Зарождение внешкольного образования как социального явления тесно связано с отменой крепостного права, а так же с экономическими, социальнокультурными, политическими и преобразованиями происходившими в стране начиная со второй половины XIX века.
По данным переписи населения 1897 года, невзирая на увеличение числа образовательных учреждений, уровень грамотности населения СевероЗападного края оставался низким - около 25% всего населения [1, с. 102]. Из- за катастрофической нехватки начальных детских учреждений, рецидив неграмотности (полученное в ранней юности начальное образование забывалось) и низкого уровня преподавания в народных школах, основная масса взрослого населения страны не обладала элементарными навыками чтения и письма.
В этих условиях возникает, и активно развивается, просветительская деятельность среди взрослого крестьянского и рабочего населения (старше 18-20 лет): воскресные школы, воскресные классы, вечерние занятия, народные чтения, избы-читальни, позднее ремесленные курсы.
Образование, таким образом, получали люди, не имеющие возможности посещать занятия ежедневно, следовательно, занятия проходили только по воскресным и праздничным дням. Каждое воскресенье к занятиям могли присоединяться новые ученики, вне зависимости от сословий и возраста. Вследствие этого каждый урок был целой завершенной смысловой единицей. Занятия проходили в виде уроков-лекций, уроков-чтений и уроков-бесед. Школы ставили задачи обучить азам грамотности, заинтересовать чтением книг и увлечь самообразованием. Обучение в школах было бесплатным, а курс обучения соответствовал курсу обучения одноклассных церковноприходских школ. Занятия проводили сами организаторы или специально приглашенные лица бесплатно. Учебные программы включали Закон Божий, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. В процессе обучения использовались методические пособия и рекомендации для детских учреждений, рекомендованные Министерством народного просвещения и Синодом. С 1871 г. разрешалось преподавать рукоделие, ремесла и гимнастику [2, с. 216].
Согласно данным официальной части газеты «Могилевские епархиальные ведомости» в 1886 г. в городе уже существовали вечерние классы для взрослых. В 1889 при церковно-приходских школах и школах грамоты училищные советы организовывали ежедневные уроки для взрослых, содействовали открытию воскресных школ, а так же проведению народных чтений в школьных помещениях под руководством приходских священников [3, с. 55].
В декабре 1895 г. были открыты четыре воскресных класса в Могилеве и по инициативе местной комиссии народных чтений в 1897г. воскресные школы - желающих учиться было 300 человек, но принято 220 из-за нехватки помещения. На протяжении 1898-1899 гг. в городе открываются преимущественно женские воскресные школы и классы, преподавание в которых ведется учителями-женщинами 89% - педагогами по профессии [4, с. 244-321].
Стараниями директора Рогачевской учительской семинарии г. Сцепуро в 1911 г. при двухклассном образцовом училище при семинарии была открыта смешенная ВШ, куда принимались лица христианского вероисповедания старше 17 лет. Учебные пособия учащиеся приобретали за свой счет. Основная часть учеников - женщины из окрестных деревень. Однако через год школу закрыли, т.к. ни городские, ни земские власти не выделили средств на ее дальнейшее существование [5, с. 15].
Постепенное увеличение ВШ подчеркивало необходимость организации образовательных учреждениях для взрослого населения и удовлетворения потребности в грамоте. Из приведенных данных можно сделать вывод, что образование взрослых на территории Могилевской губернии медленно, но развивалось.
В распространении образования среди взрослого населения огромную роль играли народные чтения - зачитывание вслух книг, тех которые были строго рекомендованы Министерством просвещения. «Правила о народных чтениях» от 24 декабря 1876 г. позволяли проводить чтения только в губернских городах, положение комитета министров 11 октября 1894 г. внесло поправки в закон и разрешило проведение чтений в уездных городах и селениях.[2, с. 239] В утвержденном списке книг и периодических изданий, разрешенных для публичного прочтения в 1891 г. было всего 140 изданий. Для привлечения большего количества слушателей, повышения уровня эффективности понимания и наглядности использовался наглядный материал и «световые картинки», что-то вроде современного диапозитива. В состав
необходимого оборудования входили: «двойной волшебный фонарь с
лампами для эфирно-кислородного и керосинового горения, два резиновых меха для кислорода, чугунная реторта, лампа, кожух, промывательная стеклянка, футляр для известковых цилиндров, раздвижной стол для фонаря, спринцовка для экрана, полотняный экран, синие очки для управления фонарем» [6, c. 21].
Инициаторами устройства мероприятий выступали епархиальные братства, частные лица, различные общества, позднее местные власти и директора народных училищ. Финансировались они за счёт пожертвований различных попечительств, частных лиц и государственных ассигнований, слушатели посещали их бесплатно. Читали литературу специально приглашенные люди: врачи, представители земств, преподаватели, приходские священники. Каждое народное чтение было законченной смысловой единицей, на случай если присутствующее не были или не смогли бы посетить следующее мероприятие. С момента их появления чтения стали пользоваться популярностью у населения, т.к. являлись средством проведения свободного времени и развлечением. Наибольший интерес вызывали чтения по истории, медицине, географии, сельскому хозяйству, а также художественной литературы.
В Северо-Западном крае именно в Могилевской губернии 30 августа 1883 г. было проведено первое религиозно-нравственное чтение Богоявленским братством. В течение первого года было организовано 15 мероприятий [7, л. 5]. Первые чтения проводились на базе городского училища и состояли из описания жизни святых, событий российской и церковной истории. Продлились они недолго до 3 ноября 1885.
С 1892 г. чтения проводятся при сельских училищах Могилевской губернии [8, с.92]. В самом Могилеве народные чтения возобновляются в 1895 г. в семинарском храме. Их цель было «научение истинам христианской веры и доставление подобающего праздничным дням провождения времени»[9, c. 78]. Проводились чтения на регулярной основе с октября по пятую неделю Великого поста. В отчете о деятельности Комиссий народных чтений в Могилев Губернском за период с июля 1897 г. по сентябрь 1898 г. говорится, что за текущий год вместо одной аудитории, размещавшейся в гимнастическом зале Мужской Гимназии, было открыто три разных удаленных районах города при приходских училищах, Комиссия расширила свою деятельность за пределы города, провели в общей сложности «40 чтений, которые в антрактах сопровождались пением хора или игрой оркестра, с 9000 посетителей» [6, с. 1]. Чтения проводились для воспитанников приюта в самом приюте, в тюрьмах для арестантов, в больницах в течение зимнего сезона, на Святой неделе в здании городского театра. В этом же отчете говорится: «Местное население вообще отнеслось к устройству этих чтений с особенным интересом. Помещения всякий раз было переполнено, число лиц, выражавших желание присутствовать на чтениях, бывало так велико, что после нескольких первых чтений вход пришлось установить по билетам, причем очень многим приходилось отказывать в выдаче таковых по недостатку свободных мест. Средним числом на каждое чтение приходилось почти 200 слушателей, самое малое число - 132, самое большое - 300» [6, с. 11-12]. Из приведенного примера следует, что спрос на просветительскую деятельность среди простого сословия бал очень высок. Народные чтения пользовались огромным спросом и имели большую популярность среди жителей г. Могилева и за его пределами. Люди приходили при любых погодных условиях, невзирая на тесноту и духоту в помещениях. Единственным важным условием посещения выступала заинтересованность темой лекции. Если тема была интересной и отвечала потребностям граждан, то они мирились и с отсутствием наглядности, «волшебного фонаря» и недостатками учителей (плохой дикцией, неловкостью и т.д.) [8, с. 139].
В этот период в городе начинают свою деятельность Попечительства о народной трезвости, которые выделяют крупные денежные средства на народные чтения. На эти деньги приобретают 22 «волшебных фонаря» и 900 картин к 70 чтениям, чтобы в будущем проводить мероприятия во всех уездных городах, а со временем и различных селениях [6, с. 1]. С этого момента мероприятия такого рода начинают широко распространятся по всей губернии. Всего за 1898 - 1904 гг. только в Могилеве было проведено 149 чтений.
В Могилёвской губернии в 1912 г. народных чтений проводилось уже 807, 758 при училищах и 49 при волостных правлениях (религиознонравственной тематики - 300, беллетристической - 248, естественноисторической - 259), в «исключительных случаях» со «световыми картинками». На чтениях присутствовало 30173 человека, проводились они местными учителями [10, с. 600]. Гомельским уездным земством на организацию народных чтений, закупку «световых картинок» и «волшебные фонари» было отпущено 1103 р. В 1913 сумма выросла до 2987 р. [11, с. 138].
Народные чтения того времени фактически являлись продолжением начального школьного образования. С нашей точки зрения, это была попытка вести просветительскую деятельность среди трудящихся, внедрение политически корректного материала, устранение невежества и как один из видов борьбы с пьянством, достигнувшим тогда катастрофических размеров [12, с. 84].
В годы первой революции произошло значительное сокращение числа церковноприходских школ. Следовательно, и воскресных школ при них для взрослых. На их место приходят курсы для взрослых. И хотя Министерство народного просвещения не выделяло денежных средств на их организацию, они создавались с разрешения учебного начальства и при помощи либерально настроенной интеллигенции при заводах и фабриках. Например, в имении Левки Горецкого уезда в 1902 г открылась школа скотников, куда принимали взрослых от 18 до 30 лет, а в имении Елисаветено - школа молочного хозяйства 2го разряда [13]. В 1906 году открылись курсы при Оршанском проволочно-гвоздильном заводе, 1907г. в м. Дубровне Могилёвской губернии, затем в Витебской и Минской губерниях [14, с. 129].
Заметную роль в распространении образования среди взрослого населению Могилевской губернии Северо-западного края сыграло и развитие общественно-педагогического движения. В 1901 здесь создавались педагогические общества, которые способствовали открытию библиотек; проводились заседания по вопросам педагогики, истории, культуры и психологии; выступали с публичными лекциями и докладами для народа. Чуть позже они начинали издавать специальные общественно-педагогические сборники и журналы [1, с. 275].
Рассматривая внешкольную дополнительную просветительскую деятельность, можно прийти к выводу, что она протекала плодотворно. Воскресные мероприятия пользовались огромным спросом; население стремилось получить образование, расширить кругозор, получить хотя бы минимальные знания в различных областях наук.
Список литературы и источников:
1.Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич и [др.] - М.: Педагогика, 1986. - 468 с., ил.
2.Пругавин, А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А.С. Пругавин. - Спб. : 1898. - 785 с.
3.Об открытии уездных отделений могилевского епархиального училищного совета // Могилевские епархиальные ведомости. - 1889. - № 3-4. - С. 54 -56.
4.Абрамов, Я.В. Наши воскресные школы / Я.В. Абрамов. - Спб. : тип. М. Меркушева, 1900. - 352 с.
5.Народное образование в Могилевской губернии за 1912-1913 учебный год. Могилев на Днепре, 1914. - 43 с.
6.Отчет о деятельности Комиссии народных чтений в г. Могилеве- губернском // Могилев губ. : Скоропечатная и литография Ш. Фридланда - 1898. - 25 с.
7.Национальный исторический архив Беларуси. - Фонд 2318. - Оп. 1. -
Д. 2.
8.Вахтерев, В.П. Народные чтения / В.П. Вахтерев. - СПб. : журн. «Русская школа», 1897. - 209 с.
9.Отчет о состоянии и деятельности Могилевского церковноправославного Богоявленского братства за 1898 год // Могилевские епархиальные ведомости. - 1899. - № 9-10. - С. 67 -101.
10.Лосев, С. О начальном образовании в Могилевской губернии в 1912 г. / С. Лосев // Народное образование в Виленском учебном округе. - 1913. - №1-12.
11.Народное образование в Виленском учебном округе. - Вильна : тип. А.Г. Сыркина . - 1914. - №3.
12.Ширяева, М.Ю. Народные чтения как вид внешкольного образования в Северо-Западном крае на рубеже XIX-XX веков / М.Ю. Ширяева // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI веке: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; под ред. В.В. Бущик. - Минск, 2012. - С. 81-84.
13.Открытые письма // Могилевские губернские ведомости. - 1902. -
№ 66.
14.Фл-в, Б. Начальные школы в Северо-Западном крае в 1907 г. / Б. Фл -в. // Народное образование в Виленском учебном округе. - 1908. - № 9. - C. 345 - 355.
М.Ю. Ширяева (Минск, Беларусь)
УО «Белорусский государственный медицинский университет»