Источник изображений: Igor Omilaev / unsplash.com
Ранее в Meta? работали лучшие специалисты в области ИИ, но в последние годы наметился массовый исход кадров — они всё чаще начинают собственные проекты. Здесь ранее трудились основатели Perplexity, Mistral, Fireworks AI и World Labs; а с приходом бума ИИ эксперты начали уходить и к крупным конкурентам, к таким как OpenAI, Anthropic и Google. Чтобы компенсировать потери, Марк Цукерберг был вынужден сформировать элитное подразделение Meta? Superintelligence Labs (MSL), но остановить утечку специалистов так и не удалось. Масштабы проблемы иллюстрирует тот факт, что конкурентов Meta? теперь интересуют только её новые сотрудники — существующие уже преимущественно не отвечают их требованиям. С осени минувшего года Google переманила у Meta? около 20 экспертов в области ИИ.
Meta? же пытается уводить сотрудников как из компаний — признанных лидеров отрасли вроде OpenAI, так и из стартапов, в том числе Thinking Machines Labs — его учредила бывший технический директор той же OpenAI Мира Мурати (Mira Murati). Как минимум в двух случаях глава Meta? предлагал выплаты до $1 млрд за несколько лет; в самой же компании сведения о кадровых проблемах опровергают. «Факты явно не подтверждают эту информацию, однако это не помешало анонимным источникам, преследующим собственные интересы, продвигать этот нарратив, а Forbes USA — публиковать его», — заявил представитель гиганта соцсетей Райан Дэниелс (Ryan Daniels). В некоторых случаях Meta? не воспринимают даже как кадровую угрозу: гендиректор Anthropic Дарио Амодей (Dario Amodei) заявил, что беседовал с сотрудниками, которым предлагали перевод в Meta?, и зарплаты этим сотрудникам компания пересматривать не намерена. У Anthropic, кстати, самый высокий в отрасли показатель удержания сотрудников — он составляет 80 %; для сравнения, у Google DeepMind это 78 %, у OpenAI — 67 %, у Meta? — 64 %.

Набор сотрудников в MSL сопровождался беспрецедентными мерами. В июне Meta? купила 49 % акций стартапа Scale AI, а его гендиректор Александр Ван (Alexandr Wang) встал во главу MSL. Сотрудниками лаборатории также стали бывший гендиректор GitHub Нэт Фридман (Nat Friedman) и около десятка бывших сотрудников OpenAI, Google DeepMind и Anthropic — некоторым из них пообещали от $100 млн до $300 млн за четыре года. Ещё одним приобретением оказался Дэниел Гросс (Daniel Gross), прежде возглавлявший стартап Safe Superintelligence, в который ушёл бывший глава исследовательского отдела OpenAI Илья Суцкевер (Ilya Sutskever). В MSL перевели девять опытных сотрудников самой Meta? после того, как их попыталась переманить Thinking Machines Labs. Удалось вернуть перешедших было в Anthropic главу инженерного департамента Джоэла Побара (Joel Pobar) и инженера-исследователя Антона Бахтина.
Масштабы исхода сотрудников из компании действительно серьёзны: в 2024 году 4,3 % новых сотрудников в лабораториях ИИ составили выходцы из Meta?; активнее всего переманивают сотрудников Google за исключением подразделения DeepMind. Бывший руководитель по исследовательской стратегии моделей Meta? Llama Лоренса ван дер Маатена (Laurens van der Maaten) ушёл в Anthropic; бывший старший научный сотрудник Дэн Бикель (Dan Bickel) перевёлся в специализирующийся на корпоративном ПО стартап Writer на должность главы отдела развития ИИ; бывший глава отдела по ответственному развитию ИИ Кристиан Кантон (Cristian Canton) начал работу в национальном Суперкомпьютерном центре Барселоны (Barcelona Supercomputing Center); специалистов Намана Гояла (Naman Goyal) и Шаоцзе Бая (Shaojie Bai) переманила Thinking Machine Labs; не менее девяти сотрудников Meta? перевелись во французский стартап Mistral; в xAI Илона Маска (Elon Musk) с января перешли не менее 14 работников Meta?.

В 2013 году начала работу лаборатория FAIR (ранее Facebook? Artificial Intelligence Research, сейчас Fundamental Artificial Intelligence Research), которую возглавил профессор Нью-Йоркского университета Янн Лекун (Yann LeCun), — долгое время она считалась одной из лучших в отрасли ИИ. В феврале 2023 года все подразделения ИИ в Meta? консолидировались в команду GenAI и переориентировались на создание продуктов. Сейчас FAIR работает лишь номинально — ей не хватает ни кадровых, ни вычислительных ресурсов. В руководстве Meta? это, однако, назвали новым этапом работы лаборатории, на котором она может сосредоточиться на долгосрочных проектах; а также заверили, что FAIR и GenAI тесно сотрудничают.
GenAI с момента формирования перевели на авральный режим работы, в том числе до поздней ночи и по выходным; с огромной скоростью велась разработка ИИ-помощника Meta? AI и ИИ-персонажей — первоначальный штат в 200–300 человек расширили до 1000 инженеров. В условиях жёсткой конкуренции на рынке ИИ в 2024 и 2025 годах выпуск новых продуктов дополнительно ускорили, а в руководстве воцарился хаос: менеджеры расходились по техническим вопросам, а специалистам ставили дублирующиеся задачи. В считанные недели команды распускались и формировались, а сотрудникам приходилось переключаться между проектами. Дополнительным негативным фактором стал проект «метавселенной», в который продолжали вливать миллиарды долларов, поддерживая его высокий приоритет. Дважды в год под страхом увольнения проводили оценки эффективности работников. «Многие сотрудники чувствовали разочарование, усталость от объёмов работы и растерянность», — рассказал один из бывших работников; при этом в руководстве планы часто менялись.
Всё это не помогло — выпуск ИИ-модели Llama 4 обернулся провалом. Она демонстрировала слабые навыки логического мышления и недостаточно умело писала код. Есть мнение, что компания завышала её показатели, чтобы те выглядели лучше, чем в действительности. И нет признаков, что ситуация выправится с появлением элитного подразделения MSL: его работники не всегда способны определить своё место в этой структуре.
На фоне агрессивной политики переманивания новых сотрудников конкуренты Meta? заговорили о меркантильности. Гендиректор OpenAI Сэм Альтман (Sam Altman) назвал работников MSL «наёмниками», готовыми работать на любую компанию, если она больше платит; сотрудников же своей компании он причислил к «миссионерам» — тем, кто привержен достижению целей, имеющих значение для всего человечества.
Источник: 3DNews