Могилев. XVI век » mogilew.by
 

Могилев. XVI век

В XVI веке начинается качественно новый период развития Могилева. Именно в этом столетии город окончательно стал городом: сформировалась его структура, выросло население, развивались ремесла и торговля. Стремительное, динамическое развитие города нашло свое признание в получении Магдебургского права и городского герба.


Как смог относительно небольшой городок за столетие стать одним из крупнейших городских комплексов Беларуси того времени? Судьбу города, безусловно, делали горожане. Подготовленный предками задел дал взрывной эффект в этом столетии. Труд и энергия, предпринимательство и упорство могилевцев расширяли границы города и поднимали его значение. Своеобразными, по-своему благоприятными факторами для роста Могилева стали внешнеполитические условия его развития.
Мирной жизни населения восточной Беларуси в XVI в. мешал перманентный конфликт Великих княжеств Литовского и Московского за первенство в Восточной Европе. Когда в 1480 г. Московское государство окончательно освободилось от золотоордынского ига, оно начало период жестоких войн с Вильней, которые продолжались добрых два столетия. От этого конфликта прежде всего страдали жители приграничных к Московскому княжеству регионов. В 1502 г. московские войска опустошили территории близ Орши, Мстиславля; в 1507 г. от них мужественно оборонились жители Кричева и Мстиславля. Поднепровье познало буйные набеги соседей также в 1514, 1515, 1562, 1581 гг. Под стенами Могилева московские ратники появлялись в 1518, 1519 и 1535 гг. Они опустошали окрестности города, но сам город штурмом взят не был. В свою очередь из Могилева в 1534 г. начался крупный поход войск ВКЛ на московские земли.


Войны заставили жителей Могилева укреплять оборонные сооружения. В 1526 г. был построен новый Могилевский замок. Он строился по всем правилам фортификационного искусства того времени на мысу правого берега Днепра недалеко от впадения в него р. Дубровенки. Замок, своею формой напоминающий четырехугольник, возвышался на 20 – 25 м над окрестностями. По периметру он был укреплен валом из глины и песка, которые для прочности опалили до кирпичеподобного состояния. В XVI в. на валу имелись срубные деревянные укрепления, а внутри – цейхгауз для холодного и огнестрельного оружия. Ночью замок охраняли стражники. От города он был с севера отгорожен рвом, через который был перекинут деревянный мост.
Замок сильно пострадал во время восстания Наливайки, но был быстро восстановлен. Отстроенные сооружения выглядели еще мощнее. Семь трех-пятиярусных башен гордо возвышались над местностью. Подъемный пролет моста подводил к «Горной браме». На противоположном краю от неё находилась «Дольная вежа», охранявшая два подземных хода к реке. Они лежат в основе всех современных мифов и легенд о подземных ходах Могилёва. Деревянные конструкции замка горожане обмазывали глиной, зимою вал поливался водой для образования льда. Мощное оборонительное сооружение казалось неприступным. А многие иностранные купцы и дипломаты, которых не подпускали близко к замку, думали, что он является каменной твердыней. Таким и показал его потом на известной гравюре немецкий мастер. Таким же увидел его чех Бернгард Танер в 1678 г.: « …валы и большая насыпь, похожая на стену, делают город мощной крепостью». Курляндец Я.Рейтенфельдс тоже отметил в 1680 г. мощность и неприступность городских укреплений [8].
Для обороны города необходимо было иметь современное вооружение. Местные кузнецы изготовляли популярные среди горожан виды холодного оружия. Особенно часто в документах упоминаются бердыши, мечи, корды, а с XVII в. и сабли.
Могилев находился на границе двух великих воинских культур: западной и восточной. Отсюда и проистекает то многообразие и смешение брони и оружия, которым пользовались наши предки. Основным средством защиты человека во все времена служил щит. Щиты предназначались для защиты как от метательного оружия, так и для оружия ближнего боя. Как правило, они изготавливались из железа, дерева, камыша, кожи. Центр щита усиливался металлическим навершием – умбоном; край щита укреплялся металлическими либо кожаными полосами. По форме и расцветке щиты были самыми разнообразными: круглыми, миндалевидными, каплевидными, трапециевидными, треугольными, прямоугольными. Отдавая дань русской традиции, основным цветом, использовавшимся для окраскищитов, был красный. Однако, в отличии от русских, на таких щитах зачастую рисовали узоры, фигуры растений и животных, а так же геральдические изображения, которые являлись данью западным традициям.
Для защиты тела от рубящих и колющих ударов использовались различные виды защитной амуниции. Так, люди, не имевшие средств на приобретение хорошего доспеха, использовали для защиты халаты либо кафтаны, плотно набитые шнурами из пеньки или конского волоса. Люди побогаче могли позволить себе приобретение кольчуги – кольчатой брони склепанной из металлических колец. На изготовление одной кольчуги уходило до 40 тысяч таких колечек. Кольчуга весила около 7 – 9 кг. и являлась неплохой защитой от рубящих ударов. Поверх кольчуги одевалась пластинчатая броня, изготовлявшаяся из прямоугольных выпуклых металлических пластин с отверстиями, скрепленных между собой кожаными ремешками либо приклепанных к кожаной или матерчатой основам. Под влиянием западных традиций зачастую использовался сплошной доспех – кираса, состоящий из нагрудника и задней части, выполненных из цельного листа металла, и скрепленных между собой кожаными ремнями.
Руки и ноги воинов прикрывали наручи и поножи, а кисти рук – кольчужные или латные рукавицы. Простые воины и горожане носили рукавицы из плотной простеганной ткани и зачастую вшивали в них металлические пластины для лучшей защиты руки от удара.
К сожалению, до нас не дошли шлемы, которые использовались жителями Могилева во время их участия в различных военных столкновениях, однако с уверенностью можно предположить, что в основном это были шлемы западного образца, пришедшие из Польши и Германии. К таким шлемам можно отнести бацинет, капеллин, а так же кольчужные капюшоны, использовавшиеся у многих народов. В зависимости от достатка владельца, различными были и украшения, используемые для украшения своих доспехов.
Вооружение могилевцев так же отличалось разнообразием. Воины были вооружены, как правило, прямыми мечами, а позднее – саблями. Сабли появились в Восточной Белоруссии во времена монгольского нашествия. Помимо мечей и сабель, воины и городские ополченцы были вооружены и иным оружием ближнего боя – топорами, шестоперами, булавами. Данное оружие относилось к типу рубящее – дробящего и с высокой степенью эффективности могло использоваться даже против хорошо защищенного доспехами врага.
Для поражения всадников и пеших воинов на расстоянии воины использовали копья и рогатины. Рогатина представляла собой насаженный на прочное дубовое либо ясеневое древко металлический наконечник листовидной формы длиной до 55 – 60 см. и шириной до 6 – 7 см. Такое оружие было эффективно на протяжении нескольких веков и широко применялось могилевцами, о чем свидетельствуют неоднократные находки остатков рогатин в районе городского пляжа и р. Дубровенка.
С древнейших времен человек использовал для войны и охоты лук – сложную конструкцию, состоящую из изогнутой деревянной либо составной дуги и тетивы. В качестве метательных снарядов использовались стрелы, оперенные пером дикой либо водоплавающей птицы и оснащенные железным либо бронзовым наконечником. Могилевцы также не были исключением. О том, что лук широко использовался жителями города при охоте и боевых действиях подтверждается тем, что такие наконечники так же попадаются на берегах р.Днепр в районе г. Могилева.
Очень часто применялось такое оружие, как кистень. Кистень представлял собой чугунную, бронзовую или свинцовую гирьку массой до 300 гр., которая крепилась на кожаном шнурке. В районе Подниколья был найден костяной кистень, залитый изнутри свинцом. Такое оружие очень легко было спрятать в одежде, однако при необходимости оно быстро приводилось в боевую готовность и могло причинить незащищенному противнику довольно серьезные повреждения. Не зря кистени издавна считались оружием «людей разбойных», которые занимались грабежами. Кроме кистеней разбойники часто использовали дубинки – крепкие дубовые палки, для крепости и утяжеления окованные железными полосами, и ножи. Практически каждый человек имел нож. Ножи различались как по форме, так и по назначению. Существовали ножи для выделки кож, засапожные ножи (ножи, носимые за голенищем сапог), ножи – «тычки» (пришедшие с Запада и являвшиеся разновидностью стилета, т.е. ножа без режущих граней и с острым наконечником), тяжелые мясницкие и плотницкие ножи, которые в умелых руках являлись грозным оружием.
Таким образом, могилёвцы имели всё необходимое для защиты города и своего имущества от врагов во время многочисленных средневековых войн.
Согласно реестра 1552 г., Могилев платил большие военные налоги. Он вышел на второе место после Вильни по сумме военных платежей. Горожане вносили 150 коп. грошей, а столица – 300 [59].
Падение Смоленска в 1514 г. и переход его на столетие под власть Великого княжества Московского позволило Могилеву перенять некоторые функции этого города. Этому способствовал и переезд многих смоленских купцов в Могилев. Они не только привезли сюда свои капиталы, но и, что, пожалуй, самое главное, переадресовали из Смоленска в Могилев свои торговые дела и связи. Выгодное транспортное положение города на Днепре и удобное военно-стратегическое (город находился несколько в стороне от главных военных дорог), предприимчивость местных и пришлых купцов постепенно превратили Могилев в крупнейший на востоке ВКЛ торговый центр.
Росту города способствовал и общий экономический подъем. В XVI в. наблюдается значительный рост сельскохозяйственного производства. Под пашню осваиваются новые земли. Стремительно растет частное землевладение светских феодалов-шляхты. Однако на востоке Беларуси еще долгое время остается большое количество государственных владений. Расширяются торговые связи с западными странами, где был хороший спрос на зерно. Увеличивается количество населения. Наблюдается и рост городов. Крупным торговым и ремесленным центром Беларуси становится Могилев.
Его купечество было многочисленным, имело свои организации, торговало с Прибалтикой, Польшей, Россией, Украиной и Чехией. Внутри Беларуси торговые связи налажены с Борисовом, Бобром, Бобруйском, Бешенковичами, Белынычами, Быховым, Брестом, Витебском, Головчином, Гродно, Дубровно, Заславлем, Игуменом, Копылем, Копысью, Лукомлем, Минском, Мстиславлем, Новогрудком, Оршей, Полоцком, Пропойском, Речицей, Смолянами, Слонимом, Слуцком, Толочином, Уллой, Чаусами, Чечерском и Шкловом. В радиусе 10 миль от этих городов и местечек могилевские купцы освобождались от торговых пошлин. Могилевские ремесленники объединялись в конце XVI в. в 12, а в первой половине XVII в. в 17 цехов, которые включали мастеров около 70 – 80 ремесленных специальностей. Неслучайно в 1561 г. Могилев получил право на войтовство.
Территория Могилева подразделялась на посады и сотни. В границах Нагорского посада (старый город) находились Астрогская и Нагорская сотни. За ними в восточном направлении располагалась Ледьковская сотня. В Покровском (правобережье Днепра) – Курденеевская, Перекристенская, Слободская, Гривлянская, Выгонская, Березовская. Задубровенский посад состоял из Папинской, Трисненской, Косковской, Доброславской; Заднепровский из Троицкой и Луполовской.
Рост городских посадов обусловил создание оборонительных сооружений вокруг них. В первой половине XVII века были завершены работы по строительству трех рубежей линий обороны города, которые просуществовали до начала XIX века. Это замок, Круговой (Ближний) вал и Полевой (Дальний) вал. Кстати здание нынешнего могилевского горисполкома стоит на месте Полевого вала и продолжает многовековую традицию защиты интересов могилевцев.
28 января 1577 г. – начинается история Могилёвского самоуправления: городу было дано Магдебургское право и герб. Магдебургское или саксонское, немецкое, тевтонское феодальное право возникло в ХIII в г. Магдебург. Оно действовало в городах восточной Германии, центральной и восточной Европы, давало им самоуправление, налоговые льготы, судебный иммунитет, права на владение землей и т.д. В Беларуси первые грамоты на Магдебургское право получила Вильня в 1387 г., Брест в 1390 г. Все города стремились получить самоуправление, которое после уплаты налогов позволяло самим горожанам распоряжаться городскими ресурсами, решать в рамках законов споры и претензии, карать преступников и т.д. Добиваясь магдебургского права, могилевцы жаловались королю на злоупотребления королевских чиновников и требовали самоуправления. Его получение было большим достижением. Оно не только свидетельствовало об экономической силе Могилева, но и заложило фундамент ещё более быстрого развития города в конце 16 – начале 17 веков, избавило горожан от феодального и чиновничьего произвола. Символом городского самоуправления являлась ратуша. На протяжении столетий Могилёвская ратуша символизировала самостоятельность и независимость городского населения.
В 1577 г. в городе имелся 1261 дом и проживало около 10 тыс. жителей, а в начале XVII в – уже 2121 дом и около 17 тыс. горожан.
В июне 1581 г. несколько тысяч русских ратников, по некоторым данным, вероятно преувеличенным,– до 30 тыс. человек, двинулось на стругах по Днепру и конно вдоль берега. Опустошив окрестности и посады Дубровно, Орши и затем Шклова, они подошли к Могилеву 27 июня и попробовали с ходу взять город. Однако гарнизон и горожане во главе с войтом Михаилом Стравинским, опираясь на замковые и старого города укрепления, отбили все попытки неприятеля ворваться в город. Штурм длился целый день, но единственное, чего реально смогли добиться московские стрельцы, так это сожжения и разграбления неукрепленных посадов. Своевременный приход на помощь горожанам конной рати Троцкого, Казановского и Темрюкова способствовала быстрому отходу русских от Могилева. Сам руководитель обороны так описал в письме королю произошедшие события: «... которые целый день во вторник, нападая со всею силою, старались прорваться к городскому укреплению, желая зажечь острог, от чего мы их с Божьей помощью удерживали огнем из замка и из острога и не допускали до этого, разместившись под прикрытием и по домам стрельцов с ружьями и делая вы-лазки, так что с помощью Божьей и счастьем … они, спаливши в том вышеназванном предместье несколько сот домов, людям не причинили вреда и совсем в это время ни-кого из нас не захватили, только застрелили двоих и потерпели большой урон в своих людях как от огня из замка, так и из городского острога; в тот же день во вторник, при заходе солнца, поспешно удалились от города к деревне … в полутора милях от города лежащей на берегу Днепра, а там наскоро пришедши к Днепру, тотчас же сделав для главных воевод несколько плотов, сами все пошли вплавь и в ту же ночь, со вторника на среду, все переправились через Днепр и в час уже дня распустили людей в окрестности и начали жечь деревни, направляясь к Радомлю и Мстиславлю…» [115].
Во время Инфляндской войны больших походов из городов Могилевщины на Московские земли не организовывалось. Но вооруженные группы или отряды могилевцев ходили за добычей «у кацатва» и «у загранічча маскоўскае». Добытчики порой даже судились в магистрате из-за неправильного раздела награбленного. Из походов привозили не только вещи, коней, но и людей, в том числе полонянок – молодых женщин. Большинство споров налетчиков как раз и начиналось из-за раздела подобной добычи. В судебных книгах могилевского магистрата зафиксированы даже факты торговли, фактически работорговли, полонянками [118].
Политические события тех лет находили своё отражение в литературных произведениях. В определенной степени с Могилевом связана общественная и литературная деятельность Андрея Рымши. В Статуте Великого княжества Литовского (1588 г.) им написано посвящение Льву Сапеге, подканцлеру Великого княжества Литовского и старосте Могилева. В соответствии с жанром, произведение начинается вступлением-зачином, в котором поэт возвышенно говорит о величии и добропорядочности славного рода Сапегов, слава которых, по мнению поэта, не имела границ на земле и небе. А. Рымша утверждал, что получение герба являлось вознаграждением за большие подвиги; его заслуживают только те, кто, не жалея своей жизни, защищает родное Отечество.
Событиям второй половины XVI века посвящено произведение А.Рымши «Десятилетняя повесть военных дел… князя… Криштофа Радзивилла…». В основном здесь повествуется о трудном десятилетии – продолжительной войне Великого княжества Литовского и Московии как продолжении Ливонской войны. В произведении нашли отражение и события, связанные с Могилевом. Когда основные войска были связаны военными действиями под Псковом и Великими Луками, московские войска под командованием князя Серебряного напали на Могилев, но были оттеснены литовскими войсками и изгнаны за пределы государства.
В наше время Могилев известен как город высокой театральной культуры. Но не следует забывать, что все начиналось еще тогда, в далеком средневековье. Наиболее ярко это подтверждает деятельность скоморохов. На разных народных гуляньях и праздниках в XII – XIV вв. они выступали как представители языческой культуры.
В XVI – XVII веках слово «скоморох» встречается в разных инвентарях, писцовых книгах, статистических материалах и т.д. В инвентаре Могилева за 1604 год при перечислении профессий горожан упоминаются 13 скоморохов. Скоморохи нередко имели земельные участки и собственные усадьбы. В инвентарных книгах часто встречаются граждане по фамилии Скоморох. Фамилия Скоморох есть и в актах Могилевского магистрата второй половины XVI века. В одном из таких актов говорится про «пильность и оповеданье» Хветки Сапотько против своего соседа Якима Скомороха за «збите и змордованье жоны своей». Инвентарская запись в делах Могилевского магистрата идет под датой 5 мая 1577 г. «Перед врадом войтовство Могилевского, ставши очевисто мещанина могилевского Пилипа Пашковича, аж Дей за прозбою того Наума взял он трубу медную скоморошью, а которую его просил, абы кому бе ее могло трафити потребовати, то как ни тое трубы узад на тый час не ворочает, ани пенезей, за которые ее продати сказал, не отдает…». Это свидетельствует о хорошей постановке скоморошьего театра в Могилеве в XVI веке.
Известны были в Могилеве скоморошьи представления с тренированными медведями, «выпускниками» «Сморгонской академии». Сценки с участием медведей придумывали сами ведущие представлений. Обычно это были темы бытового характера: как пьяный Янка возвращается с ярмарки, танцы подгулявших в корчме мужиков и др. Часто такие выступления перемежевывались кукольными представлениями, что привносило элементы батлейки.
Скоморохи уже в середине XVI века в Беларуси, в том числе, в Могилеве составляли значительную социальную прослойку. Об этом свидетельствует некоторая юридически-правовая документация того времени, из которой вытекает, что скоморохи, как и другие горожане, обкладывались налогом. В группе городских жителей, в которую входили ремесленники, торговцы, шинкари, прислуга и др., он составлял от 2 до 6 грошей и был меньше суммы, которую должны были платить скоморохи. В отношении последних в документе сказано: «… а з людзей волочашчих, которые без службы мешкают, и теж з Медведников, дудников, скрипков, с каждого гудка и с иных, в местах мешкаючих, хто службы певное не маеть, з головы самого и белых голов и детей их по осми грошей».
Возможно, в этот период в Могилеве ставились народные драмы «Царь Ирод» и «Царь Максимилиан», но в архивных документах сведений об этом не сохранилось.
Вторая половина XVI в. стала переломной в истории Великого княжества Литовского. Нескончаемые войны с Россией способствовали окончательному объединению ВКЛ и Польши в единое государство двух народов – Речь Посполитую,– которое было закреплено Люблинской унией 1569 г. Статут 1588 г. стал совершенным на то время сводом законов, который два с половиной столетия регулировал правовую жизнь белорусских земель. Он закрепил самостоятельность княжества в пределах Речи Посполитой, однако же и окончательно закрепил закрепощение крестьянства. Брестская уния 1596 г. организационно объединила католическую и православную церкви. С 1582 г. наши предки начинают переходить на новый григорианский календарь. Такие резкие изменения не могли не нарушить политический, социально-экономический и религиозный баланс в обществе.
В конце XVI – начале XVII вв. возрастают налоги и повинности, усиливается феодально-крепостнический гнет крестьян.
Не удивительно, что когда казацкий отряд Северина Наливайко в 1595 г. появился около Бобруйска и Могилева, то получил поддержку бедняцкого населения. 13 декабря войска Наливайко штурмом овладели Могилевом. В результате до 40 % городской застройки было сожжено. Через две недели казацкий табор (огороженный возами) весь день отбивал атаки подошедшего правительственного войска во главе с Буйвидом. С приходом сумерек казаки отошли от Могилева на Полесье.
Вот как описываются казацкие набеги конца XVI столетия в Могилёвской хронике: «Через четыре года после его (Стефана Батория) смерти, это значит в году 1590, пришел к Могилеву с войском неизвестно откуда какой-то казак или лентяй по фамилии Матюша и сделал много зла, было на что посмотреть, однако город Господь спас.
В год 1595. Пришло опять на Могилев нашествие Наливайки. Неизвестно также по какой причине это случилось, то ли от лентяйства, то ли от московского науськиванья, потому что в это время мира с Москвою не было. Потому старшие люди часто вспоминали Наливайку, Мазепу и Лободу. Видимо, не зря не выходило это из людской памяти, ибо сделала эта саранча новопостроенному и заселенному городу бед невыносимых и крови пролила немало. Но Господь горожан-мучеников благословлял и благословляет. Этот Наливайка Могилев ограбил и церкви пожег» [57].
В XVI–XVIII вв. наибольшим административным центром среди городов современной Могилевской области был Мстиславль, который являлся центром воеводства. Его крупнейшими местечками были Дрибин, Кричев, Радомль, Рясно. Могилев же находился в составе Оршанского повета Витебского воеводства, куда входили Быхов, Горы, Могилев, Чаусы и Шклов. А Бобруйск, Глуск, Свислочь, Пропойск принадлежали Менскому воеводству. В середине XVII в. на территории области насчитывалось около 40 городов и местечек. В XVIII в. Быхов, Могилев и Пропойск входили уже в Мстиславское воеводство.

рейтинг: 
  • Не нравится
  • -18
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости