Итак, Верховный суд в открытом заседании рассмотрел жалобу предпринимательницы Полины Лурье на решения судов нижестоящих инстанций о признании недействительной сделки о продаже квартиры певицы Ларисы Долиной. Сама Долина, в отличие от оппонентки, в суд не явилась. Решение — постановления нижестоящих судов отменить, злосчастную квартиру вернуть Лурье. По другим спорным вопросам (в частности, о принудительном выселении бывшей владелицы) направить дело в Мосгорсуд на повторное рассмотрение.Лариса Долина. Фото: архив ТАСС
За этой потрясающей историей публика наблюдает почти полтора года. Подробности, я думаю, всем известны, тем не менее напомню вкратце суть дела.
В августе 2024 года певица Лариса Долина стала жертвой телефонных мошенников, которые выходили с ней на связь с территории Украины. Они бесперебойно звонили артистке и убеждали ее перевести накопления «на безопасный счет», чтобы сохранить их от посягательств неких злоумышленников. В результате Долина поверила, что участвует в какой-то спецоперации по поимке преступников и перевела свои сбережения на подконтрольные мошенникам счета, а также продала свою квартиру Полине Лурье, которая не подозревала о мошеннической активности вокруг жилья. Всего певица лишилась около 180 миллионов российских рублей — отдала 112 млн, вырученных за квартиру (более 1,5 млн долларов по курсу на тот момент) и еще 68 млн перевела со своих счетов. Поняв, что ее обманули, Долина обратилась в полицию.
Позже на основании решения Хамовнического суда по иску Долиной сделка о продаже ее квартиры была признана недействительной. Мосгорсуд подтвердил это решение, а Второй кассационный суд общей юрисдикции отклонил жалобы на постановления нижестоящих судов. Квадратные метры вернули певице. Покупательница квартиры Лурье осталась и без денег, и без жилья. Выходило так, что ей самой предстоит искать мошенников и взыскивать с них свои деньги. Она обратилась в Верховный суд РФ.
Надо добавить, что вся эта канитель еще до логического завершения вызвала серьезные побочные эффекты. Во-первых, огромный общественный резонанс вокруг явно несправедливого, по мнению людей, решения нанес большой ущерб репутации судебной системы в России: посыпались предположения, что такой исход дела предопределен известностью Долиной и ее связями в высших сферах.
Во-вторых, серьезно потерпело и реноме самой певицы: ее концерты начали отменяться по всей стране. В частности, Долина потеряла выступления на 11 новогодних концертах и корпоративах в Дубае. Службы доставки массово отказались поставлять ей заказы, интернет заполонили язвительные мемы и оскорбительные картинки. Народное возмущение достигло такого кипения, что Долина была вынуждена в эфире программы «Пусть говорят» на Первом канале объявить, что вернет деньги покупательнице. Правда, сделает это частями в течение 3 лет. Лурье такое предложение не устроило: она-то отдавала всю сумму целиком и сразу и не должна становиться жертвой чужого легкомыслия.
В-третьих, что самое печальное, «казус Долиной» вызвал целый вал одинаковых мошеннических схем: продавцы недвижимости, заключив сделку, затем подавали иски о признании ее недействительной, ссылаясь на то, что стали жертвами аферистов. В уходящем году более трех тысяч сделок с недвижимостью в РФ были оспорены по «схеме Долиной»! Честные, добросовестные покупатели остаются без жилья и денег, а ушлые торговцы квартирами вновь выставляют их на продажу. Это, в свою очередь, вызвало серьезный кризис доверия к продавцам на вторичном рынке жилья.
Белорусскую аудиторию, с недоумением наблюдавшую за перипетиями этой истории, больше всего волновал один вопрос: а возможен ли подобный скандал в сделках с недвижимостью в Беларуси?
Ответ тут однозначен — нет. Наши люди не окажутся на месте Полины Лурье. Белорусское законодательство строго стоит на страже интересов честных граждан, поэтому в нем применяется принцип двусторонней реституции. Проще говоря, при признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное. Продавец (будь он хоть сто раз обманут мошенниками) должен вернуть покупателю все деньги, а тот обязан возвратить жилье. Просто и справедливо.
Это положение регулируется статьей 168 Гражданского кодекса «Последствия недействительности сделки». Кроме того, есть статья 283 ГК «Истребование имущества от добросовестного приобретателя», которая устанавливает, что лишить купленной квартиры честного покупателя практически невозможно. А также существует еще ряд положений, детально регулирующих ситуацию, когда владелец продаваемой квартиры не осознает своих действий или действует под влиянием обмана. Защищает подобные сделки также практика подробного разъяснения всем сторонам правовых последствий совершаемых действий. То есть просто прийти в суд и заявить, что «меня облапошили, я ничего не знал, верните квартиру», в Беларуси не получится. Даже если такой умник сумеет доказать, что жилья он лишился не по своей воле, суд все равно применит двустороннюю реституцию и обяжет вернуть все деньги покупателю. Причем сразу, а не частями за три года.
Возможно, поэтому ни один из многих судей, риелторов, следователей и знатоков рынка недвижимости, с которыми удалось пообщаться за полтора года в нашей стране, не смог припомнить в Беларуси ни одного случая, подобного российскому кейсу Долиной.
Попытки оспорить сделки были, но односторонних решений, оставляющих честного покупателя без копейки и крыши над головой, — нет.
Итак, Верховный суд России принял решение, которое наверняка снизит градус общественного негодования. Впрочем, оно не сможет унять активность жуликов. Поэтому успокаиваться рано. Следственный комитет Беларуси не раз рассказывал, что схемы обмана под видом участия людей в неких спецоперациях у нас тоже бывают и жертвами их становятся десятки людей. Только без продажи недвижимости, просто выносят мошенникам все многолетние накопления. И аферисты, судя по криминальным новостям, не планируют останавливаться. А это значит, увы, что продолжение следует…
rud@sb.by
Источник - www.sb.by