Крестьянские советы Могилевщины в 1917 году » mogilew.by
 

Крестьянские советы Могилевщины в 1917 году

 
Советы крестьянских депутатов (Советы КД) Беларуси с момента их образования и до исчезновения специально не изучались. В полной мере это относится и к Советам КД Могилевщины, несмотря не то, что именно здесь они проявили себя особенно ярко и полно.
Жители Российской империи встретили новый, 1917 год с надеждой на скорое окончание войны и преодоление связанных с нею трудностей. Общими со страною заботами проживало двухмиллионное, в своей массе крестьянское население Могилевской губернии в составе 11 уездов, 149 волостей, 13 городов, 83 местечек, 2102 сельских обществ [1]. Но даже слабая обеспеченность крестьян землей (в среднем, 6, 4 десятины на семью) и полное ее отсутствие у 8% крестьянских хозяйств заметно не провоцировали покушений на помещичье и государственною землевладение [2]. Куда больший урон ему наносил дефицит рабочей силы. В целом же, несмотря на тяготы военного времени, здесь не наблюдалось взрывоопасной социальной напряженности.
Дошедшие в марте-апреле 1917 г. до белорусской деревни известия о свержении самодержавия были встречены крестьянством относительно спокойно. Единичные погромные выступления с его участием имели место в отдельных поместьях. В этой связи в деревнях Могилевщины, как и повсюду, развернулась работа представителей власти и общественности с целью пропаганды нового строя и недопущения разрастания крестьянского движения. Другим ее направлением являлось стремление убедить крестьян в необходимости выполнения прежних повинностей в пользу армии. Наконец, отдельная работа, проводимая социалистами, направлялась на создание в деревне классовых организаций с целью подготовки к Учредительному собранию, чтобы с его помощью добиться осуществления справедливой, в интересах трудящихся, аграрной реформы.
Первая в Беларуси уездная организация Крестьянского союза была создана в середине марта в крупнейшем городе Могилевщины - Гомеле [3]. Вслед за ней ячейки союза стали возникать в Рогачевском, Быховском уездах и отдельных волостях губернии. Их количество стало возрастать по мере активизации Советов рабочих и солдатских депутатов (СРиСД), а также неонароднических партий. После съезда солдат и рабочих Западного фронта, который, кроме прочего, признал необходимой организацию крестьянства [4, с. 200], эта работа заметно ускорилась.
С 30 апреля по 1 мая в Могилеве прошел съезд крестьянских делегатов, который завершился созданием губернского Совета крестьянских депутатов (СКД) во главе с прапорщиком М. Б. Гольманом).
Представительство крестьян в СКД разрабатывалось в соответствии с местными условиями. Так, в Рогачевском уезде в сельский Совет планировалось избирать 3-5 чел., в волостной - всеобщими и прямыми выборами 1 депутата от 200 чел., в уездный - по 5 от волости или же по 1 от 1000 чел. В исполкомы Советов КД надлежало избирать не менее 5 чел. [5]. В Гомельском уезде в исполком Совета КД избрали 18 чел. (по 1 от каждой волости) и еще 12 чел. из числа участников съезда [6]. Правда, в дальнейшем сельских Советов так и не было создано.
Делегирование участников съездов осуществлялось на волостных сходах их числа избранных сельскими обществами своих представителей - авторитетных в своей среде домохозяев. Вновь создаваемым Советам КД вменялось в обязанность бороться с дезертирством, самогоноварением и аграрными правонарушениями, а также поставлять хлеб и фураж [6]. В Могилевском уезде была создана комиссия по улаживанию аграрных конфликтов в составе представителей от СКД и Георгиевского батальона. По ее сообщению, в июле «захватов никаких не наблюдалось, а всё распределялось земельными комитетами» [7].
В разное время исполкомы Советов КД возглавили: Е. М. Черняков (Могилев), А. И. Михальченко (Рогачев), А. А. Цветаев (Гомель), Л. А. Хрисаненков (Горки), А. Т. Вазилло (Быхов), Н. И. Воробьев (Чериков), Е. М. Закревский (Сенно), Н. С. Старовойтов (Мстиславль), Е. А. Белоусов (Климовичи). В организации уездных СКД принимали участие помощник губернского комиссара Г. И. Певзнер и М. Гольман.
C момента своего возникновения губернский Совет КД заявлял о всесторонней поддержке Временного правительства. Так, 20 мая в Могилеве М. Гольман приветствовал военного министра А. Ф. Керенского как «апостола революции и освободителя крестьянства». А член исполкома Совета КД «уверял, что крестьяне отдадут и уже отдают хлеб армии [8].
Важную роль в организации крестьян Беларуси сыграли постановления Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, который происходил с 4 по 28 мая. Из 1115 его участников 24 представляли Могилевскую губернию. Здесь, как и повсюду в России, резолюции съезда способствовали объединению крестьян вокруг эсеровской партии. Правда, в конце июля М. Гольман был арестован властями по ложному доносу, но вместо него должность председателя губернского исполкома Совета КД занял не менее авторитетный партийный деятель М. Ф. Засорин.Определенную работу среди местного крестьянства проводили трудовики, но контактов в совместной работе по организации крестьянства не поддерживали по идейным соображениям.
Претендуя на монопольное право агитации в крестьянской среде, эсеры даже шли на нарушение демократических свобод. Так, Министерство внутренних дел обратилось через могилевского губернского комиссара в губисполком Совета КД с предписанием разъяснить Горецкому Совету КД, что «представление о предъявлении удостоверений лицам, приезжающим в волости для агитации, нарушающее принципы свободы слова, незаконно и должно быть отменено» [9].
В соответствии с постановлением Всероссийского съезда Советов РиСД (3-24 июня 1917 г.) началось их слияние с Советами КД в единые органы «революционной демократии». Советы РСиКД практиковали совместные заседания по общеполитическим вопросам. Крестьянские депутаты входили в совместные исполкомы на правах членов отдельной секции, сохраняя свою автономию. В ряде городов губернии выходили отдельные или совместные с рабоче-солдатскими Советами газеты: «Крестьянское слово», «Молот» (Могилев), «Свободное слово» (Горки), «Голос Черикова», «Наше свободное слово» (Рогачев), «Известия» Советов РСиКД (Гомель, Орша).
Всего же, в мае - июле 1917 г. в Беларуси было создано 4 губернских и 26 уездных Советов КД, в их числе, в Могилевской губернии 1 губернский, 11 уездных, а также 9 волостных. Часть ячеек Крестьянского союза слилась с Советами КД, а часть продолжала существовать параллельно с ними.
Как и вся российская общественность, крестьяне Могилевщины активно поддержали очередной военный «Займ Свободы». Из-за нежелания заниматься его пропагандой член исполкома Оршанского Совета РСиКД большевик Протаковский был лишен полномочий эмиссара [10].
Под воздействием постановлений Всероссийского крестьянского съезда, местные Советы КД сыграли заметную роль в демократизации земскихи правительственных органов власти. В частности, при их непосредственном участии комиссары Гомельского, Горецкого, Климовичского, Оршанского, Сенненского и др. уездов были отстранены от должностей и переизбраны. Комиссаром Мстиславского уезда был избран председатель Совета КД М. Ф. Климчинский [11].
На крестьянских съездах темы «власть Советов», «коалиция» стали такими же доминирующими, как «земля», «мир», «Учредительное собрание». Свое веское слово в вопросе о коалиции высказали участники состоявшейся в середине августа участники I губернской конференции ПС-Р [12]. Состоявшийся в конце сентября IV съезд Совета крестьянских депутатов Гомельщины высказался за однородную власть, которая бы выходила из недр революционной [13]. Одна часть участников
Мстиславского крестьянского съезда высказалась за коалиционное правительство, вторая, количественно большая, за «демократическое революционное министерство» [14].
Советы КД как классовый орган активно использовались эсерами в борьбе против своих политических противников. Так, 12 июня на II съезде Гомельского Совета КД под воздействием эсеровских ораторов была принята резолюция с осуждением как ленинцев, так и Белорусской социалистической Громады, «которая живет на средства крупных помещиков, проводит их взгляды и надежды, самозванно и под флагом социализма говорящая об автономии Беларуси» [15].
Сильное идейно-политическое давление ощущали со стороны и землевладельцы, объединенные в свой Союз. Так, 21 июля Рогачевский Совет КД в своем выступлении предупредил население, что, «организующийся Союз крестьянских собственников есть один из многочисленных видов контрреволюции» [16]. 5 августа в газете советской газете «Молот» председатель Сенненского Совета КД Е. Закревский выступил со статьей «Осиное гнездо», в котором критиковал местный Союз земельных собственников. В этой же связи 8 августа II губернский крестьянский съезд выразил протест «против контрреволюции помещиков и сторонников старого строя» [17]. Чтобы устранить конкурентов в борьбе за крестьянские голоса на выборах в земства, земельные и продовольственные комитеты, эсеры не останавливались и перед срывом собраний, организуемых кадетами или союзами землевладельцев.
Делегаты того же, II губернского крестьянского съезда от имени двухмиллионного крестьянства губернии разработали свой проект земельной реформы в свете постановлений Всероссийского съезда крестьянских депутатов и программы ПС-Р по земельному вопросу.
Советы КД в блоке с эсерами приняли участие в выборах волостных и уездных земских собраний. Как и повсюду в Беларуси, крестьяне Могилевщины отдали предпочтение выдвиженцев из своей среды. Так, из 47 избранных гласных земства Могилевского уезда 35 сельских домохозяев имели начальное или домашнее образование. Среди остальных 6 являлись учителями, 2 - юристами, 1 врачом, 3 фельдшерами [18].
Эсеры отмечали эффективность своей работы в Советах КД и видели в них перспективу для демократизации страны. По мнению рогачевских эсеров, ввиду избрания земств и предстоящего роспуска комиссариатов Временного правительства, существует необходимость в сохранении революционных организаций в волостях в виде Советов КД [19].
В то же время, эсеры не преувеличивали революционности крестьянских организаций, отводя им более прозаические роли - поддержание аграрного правопорядка, продажа городам и армии продовольствия и т. д. Во времена же политической нестабильности Советам КД отводилась роль наблюдателей и средства усиления
общественного мнения в интересах «революционной демократии». К примеру, подавление корниловского мятежа происходило, в основном, с опорой на Советы РиСД, точнее их военных секций.
В то же время, Советы КД, имевшие наибольшее влияние на самую массовую часть российского электората, представляли собой особо ценный объект партийной работы. Не случайно, эсеровские лидеры приняли решение использовать крестьянские Советы в целях борьбы за голоса избирателей, выставив совместные с ними списки в Учредительное собрание. В первый из 11 списков кандидатов Могилевского округа от губернского Совета КД и губернской организации партии социалистов- революционеров вошли 3 столичных кандидата и 19 местных товарища [20, с. 131][21]. По мере приближения к Учредительному собранию Советы КД Могилевщины все теснее сплачивались вокруг партии эсеров, несмотря на то, что сама партия уже не представляла былого единства. Тем не менее, и правые и левые ее представители отказались от созыва очередного Всероссийского съезда Советов, чтобы сконцентрировать свою энергию на выборах в парламент.
Таким образом, Советы КД Могилевщины являлись самым многочисленным в Беларуси отрядом «революционной демократии» и опорой Временного правительства. Благодаря взаимодействию Советов КД и комиссариатов, развитие крестьянского движения проходило организованно и конструктивно. Очевидно, что крестьяне возлагали основные надежды на эту партию в решении земельного вопроса. При этом попутно крестьяне стремились реализовать свои экономические интересы. Так, в ответ на непоследовательную продовольственную политику правительства Керенского сельчане не спешили продавать продукты своего труда по «твердой цене», а стремились реализовать их с выгодой для себя. Они же, используя зависимые от себя волостные и земельные комитеты, стремились еще до выборов в Учредительное собрание заявить о своих правах на помещичью собственность. И все же крестьяне губернии связывали свои надежды на мир, землю, социальное и культурное благополучие не с очередной революцией, не с передачей власти Советам, а с созывом Учредительного собрания.
Литература и источники:
1.Наше свободное слово. - 1917. - 22 июля.
2.Могилевская жизнь. - 1917. - 12 авг.
3.Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 616., оп. 1., д. 1.,
л. 173.
4.Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии: Док. и материалы. Белоруссия в период подготовки социалистической революции (февраль - октябрь 1917 г.). - Мн., 1957. - Т. 1. - 1008 с.
5.Наше свободное слово. - 1917. - 12 мая.
6.Наше свободное слово. - 1917. - 25 мая.
7.Молот. - 1917. - 22 июля.
8.Русское слово. - 1917. - 21 мая.
9.Молот. - 1917. - 29 июня.
10.НА РБ. Ф. 60., оп. 3., д.195., л. 7.
11.НА РБ. Ф. 863., оп. 1., д. 2., л. 388.
12.Молот. - 1917. - 15 августа.
13.Рабочая мысль. - 1917. - 27 сентября.
14.Мстиславский голос. - 1917. - 1 октября.
15.Наше свободное слово. -1917. - 17 июня.
16.Наше свободное слово. -1917. - 27 июля.
17.Молот. - 1917. - 10 августа.
18.Могилёвская жизнь. - 1917. - 26 октября.
19.Наше свободное слово. - 1917. - 22 августа.
20.Сяменчык М. Я. Грамадска-палпычнае жыццё на Беларус у перыяд Лютаускай i Кастрычнщкай рэвалюцый (сакавж 1917 - сакавж 1918 гг.) у 2 Ч. - Мн., БДПУ, 2001. Ч. I. Грамадска-палпычнае жыццё ва умовах дэмакратычнага рэжыму. - 200 с.
21.Наше свободное слово. - 1917. - 2 декабря.


Н. Е. Семенчик, г. Минск (Беларусь),
Белорусский государственный технологический университет

рейтинг: 
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости