17.07.202310:34
Стали просто землей, травой
В годы Великой Отечественной войны в Круглянском районе гитлеровцы сожгли 59 деревень — какие-то дотла, какие-то частично. Уничтожили более 2 тысяч мирных сельчан. Готовщину, Зеленьково, Овсище и Санники каратели сжигали дважды.
На кладбище деревень мемориального комплекса «Хатынь» значатся населенные пункты Гоенка и Березка. На месте сел Боровуха и Зеленая Роща сегодня ничего не осталось, гитлеровцы сожгли их дотла в июле — августе 1943 года, после войны они так и не возродились.
Живи и помни
В Круглянском историко-краеведческом музее собрана экспозиция, посвященная геноциду белорусского народа в том числе на территории района. Здесь бережно хранятся вещи, письма людей, которые уже ушли из жизни, их воспоминания.
Вииа Гапаева, возглавляющая музей с 2008-го, рассказывает:
— О деревнях, в которые после войны не вернулись люди, осталось очень мало сведений, и именно поэтому они самые ценные. В небольшой деревеньке Боровуха до войны было 12 домов, проживали 46 человек. В июле 1943 года немецкие захватчики сожгли все дома, документально известно о двух убитых. Подробности трагедии до сих пор неизвестны, но дело о геноциде белорусского народа расследуется, и мы надеемся, что рано или поздно узнаем, как все происходило, восстановим имена погибших.
Зеленая Роща до войны была значительно больше Боровухи — 21 дом, здесь жили 157 сельчан. В августе 1943-го каратели сожгли все дома, убили трех мирных жителей. Большинство сельчан успели спрятаться в лесу.
Не возрожденные после войны деревни включены в отдельный список.
Как умирала Березка
Больше всего мирных жителей в Круглянском районе погибло от рук гитлеровцев в деревнях Березка — 58 человек, Гоенка — 68, Дорожковичи — 33, Козел — 35, Круча — 191, Шепелевичи — 106.
В октябре 1942 года фашисты полностью уничтожили деревню Березка вместе со всеми ее жителями. В историко-краеведческом музее сохранились документы-свидетельства, на основании которых позже был составлен акт: «В ночь с 19 на 20 октября одно из подразделений N-й дивизии СС, направленное на борьбу с партизанами, ворвавшись в деревню, зверски расправлялось с местными жителями. В пожарище, учиненном фашистами, погибли престарелые колхозники: Еркович Соломей 70 лет, Дроздова Анастасия 72 года, Крицкий Иосиф 65 лет, маленькие дети Дроздовой Натальи — восьмилетний сын Игнат, четырехлетний Володя, шестимесячный Гриша. Все постройки деревни Березка в ту ночь также были уничтожены».
Недавно на месте массового уничтожения нацистами мирных жителей в деревне Березка по инициативе Круглянского районного Совета депутатов создан дом-музей, инициативу поддержали жители района. Двери музея всегда открыты для посетителей, с его экспозицией в любой момент может ознакомиться каждый.
Трагедия Шепелевичей
Деревню Шепелевичи гитлеровцы сожгли частично, однако от рук фашистов здесь погибли 106 сельчан, большинство из которых — евреи. Вообще за время оккупации практически все евреи, проживавшие на территории Круглянского района, были убиты, а немногие спасшиеся позже воевали в партизанских отрядах.
В архивах сохранились воспоминания старожилов, жителей Шепелевичей: «В деревню приехали гитлеровцы из Белыничей, один наш односельчанин рассказывал, что хотел в тот день украсть коня в местном гарнизоне и сидел в жите. В это время подъехала машина, оттуда вывели трех евреев, заставили лопатами вырыть яму и тут же расстреляли. Самому свидетелю стало после этого уже не до кражи у немцев, едва унес ноги».
В один из августовских дней каратели приказали евреям помыться в бане, согнали их на окраине деревни и погнали в сторону озера. Были это в основном старики, женщины, дети.
По словам очевидцев, яму для людей, которых вели на расстрел, заранее приказали вырыть местным сельчанам. Дети спрятались от немцев в поле и все видели своими глазами.
Сельчане шли молча, не кричали, не плакали, хотя прекрасно знали, что их ведут на расстрел. С собой из хат они ничего не взяли, фашисты запретили что-либо брать из дома. Охранников было немного, шли они по бокам колонны, зная, что беспомощные люди никуда не смогут убежать, не окажут сопротивления.
На опушке леса людей остановили, началась стрельба, послышались душераздирающие крики. Говорили, потом это место, чуть присыпанное зерном, несколько дней шевелилось. В домах, уцелевших от огня, немцы ничего не брали — все хаты разграбили местные полицаи.
Очевидцы утверждали, что от расстрела спаслась одна женщина по имени Буня: пряталась где-то, потом воевала в партизанском отряде. Говорят, приезжала в деревню после войны.
Некоторые сельчане под страхом смерти решались прятать в своих домах евреев, именно благодаря этому некоторые из них спаслись.
Сегодня Шепелевичи — обычная деревня, где живут люди, растят детей, закрепляются молодые специалисты. Однако все ее жители помнят о событиях, которые здесь происходили в годы гитлеровской оккупации.
То же самое происходило в местечке Круча, старожилы которого рассказывали: «Евреи жили на центральной улице нашего местечка. Синагога была неподалеку от больницы. Под школу был отдан бывший еврейский богатый дом».
Где-то в октябре или ноябре 1941-го всех евреев согнали жить в несколько выделенных для них домов, пробыли они там недолго — неделю или две. Их отвели в лес недалеко от еврейского кладбища и расстреляли — около полутора сотен человек... Среди погибших — Друцкины, Меркина, Левины. Два человека из спасшихся воевали потом в партизанском отряде.
Каратели против безоружных стариков и женщин
В 1943 году немцы проводили карательные операции против партизан. Под одну из них под кодовым названием «Охота на зайцев» попали Дорожковичи и соседние с ней деревни Круглянского района.
В Зеленьково немцы взорвали 20 землянок, где прятались сельчане, расстреляли 11 мирных жителей — это были женщины, дети, старики. По материалам книги «Память» Круглянского района, в деревне Новопрудье были также массово уничтожены все евреи.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Борисенко, писатель, историк, руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру»:
— Сегодня создана уникальная база «Сожженные деревни», где отражаются все крупные карательные операции за период войны в нашей стране. В Могилевской области нет почти ни одного населенного пункта, где бы фашистские захватчики не оставили свой страшный след — не издевались над мирными жителями, не убивали, не расстреливали, не сжигали дома. Мы должны всегда об этом помнить, чтобы сохранить мирное небо над головой.
КСТАТИПо делу о геноциде белорусского народа уже допрошены тысячи свидетелей, установлены фамилии свыше 400 карателей, которые проживают в 13 странах.
Ежегодно обнаруживаются новые места массовых захоронений мирных жителей, уничтоженных оккупантами.
Ирина Менделева, фото Марины Подгаец, СБ