными предателями, гибель отца главного героя и всяческие пророчества явно пришли из «Дюны». А странная инопланетная речь во вступлении до боли напоминает сцену с сардаукарами из экранизации Вильнёва. Интриги высокородных домов буквально копируют «Игру престолов», разговоры о возвращении истинного короля — «Властелина колец». А потом к ним примешиваются так любимые в нашей стране «Три мушкетёра» и их отечественная копия «Гардемарины», будто у нас не может существовать фэнтези без фехтования на шпагах. Причём процесс обучения в школе унаров отсылает нас ещё и к «Гарри Поттеру». Подобие квиддича без магии, которое было в первой «Этерне», убрали, но всяческие состязания и злобных преподавателей оставили. Это не плохо само по себе: оригинальная трилогия «Звёздных войн» тоже была сборником японского кино, вестернов, старых комиксов и прочей поп-культуры. Но здесь знакомые идеи цитируют явно, а иногда даже навязчиво, даже не пытаясь их переработать.

Кадр из сериала «Этерна»«Этерна» 2025 года на голову выше первой попытки. Это более живой и масштабный сериал с энергичными актёрами. Быстрое вступление уже ко второму эпизоду превращается в захватывающую историю. При этом проект выходит по эпизоду в неделю, так что запоминать действие будет намного проще.Но всё же «Этерне» очень не хватает оригинальности: история и даже картинка выглядят компиляцией многих знакомых сюжетов и проигрывают им в глубине проработки. Хотя есть надежда, что постепенно авторы выработают свой стиль, и смотреть станет интереснее.
Лайфхакер