Беларусь. Древнейшая история » mogilew.by
 

Беларусь. Древнейшая история

В научной литературе существует несколько точек зрения относительно времени появления на современной белорусской территории первых людей. Одни исследователи утверждают, что это произошло 100 тыс. лет назад (средний палеолит), когда на белорусские земли пришел неандерталец, творец мусцьерскпй стадии палеолита, и здесь продолжался процесс антропогенеза, формирования самого человека.
Примерно в конце среднего полеолита в основном завершилось формирование человека современного физического типа – неоантропа (краманьонца). Вторые считают, что первые люди на белорусских землях появились 40 тыс. лет назад, в верхнем палеолите, во время существования человека умного (Ноmо sapiens), когда процесс антропогенеза уже завершился. Почему возникла научная полемика? В 1926 году белорусский археолог К. М. Поликарпович нашел две первые и пока единственные в Беларуси палеолитические стоянки человека – одну около в.Бердыж (Чечерский р-н гомельской обл.), вторую – на Припяти, недалеко от Мозыря, около в.Юравичы.

 


При раскопках Бердыжскай стоянки выяснилось, что культурный слой верхнего палеолита метром выше был перекрыт слоем из кремня гораздо старшего архаического вида (последний, возможно, был смыт и перенесен водами с соседней гораздо более древней стоянки). Среди находок этого древнего слоя Паликарпович выделил несколько скребков, типичных устройств мустьерской стадии палеолита. Кроме того, около Быхова, в районе Святилович и других местах Беларуси были найдены изделия из кремня – скребки, которые имели мустьерский вид. Все это позволило Паликарповичу сделать вывод о появлении людей на территории Беларуси в среднем палеолите (100 – 40 тыс.лет назад). Однако в 60 – 90-е годы ученые-археологи (В. Д. Будько, А. Г. Калечиц и др.) пересмотрели материалы по палеолиту Беларуси и не согласились с выводами К. М. Паликарповича.

 


В ряде работ они пришли к выводу, что находки Бердыжскай стоянки не выходят за рамки Верхнепалеолитической культуры, поэтому утверждать о возможности появления людей на белорусских землях в среднем палеолите можно только в гипотетическом плане. Вместе с тем и в Бердыж и в Юровичах найдены типичные орудия и остатки фауны верхнего палеолита. Сегодня мы имеем несколько абсолютных дат палеолитических памятников Беларуси, полученных методами радиокарбонного датирования. Материалы с Бердыж дали две даты – 23 и 15 тыс. лет назад.

 


Юровичская стоянка датируется 26 тыс. лет назад. Это пока что самые ранние даты, связанные с появлением человека на территории Беларуси. Они не выходят за рамки верхнего палеолита, и с ним нужно сегодня начинать историю Беларуси. Населения в палеолите было небольшое. На каждой стоянке жило в среднем по 25 человек. На известные нам Бердыжскую и Юровичской стоянки приходилось 50 жителей. Но мы не знаем точно, сколько было таких стоянок. Пожалуй, не много. Как считает белорусский историк и археолог Э. М. Загорульский, количество Верхнепалеолитического населения не превышала сотни человек. Условия для жизни людей были тяжелые.

 

 



На севере Беларуси  был ледник, климат был холодным (арктический), растительность – скудная, характерная для арктической тундры. Чтобы выжить в чрезвычайно суровых условиях преледниковой зоны, древний человек вынужден был научиться добывать огонь, строить примитивное жилье, владеть способами охоты на крупных животных. Тогда на территории Беларуси водились мамонты, олени, дикие лошади, носороги, быки, зубры. Водоемы были царством водоплавающих птиц. Раскопки Бердыжскай и Юровичской стоянок показали, что уже тогда существовала раннеродовая община. Потребление было коллективным. Осуществлялось уравнительное распределение продуктов охоты и рыболовства между членами общины. Несколько общин объединялись в племя. В его состав входили все родственники по матери. Такой род назывался материнским. Род был собственником определенной территории, вел общее хозяйство, имел общее имущество Примерно 16 тыс. лет назад произошло сильное похолодание, и человек на долгое время покинул территорию Беларуси.

 


Приблизительно 10 – 8 тыс. лет до н.э. закончился ледниковый период. По мере таяние и отступления ледника климат становился все гораздо более теплым. Территория Беларуси покрывалась лесом. Переходя с места на место, человек постепенно двигался на север. Был изобретен лук, который изменил характер охоты. Началось интенсивное освоение новых территорий. Эту эпоху называют мезолит. (средний каменный. Возраст, 8 – 5 тыс. гг. До н.э.). В мезолите произошло полное заселение человеком территории Беларуси. Один из путей заселения шел с юго-востока, с Русской равнины. Потомки Верхнепалеолитического населения заняли в основном Восточную Беларусь – Верхнее Поднепровье. Второй поток шел с юга по Днепру, его основное населения расселилось в Средней Беларуси и Восточном Полесье, а часть достигла южных районов Западно-Двинского бассейна и Понемонья.

Третья миграционная волна распространилась на юго-западные районы Беларуси и была связана с движением населения из Южной Польши. И наконец, четвертая группа племен пришла из Западной Европы через Польшу и расселилось в Западной Беларуси и соседней Литве. Как видно, заселение территории Беларуси в мезолите осуществлялось из разных мест и разными группами населения, которые относились к различным этносов. Расселившись компактными группами, они образовали как минимум четыре культурно-исторические области.

В этнических отношениях Беларусь тогда не представляла единства. В Беларуси известно 120 мезолитичных стоянок, в том числе на Полесье – шестьдесят первой. Общая численность населения составляла примерно 4,5 – 6 тыс. человек. Основные орудия труда изготавливались из кремня, дерева или кости. Для жизни и быта людей была характерна родовая организация. Родовые общины объединялись в племена. Соплеменники имели похожие приемы обработки материалов, формы инструментов, типы построений, одежду, уставы. Потому на территории одного племени археологи находят одинаковые вещи, которые отображают культурное сообщество людей этого племени. Такую общность материальной культуры называют археологической культурой.

В мезолите в долинах крупных рек Беларуси жило уже первое взрослое (автохтонное) население. Бывшая относительная изолированность племен все чаще нарушалась. Появились и более сложные инструменты работы: кремниевые пластины, топоры, резцы, скребки, скобели. Помощникам человека на охоты стала собака. В хозяйстве  особое место занимало рыболовство.

Каменный век завершился эпохой неолита (новый каменный век, 4 – 3 тыс. гг. к н.э). Климат стал еще более теплым. Необъятные леса, болота были приютом для разных видов животных и птиц. На охоте кроме лука стали применять ловчие ямы и ловушки. Разнообразными были способы ловли рыбы. Изобретательство сетей сделало рыболовство надежным источником обеспечения людей питанием, что привело к росту населения. По-прежнему большое место занимало собирательство.

Много неолитических родовых общин жило по обеим сторонам Днепра. В бассейне Припяти довольно плотно было заселено её верховье и соседние озера, берега Стыры, Горыни, Ясельды, районы Наровли и Мозыря. На территории современной Беларуси выявлено более 500 поселений эпохи неолита, общее количество населения – 27 – 36 тыс. человек. Поблизости жилья изготавливались кремниевые инструменты. Меловой кремень добывали у берегов Сожа, Беседи, Немана, Ясельды. Потому и закладывались шахты, что подтверждается их останками, выявленными поблизости д. Кросельский Волковысского района.

В эпоху неолита появилась глиняная посуда, преимущественно остродонный, сделанный в технике ручной лепки, и с оригинальными орнаментами и их размещением. По типам посуды и орнаментам археологи определяют отдельные неолитические культуры: неманскую, гребенчато-накольчетой керамики (днепро-донецкую), из типичной ямочно-гребенчатой керамикой, верхнеднепровскую и деснинскую. Появилась также прядение и ткачество, значительные успехи достигнуты в обработке дерева. Постоянно совершенствовались инструменты работы: топор, тесла, долото. Из эпохи неолита дошли к нам некоторые художественные изделия: голова утки из кости, деревянная голова человека, сделанная из кости образ гадюки.


Определить этническую принадлежность древнего населения на территории Беларуси в палеолите, мезолите и в течение большей части неолита нет возможности. Языки этого населения неизвестны. Следы их не найденный. Вместе с тем данные археологии и исторического языковедения, в конфиденциальности гидронимии (древних названий рек, озер), дают возможность определить этническую принадлежность некоторых групп местного населения в концы каменного века. Примерно в III тысячелетия к н.э. в Подвинье и Поднепровье появилась финно-угорское население, а на крайнем юге Поприпятья – небольшие группы индоевропейского населения. Начался постепенный переход к производственному хозяйству – земледелию и животноводству. Этот большой в истории человечества хозяйственный переворот получил название неолитической революции.

Второй, индоевропейский период этнической истории Беларуси начался с бронзового века из времени расселения на ее территории индоевропейских племен (3-2 тыс. гг. к н.э. – к нашему времени).

 


Примерно 3-2 тыс. годов к н.э. произошел демографический взрыв. На огромных просторах Европы – от Рейна на западе к верхней и средней Волге на востоке, от Причерноморья на юге, к Скандинавии  на севере – расселились племена  животноводов-путешественников – племена индоевропейской языковой группы. Вопрос про происхождение индоевропейцев, причина, время и пути их большой миграции по-разному освещаются в научной литературе. Большинство ученых исходит из  мнения, что все народы индоевропейской семьи имеют в своей основе один народ, который принято называть проиндоевропейцами, а территорию, на которой они жили до миграции, – их прародиной.

Не только проиндоевропейцы, но и многие когда-то могучие этносы, такие как хетты, кельты, скифы и другие, навсегда исчезли из исторической карты планеты. Существует несколько концепций прародины индоевропейцев. В прошедшем столетии господствовала концепция европейской прародины (Северная Германия и Южно Скандинавия), сформированная и обоснованны немецкими учеными под влиянием их пангерманских настроения. В более позднее время эта концепция получила расистскую окраску и была взятая на вооружение фашистами за правилами Германии. Единственными настоящими потомками проиндаевропейцев, без примесей, «чистыми» арийцами (ариями называла себя в древности одна из Восточной индоевропейских группировок) были объявлены германские народы. Однако эта концепция не давала ответов на многие вопросы.

Лингвистические материалы показывали, что индоевропейцы из давних времена были животноводами и эту форму хозяйства разнесли по всем миру вместе со своей миграцией. В то же время археологические материалы свидетельствовали, что в Северной Европе животноводство распространилось позже, чем, Например, на Балканах, что в Европе население двигалось из Юга на полночь, а не напротив. Потому в конце XIX – начала XX в. широкое распространение получило балканская концепция, она многим давала ответы на те вопросы, на которые не отвечала концепция североевропейской локализации проиндоевропейцев. Были предложены и другие идеи, которые рассматривали в качество прародины индоевропейцев Южный степи Восточной Европы и значительные районы Сибири, что противоречит  принятым в науке представлениям о том, что первоначальная область прародины этносов не должна быть большой (Загорульскый Э. М. Начало формирования населення Белорусснн. С.22 – 23).

В 70 – начала 80-х годов советскими учеными, специалистами по древним индоевропейским языкам В. Иванов и Т. Гамкрелидзе предложили концепцию среднеазиатской прародины проиндиевропейцев. Было выяснено, что проиндоевропейцы жили на Юге, среди гор. Они знали горные ледники, быстрые горные речки и горную растительность. Среде известных им зверей были лев и слон. Соседями проиндоевропейцев были семитские племени и картвельские народы (предки грузин). Этим самым исключается как североевропейская, так и балканская зона. Прародина проиндоевропейцев находилась в Азии.

Концепция среднеазиатской прародины проиндоевропейцев является наиболее обоснованной итогами исследований смежных наук (археологии, этнографии, топонимики и др.). Они изобилует сторонников среды специалистов разных ветвей знаний. В связи с перенаселенностью проиндоевропейскими племенами их прародины, бурным развитием животноводства и земледелия, ухудшением условий жизни людей, сокращением детской смертности, увеличением продолжительности жизни, плотности и количества населения, необходимостью освоения новых территорий примерно 4 – 3 тыс. лет н. началась большая миграция проиндоеврапейских племен на просторах Азии и Европы.


Миграция заняла несколько тысяч лет, и за это время изменились многие поколения людей. Из территории прародины проиндоевропейцы мигрировали на запад, восток и север. На западе они прошли Малую Азию, вышли к Эгейском морю, заселили Балканы. Одна часть из них обогнуло Черное море, прошла через территорию современной Болгарии, Румынии, Молдавии, освоила Правобережную Украину, создав там трипольскую культуру. Это – одна с древних индоевропейских миграционных волн. Была попытка пройти Кавказ, где выявлены интересные культуры индоевропейцев.

Мировой известностью пользуется Майкопский курган (3 тыс. гг. к н.э.), где найдены изделия из золота и серебра. Позже, в бронзовом веке, произошло проникновение индоевропейцев на Кавказ (триалетская культура). Часть проиндоевропейцев двигалась на Восток через Иранское плоскогорье. Одни вышли на территорию современного Китая, вторые – на Индостанский полуостров и  стали известными как арии. Отдельная группа индоевропейцев от Ирана повернула на север в Среднюю Азию. Она прошла Между Каспийским и Аральским морями, очутилась в приволжских степях и продолжала своё движение на запад к Днепру, в Северное Причерноморье.

Этот мощный миграционный поток стал источником расселения индоевропейцев в Европе, в том числе и на Беларуси. При встречи с местным населением индоевропейцы, которые находились на гораздо большим высокой степени социально-экономичного развития (господствовали животноводство и земледелие, использовался металл – другими словами подобие металлопроката, в то время как местное население занималось охотой, рыболовством и собирательством), победили его и ассимилировали. Исключением было население Индии и Китая. Индоевропейцы являлись изобретателями колеса и колесного транспорта, потребность в котором была продиктована миграцией, их подвижным образом жизни.

Колесо колесниц делали тогда из куска дерева твердой породы, пазов – из металла. Новым явлением стало похороны в курганах, что было связано с приходом в Европу животноводов и земледельцев. Индоевропейцы принесли и более высокую форму общественной организации – патриархат.

Постепенно в результате миграции и смешения с коренным населением, а также под воздействием различных географических условий индоевропейцы теряют свое единство превращаясь в мозаику народов, их культур и языков. Некоторые исследователи насчитывают около 40 народов, которые явились результатом изменения проиндоевропейцев с местным населением. К индоевропейцам относятся народы, говорящие сейчас на славянских, германских, балтских, итгилийских (романских), кельтских, индоиранской, греческом, армянском и албанском языках, причем славяне, балты и германцы являются наиболее близкими между собой. Возможно, они развились от единого предка – северной группы индоевропейцев.

С территории Юго-Восточной Европы и Северного Причерноморья индоевропейцы мигрировали в двух основных направлениях: первый – к западу и северо-запад, в Западную Европу; второй – на север, в Среднюю и Северную Европу. В III-II тысячелетия до н.э. на большой территории, которая охватывала бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции местного неолитического населения индоевропейцами происходит формирование одной из ветвей индоевропейской мозаики народов – балтов (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.) На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами и другими племенами, на севере и северо-востоке их соседями были финно-угорские племена, на западе – славяне и германцы.

В рамках индоевропейского периода выделяется балтский этап этнической истории Беларуси, который хронологически совпадает с эпохой металла (3-2 тыс. гг. До н.э. – IV-V вв. Н.э.).

Балты, которые пришли на Беларусь из Среднего Поднепровья, усваивали местный доиндоевропейский субстрат. В течение II тысячелетия до н. д. происходил процесс смешения балтов (индоевропейцев) с местным населением, ассимиляции последнего: «чистых» этносов не существует, все этносы образуются в результате смешения народов. Первоначально балты поселились в Поприпятьи и Поднепровье, а на севере Беларуси еще тысячу лет имело влияние финно-угорское население.


С расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Беларуси, но изменилась и эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3 – 2 тыс. гг. До н.э. – 1 тыс. гг. До н.э.). Древняя экономика, основанная на рыболовстве, охоте и собирательстве, постепенно заменялась земледелием и скотоводством. Индоевропейцы занимались плужным земледелием. Плуг известной конструкции, который дошел до нас в рисунках того времени, был найден в торфянике около д.Капланавичы в Клецком районе.

Индоевропейцы поклонялись огню и солнцу. Огню уделялось значение очистительной силы, с ним ассоциировался красный цвет. Проявлением культа огня был обычай посыпать тело покойного минеральной красной охрой, которая потом переходила на кости, и при раскопках делается впечатление, будто кости специально рисовали.

С деятельностью индоевропейцев связывают орнамент, которым украшали посуду, – отпечатки шнура, накрученные на палочку. Такой орнамент назывался шнуровой, а археологическая культура – культурой шнуровой керамики. Ее ареалы распространения охватывали огромные территории Европы, в том числе и земли Беларуси. С середины бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур Среднеднепровская, Висло-неманской, шнуровой керамики Полесья, а также северо-белорусским.

 


Использование более эффективных бронзовых орудий труда, успехи в  земледелии и животноводстве создали условия для накопления знаний отдельными семьями, что было заманчиво для остальных. Грабежи и разбои стали одной из форм обогащения. Поэтому основным типом поселений балтов были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. По данным археологов, на одном городище жило в среднем от 50 до 75 человек. Общее количество населения в бронзовом веке могло быть в размерах от 50 до 75 тыс. человек. С развитием земледелия городища изменились открытые поселения-деревни, где жили несколько больших, а потом и малых семей.

Надо отметить, что неолитическое население Беларуси не было полностью ассимилировано. Еще существовали прежние хозяйственные и культурные традиции. Некоторые регионы Беларуси были слабо заселены балтами. Но на более  части ее территории сформировался балтский этнос. Об этом свидетельствует тот факт, что подавляющее большинством названий рек (Верхита, Волча, Гайна, Гривда, Друть, клево, Лучеса, Мытва, Нача, Палата, Улла, Усяжа, Эса и др.) сохранили корни и характерные окончания, которые есть в литовском и латышском, т.е. балтских, языках. Можно вспомнить и другие названия, относящиеся к балтской гидранимии: Освея, Дрисвяты, Лосвидо, Муйса, Нарочь, Усвяча и др.. Наиболее часто встречаются гидронимы, связанные с балтами, в бассейнах рек Березины (Мена, Ольса, Серуч, Уса) и Сожа (Рэхта, рест, Снов, Туросна).

Происхождение термина «балты» связывают с латинским названием острова на севере Европы (ваша, Ваисиа), который описал Плиний Старший (I в. Н.э.). Слова с корнем «балты» встречаются у германского хрониста Адама Бременского (ИИст.), в прусских хрониках, древнерусских и белорусско-литовских летописях XIV – XVI вв. В научный обиход термин «балты» введен немецким лингвистом Г. Несельманам в 1845г.

На территории Беларуси в железном веке (1 тыс. гг. До н.э. – IV-V вв. Н.э.) сформировалось несколько археологических культур: Днепро-Двинская (на севере), культура штрихованной керамики (средняя и северо-западная части Беларуси), милоградская и зарубинецкая (на юге Беларуси). Культуры железного века были достаточно развитыми. Местные племена освоили обработку железа, изделия из железа были достаточно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т.д.

Таким образом, балтский этап этнической истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время интенсивной ассимиляции местного неолитического населения, в том числе и финно-угорские на севере Беларуси. Местное неолитическое население постепенно трансформировалась в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье. Его хронологические рамки: IV-V вв. н.э. – До нашего времени.

рейтинг: 
  • Не нравится
  • +4
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости