Могилевская церковная смута
 

Могилевская церковная смута

Наряду с героизмом в  войне 1812 года есть и примеры сотрудничества с врагом. Каково было отношение к подобным проступкам в Отечественную войну 1812 года, можно узнать из солидного дореволюционного исторического издания «Русская старина» (том 136, 1908).

 
     5 декабря 1812 года, когда с трудом переправившиеся через Березину остатки наполеоновской «Великой армии» стремительно уходили к западным границам России и конец войны был уже близок, вышел указ императора Александра I к Святейшему Синоду: «По дошедшим сведениям находя нужным удалить от управления епархией могилевского епископа Варлаама, повелеваем произвести на месте чрез Синодального члена, архиепископа рязанского, вернейшее расследование о поступках архиепископа Варлаама во время нашествия врага и с мнением Синода представить мне».
     Обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын писал о причинах расследования: «Могилевский гражданский губернатор сообщил мне одно из циркулярных повещений со стороны архиепископа могилевского Варлаама на счет того, чтобы духовенство, ему вверенное, учинило присягу на верность императору Наполеону и чтобы при Богослужениях и благодарственных молебствиях, вместо нашего Всеавгустейшего монарха и царствующей в России фамилии, поминало французского императора и италийского короля Наполеона, а также и о том, чтобы циркуляр разослан был по церквам и монастырям Могилевской епархии.
      В Могилевском кафедральном соборе архиепископ Варлаам совершил Божественную литургию и за учинением всем духовенством и народом присяги и по отпетии благодарственного молебствия, разослал по епархии предписание и присяжные листы, которые за подписью имели быть потом доставлены светскому чиновнику». Детальная картина, открывшаяся при дальнейшем расследовании, шокировала. О ней стоит рассказать подробно. Преосвященный Варлаам (Шишацкий), родившийся в 1751 году в городке Шиш Полтавской губернии, был переведен на Могилевскую кафедру вместо разболевшегося могилевского епископа Анастасия (Братановского-Романенко) незадолго до войны – 20 декабря 1805 года, сначала епископом Белорусским и Могилевским, а в 1808 году стал уже и архиепископом.
        Занимая эту должность, Варлаам неизбежно должен был, как и все российское духовенство, согласно императорскому указу от 6 декабря 1806 года каждый воскресный и праздничный день по окончании литургии читать торжественную анафему: «Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает, в исступлении злобы своей, угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы… и потрясением православныя, греко-российския Церкви во всей чистоте ея и святости…» угрожает ей устроить «на ниспровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемиссии в лице Наполеона». Император французов таким образом объявлялся Антихристом.          
         Чтение анафемы было прекращено лишь после подписания 25 июня 1807 года Тильзитского мира с Францией. С началом Отечественной войны архиепископ Варлаам не эвакуировался и остался в городе, который в начале июля заняли французы. Уже 14 июля он совершил в кафедральном соборе богослужение, на котором с ближайшим окружением принял присягу Наполеону и помянул французского императора вместо российского в литургии. Такие же распоряжения были разосланы по церквам всей его епархии – по данным архиепископа Феофилакта (письмо Священному Синоду от 1 января 1813 года), «присягу на верность врагу Отечества учинили две трети духовенства Могилевской губернии».
          Приведение к присяге могилевских обывателей произошло позднее. По свидетельству очевидца К.К. Арнольди (Русская старина, том 8, 1873): «15.08.1812, в день именин Наполеона, в Могилеве было большое торжество в кафедральной католической церкви; во всю церковь, чрез двор ее и вдоль площади, стояло в две шеренги войско. В этот же день все жители были вынуждены присягнуть на подданство Наполеону». В публикации 1908 года отмечается: «Член консистории, кафедральный протоиерей, в своем показании говорит, что 3 и 13 августа (по старому стилю), т.е. в день рождения Императора Наполеона и Императрицы Жозефины во время архиерейского служения в кафедральном соборе, он произнес две проповеди по приказанию могилевского архипастыря.
        Содержание проповеди, сказанной 3 августа, было общее о промысле Божием, но в конце проповеди, сколько он, протоиерей, помнит, было им сказано обращение к Императору французов в таких словах: «На ком же более всего виден промысел Всевышнего, как не на Великом Императоре французов: его предприятия и подвиги велики, дела его преславные; его намерения приводят в удивление всю вселенную». Вскоре последовало и решение Синода по делу изменника (который признал свою вину); на его экстренном заседании 17 февраля 1813 года было вынесено решение: «Рассмотрев в подробности все обстоятельства дела могилевского архиепископа Варлаама, Синод находит его виновным в том, что будучи известен (т.е. извещен. – В.М.) о приближении неприятеля к Могилеву, он не настоял требованием своим к гражданскому начальству о способах к удалению своему, вместе с подчиненным ему духовенством, из пределов епархии, и когда духовенство на таковое удаление просило у него неоднократно дозволение, он приказывал им оставаться с собою в Могилеве.
         Хотя в объяснении своем архиепископ Варлаам и старается оправдать себя, ссылаясь на то, что страхи не оставляли его ни на минуту, что месть врага могла бы излиться и на всю паству могилевскую, и что присяга была принесена им только по наружности (т.е. внешне. – В. М.) и этим сохранилась тишина и спокойствие вверенной ему церкви, вместе с духовенством и прихожанами, но из дела не видно, чтобы к присяге было какое-нибудь принуждение со стороны французского правительства, или употреблено насилие, да если бы и это было, то следовало ему, архипастырю, поступить по долгу своего сана и учиненной им присяги Всероссийскому Императору. Не сделав этого он не показал пастве примера непоколебимой верности своему законному государю и этим вовлек многих подчиненных в то же преступление, хотя многие из них и не пожелали впасть в это, но доведены были до него многими его предписаниями».
         «Синод, приемля во внимание правила святых апостолов и государственные законоположения, полагает: Его, яко оказавшегося явным клятвопреступником и не терпимым в его сане, лишить архипастырства и священства, отобрать знаки ордена Св. Анны 1-й степени, оставить только в монашеском чине и отправить в первоклассный Новгород-Северский монастырь на содержание, какое благоугодно будет ему назначить». Там Варлаам и умер в презрении и забвении в 1821 году.

 


рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости