Зумеры пытаются освоить новый способ баланса между работой и отдыхом » mogilew.by
 

Зумеры пытаются освоить новый способ баланса между работой и отдыхом

В культуре, где трудолюбие всегда считалось одной из главных ценностей, а успех измерялся количеством отработанных часов и должностей в резюме, сама идея «пенсии в 25 лет» звучит абсурдно. Однако новое поколение смотрит на жизнь иначе. Пока старшие продолжают работать «до последнего», зумеры открыли для себя формат своего рода микропенсий — коротких пауз между периодами работы, когда можно позволить себе отдохнуть, сменить обстановку или заняться личными проектами. Эта тенденция постепенно становится частью новой трудовой этики во многих странах. Разбираемся, есть ли шансы, что такой формат приживется и в Беларуси, где отношение к работе по-прежнему куда более традиционное.

Зумеры пытаются освоить новый способ баланса между работой и отдыхом
pinimg.com

Жить сегодняшним днем?


Для наших родителей и бабушек с дедушками понятие «устроиться в жизни» означало найти стабильную работу, получить должность повыше и иметь гарантированную пенсию. Карьерный рост был понятен и линеен — чем дольше работаешь, тем надежнее стоишь на ногах. У молодежи порой иные взгляды на это.

— Мы прежде всего говорим про изменение ценностных подходов к жизни, — поясняет психотерапевт, старший преподаватель кафедры психиат­рии и медицинской психологии БГМУ Татьяна Романовская.Для старшего поколения, выросшего в нестабильные времена, основной ценностью была стабильность: экономическая и карьерная. Сейчас мы видим трансформацию этой ценности.
Молодежь больше не верит в миф о золотой старости после десятилетий труда. Она хочет жить сейчас, больше ориентирована на развитие, самопознание и новые впечатления.
— В обществе все чаще звучит усталость от идеи отложенной жизни. Современные дети, глядя на родителей, которые жили ради стабильности, хотят прожить молодость осознанно, найти себя, развиться, прежде чем подписываться под такими долгими проектами, как карьера, семья, стабильность, — подчеркивает эксперт. — Эмоции, полученные от тех же путешествий, ставятся выше, чем сидение на работе. Люди задаются вопросом: «На что я потратил свою жизнь? На офис? На отчеты? И ради чего?»

Что спасет от перегрузок


Тренд на паузы в работе и творческие отпуска часто критикуют, дескать, это признак инфантильности.
— Паузы однозначно нужны, — уверена Татьяна Романовская. — Отсутствие отдыха ведет к выгоранию. Хотя многие до сих пор считают эмоцио­нальное выгорание «просто усталостью». Однако медицина давно смотрит на это иначе. Это реальный диагноз, и в Международной классификации болезней (МКБ-10) есть отдельная статья «профессиональное выгорание». У него есть стадии, и если человек не предпримет меры, он может навсегда покинуть профессию. Наибольший риск у тех, кто работает с людьми: врачи, педагоги, психологи, социальные работники.
По словам специалиста, работа — это стрессор. Она требует адаптации, вовлеченности, расходует эмоциональные ресурсы. Без восстановления нервная система истощается.
— Это не слабость, а физиология. В некоторых странах к проблеме подходят серьезно, и по диагнозу выгорание дают оплачиваемый больничный до девяти месяцев, — говорит Татьяна Романовская.
Однако есть и обратная сторона медали: слишком длинный отпуск может сыграть злую шутку — потом сложно вернуться в ритм. Поэтому оптимально отдыхать два-три раза в год по 12—14 дней. Это позволяет восстановиться, не теряя рабочий тонус, говорит специалист:
— Работа — это тоже привычка. Потеря этого ритма делает возвращение особенно тяжелым, как после долгой зимней спячки. Сейчас все больше стран экспериментируют с сокращенной рабочей неделей и новыми форматами трудового графика. Это попытка найти баланс между личной жизнью и работой.
КОМПЕТЕНТНО


Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке:

— За кажу­щейся свободой и гибкостью зумерского тренда на микропенсии — этой философии «жизни для себя» — скрывается его ключевое противоречие с белорусской действительностью. В наших условиях он вряд ли сможет перерасти из модной концепции в массовую и устойчивую практику. Почему? Во-первых, экономика держится на системной, а не эпизодической занятости. Такие фундаментальные отрасли, как производство, образование или медицина, не могут существовать в режиме «поработал, пока не надоело». Их стабильность — это результат постоянства, глубокой ответственности и долгосрочного участия людей. Если каждый будет работать «рывками», каркас экономики даст трещину. Во-вторых, это ставит под удар саму основу социальной модели. Ее суть — взаимные обязательства: гражданин вносит свой вклад через труд и налоги, а государство, в свою очередь, обеспечивает защиту, стабильность и пенсию. Если большинство предпочтет стратегию кратковременных заработков, то эта хрупкая экосистема перестанет функционировать. Наконец, нельзя забывать о социальной роли труда. Работа — это не просто способ закрыть финансовые потребности. Это форма участия в жизни общества, вклад в общее дело и ощущение сопричастности. Таким образом, так называемые микропенсии останутся скорее временным экспериментом для определенной части молодежи. Однако это никак не сможет изменить устоявшуюся систему труда в Беларуси, где по-прежнему в приоритете профессионализм, стабильность и надежность.

Не потерять сноровку


HR-специалисты давно отмечают, что молодежь легко увольняется и не боится пробелов в резюме. Она целенаправленно копит деньги, чтобы прекратить работать и пожить какое-то время в свое удовольствие либо же уехать путешествовать. Однако здесь есть определенные риски.
Работодатели со своей стороны настороженно воспринимают карьерные паузы. Сегодня настолько все быстро меняется, что велика вероятность стать невостребованным с устаревшими навыками и знаниями. При этом, по мнению экспертов, легче всего вернуться к работе после паузы в сферах, где ключевую роль играет базовое образование: медицина, педагогика, архитектура и дизайн. Также перерыв не критичен для рабочих специальностей, розницы, продаж и складских работников. А вот в областях с быстро меняющимися технологиями — IT, автоматизация процессов, интернет-маркетинг, digital-продвижение — возвращение требует дополнительных усилий.
А КАК У НИХ?
В Америке и Европе существует практика длительных творческих отпусков, так называемых саббатикал. В каких-то компаниях он полностью оплачивается, где-то частично, бывает, что сотрудник идет за свой счет. Также одни работодатели готовы расстаться с работником всего на 3—6 месяцев, другие отпускают на несколько лет. Единственное неизменное условие такого договора — гарантия сохранения за уходящим на отдых его должности.
yankovich@sb.by



Источник - www.sb.by
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +1316
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости