Дары могилевчан Николаю II » mogilew.by
 

Дары могилевчан Николаю II

истории 2013 год знаменуется 400-летием Дома Романовых. Можно по-разному относиться к значимости даты и самой царской династии. Невозможно отрицать очевидное: ход истории государства Российского во многом зависел от ее представителей. В последнее время возрос общественный интерес к Могилеву как месту нахождения Ставки Верховного Главнокомандующего во время Первой мировой войны и пребывания в провинциальном городке последнего императора и его семьи.
Дары могилевчан Николаю II

«Приказ Армии и Флоту»
«Изюминки», связанные с могилевским периодом Дома Романовых, можно найти, обратившись к документальной памяти. Интересную брошюру недавно передал в епархиальный музей епископ Могилевский и Мстиславский Софроний – «Как русским героям-солдатам и их семьям получить пенсию или пособие». В частности, в ней напечатан «Приказ Армии и Флоту 23-го августа 1915 (5 сентября по старому стилю — авт.): Сего числа Я принял на СЕБЯ предводительствование всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, находящимися на театре военных действий». Далее воспроизводится запись императорским почерком: «С твердою верою в Милость Божию и непоколебимою уверенностью в конечной победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим земли Русской. Николай».

Могилевский вице-губернатор князь В.А.Друцкой-Соколинский в книге «На службе Отечеству: Записки русского губернатора (1914–1918 гг.)» писал: «Наконец настал день 22 августа 1915 года—приезда в Могилев Государя Императора». В дневнике Николая II имеется запись: «23-го августа. Воскресенье… В 3.30 прибыл в свою Ставку в одной версте от города Могилева». Получается, что вышеприведенный указ император подписал в Могилеве?!

Серебряная модель храма в Лесной
Не дано было никому предугадать, например, годом ранее, в 1914-м, что Николай II будет прохаживаться по могилевским улицам. Воспользуюсь воспоминаниями очевидца давних событий железнодорожника Михаила Соколова, записанными внуком Юрием Соколовым: «Царя видел много раз.
Царский поезд стоял около депо, в районе воинской платформы (сейчас там находится спасательный поезд Могилевского отделения железной дороги).Николай обедал в гостинице «Бристоль», вся его свита ездила туда обедать. Царь не боялся ходить свободно, и его всюду можно было видеть. Я в это время работал машинистом электростанции в депо».

В печатном издании «Вестник Могилевского Земства», экземпляры которого хранятся в Могилевской областной библиотеке им. В.И.Ленина, в №№11–12 за 1914 г. опубликован отчет о заседании Четвертого чрезвычайного Могилевского губернского земского собрания. В докладе №1 сообщается «о состоявшемся поднесении Его Императорскому Величеству модели храма-памятника, сооруженного при д.Лесная на месте победы Императора Петра Великого над шведами». Серебряная модель стоила 7 000 рублей, уплаченных ювелирной фирме Овчинникова из земских средств. «7 марта 1914 года депутация от населения Могилевской губернии, избранная третьим очередным губернским земским собранием преподнесла модель храма-памятника Государю Императору. Депутация удостоилась высокомилостивой беседы с Его Величеством».

Может, глядя на серебряную модель леснянского храма в Могилевской губернии, Николай II думал о славных победах своего предка Петра I, что сыграло роль в выборе города для Ставки при переносе ее из Баранович из-за близости фронта…

Хлеб-соль дорогому гостю
В этом же печатном издании в сентябре 1915 г. опубликован «Протокол заседания комиссии по вопросу о поднесении хлеба-соли Его Императорскому Величеству Государю Императору». Комиссия предлагала, чтобы «хлеб-соль поднесено были двумя гласными по выбору Земского Собрания, а приветственное слово произнес бы Член Государственного Совета князь Н.Н.Друцкой-Соколинский». При обсуждении кандидатур для подношения хлеба-соли собрание единогласно постановило поручить почетное дело председателю губернской земской управы В.А.Судзиловскому и губернскому земскому гласному графу Л.Ф.Лубенскому. Приводился в «Вестнике» и текст приветственной речи. В опубликованных материалах упоминалось, что «блюдо и солонка для поднесения хлеба-соли в управе имеются».

Приезд царя и его семейства
В упомянутых мемуарах вице-губернатора описывается первый приезд в Могилев Государя Императора и прибытие его семьи.

«Скоро мощные и восторженные крики народа и войска, звуки гимна и громкий колокольный звон возвестили нам о приближении Государя, — вспоминал Владимир Андреевич. — Вот, стоя в своем автомобиле, в полной парадной форме к собору подъехал губернатор, а следом за ним, сидя по своему обыкновению на переднем стуле автомобиля и имея рядом с Собой Великого Князя Николая Николаевича, а позади министра Двора графа Фредерикса и кого-то из дежурных офицеров, к собору подъехал Государь».

После молебна Николая II на выходе у лестницы встретил городской голова С.И. Казанович, поднесший царю хлеб-соль.

Тепло автор живописует приезд в Могилев Государыни с Великими княжнами. В ожидании поезда на открытой военной платформе выстраивались могилевские дамы согласно должностям, занимаемым их мужьями. Третьей должна была стоять 80-летняя мать архиепископа Константина (Булычева). Кстати, ее сын, прежде чем стать священнослужителем, закончил физмат Санкт-Петербургского университета и служил в банке. В Могилев архиерей привез и мать Августу Булычеву, и племянниц.

Могилевские старожилы рассказывают, что еще в 1950-е годы в частном доме напротив Быховского рынка проживала его племянница Александра. При советской власти выпускницу Парижского университета нигде не брали на работу, она существовала на плату квартирантов и не отказывалась от помощи прихожан Борисо-Глебской церкви.

Конечно, это совсем другая история, как и та, что большевики арестовали архиепископа Константина, обвинив в том, что служил в Иосифовском соборе панихиду «за убиенных и замученных» членов царской семьи. После ареста архиерея в 1919 г. более 900 прихожан приходов Могилева подписались под письмом на имя Ленина с просьбой освободить Владыку.

Вернемся в Могилев дореволюционный. Перед приездом Александры Федоровны с дочерьми губернатор напомнил матери архиепископа не забыть снять перчатку, подавая руку Государыне. «Старушка решительно заявила, что сделать этого не может, так как под верхней теплой парой у нее надета вторая, с тесемкой вокруг шеи. «Я извинюсь перед Царицей», – решительно заключила она… Мать архиепископа так и подала Государыне руку, не сняв толстой шерстяной перчатки», — свидетельствовал В.А.Друцкой-Соколинский, ставший в 1916 г. минским губернатором. В Гражданскую он служил в штабе Деникина, затем эмигрировал в Италию.

…Осенью прошлого года пришлось побывать на 100-летии празднования освящения Свято-Петро-Павловского храма в д.Лесная Славгородского района (серебряную модель памятника дарили Николаю II), где в память о юбилейной дате установили и освятили поклонный крест. Внимание привлекла женщина у креста, которая мелодично пела песню со словами:

«А без царя русским нельзя,
Кто без царя, тот без Христа.
Не сокрушит враг русский дом —
Только с Христом, только с царем…»

Могилёвские ведомости
рейтинг: 
  • Не нравится
  • -102
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости