Профессиональные учебные заведения Могилева во второй половине XIX - начале XX в. » mogilew.by
 

Профессиональные учебные заведения Могилева во второй половине XIX - начале XX в.

 
Во второй половине XIX - начале XX в. в Могилеве были созданы специальные учебные заведения, где готовили специалистов для ремесленного производства, торговли, сферы образования, здравоохранения, культуры.
Первой отраслью профессионального образования, которая начала развиваться в Могилеве, стало медицинское образование. В начале 1865 г. открылась Могилевская повивальная школа. Губернская больница приказа общественного призрения стала ее клинической базой, там же располагались классы и общежития для учениц. На первоначальном этапе в учебном заведении готовили сельских повивальных бабок лишь для Могилевской губернии, но местная администрация выступила с предложением о целесообразности подготовки в Могилеве специалистов для Северо-Западного края. В Министерстве внутренних дел поддержали данную инициативу, и 6 мая 1874 г. Могилевская повивальная школа получила статус центральной для Могилевской, Минской и Витебской губерний.
Администрация Могилевской губернии во главе с губернатором А.С. Дембовецким смогла реализовать идею создания учебного заведения для подготовки фельдшеров, так как стремилась к расширению масштабов медицинской помощи крестьянскому населению и уже имела опыт организации повивальной школы [6, с. 965 - 966.]. В 1874 г. для учебного заведения было возведено деревянное здание на Почтовой улице, а затем 14 января 1875 г. состоялось открытие центральной фельдшерской школы для Могилевской, Минской и Витебской губерний. В 1902 г. эта школа была переведена из небольшого деревянного дома в каменное трехэтажное здание на углу Почтовой и Зеленой улиц. 31 марта 1905 г. Николай II по докладу министра внутренних дел присвоил учебному заведению наименование «Могилевская центральная фельдшерская школа
Императора Александра II». 12 января 1912 г. Могилевское губернское земское собрание постановило преобразовать фельдшерскую и повивальную школы в фельдшерско-акушерскую для подготовки специалистов более широкого профиля.
Залогом плодотворной деятельности медицинских учебных заведений в Могилеве на протяжении длительного времени являлось наличие квалифицированного педагогического персонала. Преподаватели специальных дисциплин фельдшерской и повивальной школ имели высшее образование, активно участвовали в деятельности Могилевского общества врачей, заседания которого проходили в здании фельдшерской школы, являлись членами местного комитета Российского Общества Красного Креста, проявили себя в других сферах общественной деятельности.
Акушеру врачебной управы Н.М. Мандельштаму (1826 - 1882), крещенному в лютеранство еврею, принадлежит заслуга выработки организационных основ повивальной и фельдшерской школ, руководства повивальной школой с 1865 по 1882 гг. в первоначальный, наиболее сложный период ее существования, учреждения при повивальной школе в 1875 г. бесплатной лечебницы для приходящих больных на частные пожертвования [1, с. 102]. Должность директора Могилевской центральной повивальной школы с 1882 по 1908 г. занимал выпускник Московского университета, доктор медицины и акушерства С. А. Липинский (1849 - 1913), чьи научные труды (о фармакологических особенностях морского лука и др.) позволили ему занять видное место среди российских специалистов. А. Ф. Модестов (1855 - 1908), выпускник медикохирургической академии, доктор медицины, с 1892 по 1908 г. возглавлял фельдшерскую школу и обеспечивал хорошую постановку учебновоспитательного процесса в ней. Также он занимался общественной работой: являлся главным инициатором учреждения в Могилеве общины Красного Креста и руководителем постройки ее здания, неоднократно избирался председателем общества врачей Могилевской губернии, руководил народными чтениями, был гласным городской думы [11, с. 240 - 241]. Существенно выделялся своими организаторскими и
педагогическими способностями доктор медицины Л. А. Малиновский (1854 - 1915), который был помощником директора фельдшерской школы, старшим врачом и хирургом Могилевской больницы приказа общественного призрения, возглавлял общество врачей Могилевской губернии. С 1879 г. в фельдшерской и повивальной школах на должности смотрителя и преподавателя арифметики и физики работал К. Ф. Томашевич (1852 - после 1909), выпускник Горы-Горецкой
земледельческой школы, который впоследствии стал депутатом III Государственной Думы от Могилевской губернии.
Несмотря на различные трудности, повивальная и фельдшерская школы успешно функционировали, о чем свидетельствуют благоприятные отзывы современников о высоком уровне подготовки выпускников. Подходы к формированию ученического состава обоих медицинских учебных заведений отличались сходными чертами: учащиеся делились на две категории - пансионеров и вольноприходящих. Пансионеры получали не только образование, но и полное материальное обеспечение в период обучения и за это были связаны обязательством прослужить определенный срок на государственной службе, оказывая медицинскую помощь населению. В первые годы существования школ пансионеры набирались из крестьянских детей, но в последующем их состав постепенно расширялся за счет мещан, детей нижних воинских чинов, разночинцев, дворян и чиновников. Что же касается вольноприходящих учеников, то среди них были лица разных сословий и вероисповеданий, причем в начале XX в. примерно половину составляли учащиеся из сословной группы мещан еврейской национальности.
Получение медицинского образования в фельдшерской и повивальной школах стало одним из каналов социальной мобильности, способствовало включению выходцев из белорусских крестьян и мещан в ряды интеллигенции, дало некоторым их них возможность проявить свои способности в начальный период становления белорусской государственности, содействовало появлению среди выпускников известных деятелей системы здравоохранения Беларуси. Выпускниками фельдшерско-акушерской школы в Могилеве были ученые и организаторы здравоохранения: И. З. Сурта (1893 - 1937), который в 1933 - 1936 гг. руководил Народным комиссариатом здравоохранения, а затем был избран президентом Академии наук БССР [10, с. 4.]; З. К. Могилевчик(1895 - 1975) , гигиенист, доктор медицинских наук, профессор, профессор, заслуженный деятель науки БССР, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР; Е. А. Воднев (1894 - 1955), заместитель наркома здравоохранения БССР, главный врач 3-й клинической больницы Минска.
Подготовкой медицинского персонала в Могилеве занималась также организованная в 1895 г. Александринская община сестер милосердия Российского Общества Красного Креста, которая вместе с состоявшей при ней лечебнице размещались в двух каменных зданияхна Малой Садовой улице. Община представляла собой учреждение полузакрытого типа для подготовки женского санитарного персонала для ухода за больными и раненым в мирное и военное время. Звание сестры милосердия давалось при условии сдачи соответствующего экзамена, который служил гарантией надежной теоретической подготовки. На протяжении двух лет могилевские врачи читали ученицам теоретические лекции по таким дисциплинам, как внутренние, кожные и глазные болезни, диагностика, гигиена и хирургия. Кроме того, с сестрами проводились занятия по Закону Божию с целью формирования их высокого нравственного облика. [8, с. 10 - 11] И хотя деятельность общины сестер милосердия не была столь масштабной, как фельдшерской и повивальной школ, она также внесла вклад в распространение медицинского образования.
Таким образом, медицинские учебные заведения в Могилеве располагали клинической базой, собственными зданиями, необходимыми учебными пособиями, библиотеками, квалифицированным педагогическим персоналом. Они выполняли не только свою непосредственную функцию подготовки медицинских кадров, но и выступали в качестве центра притяжения лучших представителей медицинской интеллигенции города, способствовали их активной преподавательской, научной и общественной деятельности.
С конца XIX в. в Могилеве начали создаваться учебные заведения для подготовки специалистов ремесленного производства. В 1888 г. открылись ремесленные классы со слесарно-кузнечным и сапожнобашмачным отделениями при Могилевском городском училище. Их цель определялась преимущественно как благотворительная: «обучить
ремеслам и дать сиротам и бедным возможность располагать честным и верным средством к жизни». Впоследствии органы городского самоуправления решили создать на базе классов школу ремесленных учеников, которая «могла бы давать хороших и умелых мастеров и тем способствовать подъему ремесленной производительности», однако реализовать задуманное не удалось [2. л. 1, 15]. Приверженность идее развития ремесленного образования демонстрировала еврейская общественность Могилева. В 1885 г. местные евреи создали кружок для оказания помощи еврейским мальчикам, желающим обучаться ремеслам. Этот кружок дважды безрезультатно ходатайствовал перед директором народных училищ Могилевской губернии об открытии учебной мастерской при Талмуд-Торе. И только после того, как евреям Могилева удалось собрать значительные средства, в мае 1899 г. попечитель Виленского учебного округа утвердил положение о Могилевском еврейском ремесленном училище [7, с. 1 - 4]. В 1903 г. было построено собственное здание на Глебо-Борисовской улице, 29 октября этого года состоялось открытие учебного заведения, осуществлявшего подготовку по столярно-токарному и кузнечно-слесарному ремеслам. В начале XX в. в Могилеве появилась еще одна важная отрасль профессионального образования - педагогическое образование. В условиях острой нехватки учительских кадров руководящие органы народного образования пошли по пути создания сети педагогических курсов, на которых осуществляли подготовку к экзамену на звание учителя начального училища. Так, в Могилеве 19 сентября 1900 г. открылись педагогические курсы при городском четырехклассном училище, располагавшемся в собственным здании наМалой Садовой улице[3, л. 18].
В 1910-е годы динамично развивался такой тип педагогических учебных заведений, как учительские инстиуты, предназначенные для подготовки учителей городских, а затем высших начальных училищ. В пределах Виленского учебного округа развернулось своеобразное соревнование между Витебском и Могилевом в деле открытия учительского института, поставленное в зависимость от того, какой из этих двух городов окажет более существенную финансовую поддержку проектируемому учебному заведению. Размер финансового участия органов городского и земского самоуправления в Могилеве оказался ниже, чем в Витебске, поэтому Министерство народного образования вопрос об открытии учительского института решило в пользу последнего. Тем не менее подготовительная работа по созданию учительского института в Могилеве не прошла даром. В июле 1913 г. было принято решение об открытии Могилевского учительского института, занятия в нем начались в конце октября этого же года в здании на Быховской улице [4, л. 2].
В начале XX в. на территории Беларуси развивалось экономическое образование, представленное, главным образом, коммерческими училищами для подготовки специалистов в области торговли и финансов. Могилев не стал исключением, и в 1908 г. здесь было открыто частное семиклассное мужское коммерческое училище, перешедшее позднее в руки Общества распространения среднего образования в г. Могилеве. Учебное заведение располагалось на Дворянской улице в здании, арендованном у домовладельца Чарных, его директором работал В. В. Станевич, который также заведовал курсами бухгалтерии и конторских знаний при коммерческом училище [9, с. 50].
На рубеже XIX - XX вв. в Могилеве создавались частные учебные заведения для подготовки специалистов в сфере культуры. Осенью 1886 г. при содействии Музыкально-драматического общества открылась частная музыкальная школа Печковской, в которой обучались игре на фортепиано, пению соло и хором, теории музыки. Музыкальная школа выпускника Варшавской консерватории Р.Г. Певзнера была учреждена в 1899 г. в соответствии с решением министра внутренних дел и располагалась на Днепровском проспекте. С 1908 г. в Могилеве действовала музыкальная школа В. И. Ерихайлова, гдепреподавали: Ю.А. Рейдер,российская оперная певица, вокальный педагог; А.Ф. Боркус, выпускник Московской консерватории, известный в городе исполнитель-пианист и фортепианный педагог [5, с. 18]. Художественное образование в Могилеве можно было получить в частной рисовальной школе Ф. Пархоменко.
Таким образом, на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. профессиональное образование являлось важным фактором формирования социально-культурного пространства Могилева. Наряду с выполнением своей основной задачи подготовки квалифицированных специалистов разных профилей, профессиональные учебные заведения выступали в роли центров научной, культурной и общественной жизни города, способствовали созданию его архитектурного облика.
На примере деятельности учебных заведений Могилева отчетливо просматривается главный вектор развития профессионального
образования, направленный в социальную сферу. Именно подготовке медицинских и педагогических кадров, призванных удовлетворять потребности населения в образовании и здравоохранении, уделялось приоритетное внимание со стороны центральных и местных властей. В Могилеве на протяжении примерно полувека действовали медицинские учебные заведения для подготовки специалистов среднего медицинского звена, которые перешагнули региональные рамки и приобрели известность в пределах Российской империи. Кроме того, Могилев стал втором губернским городом в пределах современной территории Беларуси, где был открыт учительский институт.
Среди этнических общностей, проявивших заинтересованность в получении профессионального образования, выделялись могилевские евреи, которые учились в медицинских, ремесленных, музыкальных, коммерческих учебных заведениях. Самым динамичным периодом развития профессионального образования Могилева явилось начало XX в., что было характерно для системы профессионального образования Беларуси в целом.
Литература и источники:
1.Кульпанович, О.А. Благотворительность в медицине Беларуси (XVI - XXI вв.) / О.А. Кульпанович. - Минск: Департамент исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, 2006. - 292 с.
2.Литовский государственный исторический архив. - Ф. 567. - Оп. 1. - Д. 933.
3.Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2254. - Оп. 2. - Д. 266.
4.НИАБ. - Ф. 2258. - Оп. 1. - Д. 1.
5.Морозова, О.П. Композиторская деятельность педагогов-музыкантов Могилева в 1920 - 1930-е гг. / О.П. Морозова // Весшк МДУ шя А. Куляшова. Серыя С. - 2012. - № 2. - С. 15 - 20.
6.Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физикогеографическом, этнографическом, промышленном,
сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и
статистическом отношениях: В 3-х кн. Под. Ред. А.С. Дембовецкого. - Кн. 2. - Могилев: Типография губернского правления, 1884. - 1014 с.
7.Отчет Могилевского еврейского ремесленного училища со времени открытия его по 31 декабря 1905 года. - Могилев: Скоропечатня Ш. Фридланда, 1906. - 74 с.
8.Отчет Могилевского местного управления Российского общества Красного Креста и состоящей в ведении его Александринской общины сестер милосердия за 1898 год. - Могилев: Типография Губернского правления, 1899. - 61 с.
9.Памятная книжка Могилевской губернии на 1914 год / под ред. И. И. Марченко. - Могилев: Губернская типография, 1914. - XVII, 292, 255 с.
10.Пантюк, И.В.Комиссары и министры здравоохранения Беларуси: историко-биографические сведения / И.В.Пантюк// Медицинские новости. - 2009. - № 7. - C. 4 - 10.
11.Протоколы заседаний общества врачей Могилевской губернии с приложением трудов членов его за 1906, 1907 и 1908 гг. - Могилев: Типо-Литография Я. Н. Подземскаго, 1910. - 268 с.


Н.Е. Новик, Минск (Беларусь),
Институт истории НАН Беларуси

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости