Могла ли бутылка водки стать причиной трагической смерти двоих людей?
В июле 2012 года в деревне Годылево Быховского района в одном из домов произошло жестокое убийство престарелых супругов. Когда сотрудники милиции прибыли на вызов, в квартире увидели сына — живого, но с разбитым лицом и сильным похмельем. Перед медиками и оперативниками предстала страшная картина: в коридоре на полу лежал труп матери Анатолия. Пожилая женщина была голая. В одной из комнат на диване обнаружили отца молодого человека — 79-летнего Адама Цыбульского. Он все еще подавал признаки жизни, но из-за тяжелых травм позже скончался в больнице. Сын погибших стал единственным подозреваемым в этом деле. Однако анализ доказательств не позволял сделать категоричный вывод о том, что мужчина убил родителей. И только спустя восемь лет после преступления следователи установят истину…
В этом доме и случилась трагедия в 2012 году.
Три версии
Анатолий Цыбульский был местным выпивохой. Все, кто его знал, говорили так: «Когда трезвый — нормальный, слова от него плохого не услышишь. Но когда пьяный, к нему лучше не лезть, не трогать, потому что не соображает, что делает и что говорит…» Характер тоже не сахар. Анатолий наглый, хитрый, беспричинно вступал в конфликт, вел аморальный образ жизни. Нигде не работал, жил за счет пенсии родителей, которые его кормили и одевали. Соседи неоднократно видели его спящим на ступеньках на лестничной клетке дома после очередных пьяных пирушек и становились свидетелями постоянных скандалов парня и его матери. Надежда Цыбульская ругала сына за то, что пьет, выносит и пропивает из дома вещи, не помогает ей. В ответ Анатолий ругался на нее матом, часто бил. Несколько раз ее видели с синяками на лице. Та признавалась, что ее поколачивает Анатолий. При этом она не обращалась в милицию, так как жалела сына и боялась, что если так поступит, то он еще больше может ее побить.
В отличие от мужчины про родителей Анатолия местные жители деревни высказывались исключительно в хорошем ключе. Надежду и Адама Цыбульских характеризовали как спокойных, неконфликтных и трудолюбивых людей.
Поэтому все то, что увидели оперативники в доме у потерпевших (кровь, множество ушибов и ссадин на телах матери и отца), делали Анатолия Цыбульского подозреваемым в убийстве родителей. Следователи выдвинули три версии произошедшего: расправа из корыстных побуждений, на бытовой почве или из-за личных неприязненных отношений. Учитывая непростые взаимоотношения сына и матери, последняя версия стала приоритетной.
Погибшая Надежда Цыбульская.
«Случилось непоправимое»
Вот что говорил Цыбульский на допросе после своего задержания:
«Проснулся с утра и увидел, что подушка в крови. Подойдя к зеркалу, увидел, что у меня разбито лицо. Обнаружил мертвую мать. Отец лежал на диване, произносил непонятные слова. Я пошел опять к матери. Тут до меня дошло все это. Случилась непоправимая беда. Далее переоделся, умылся. Снял с себя тенниску, куртку, которые были в крови, переоделся в чистое. Взял деньги в сумме 20 тысяч (неденоминированных) и пошел в магазин. Там купил бутылку вина, пачку сигарет. Пошел к себе в летний домик на огороде, где выпил три стакана вина. Пробыл там около полутора часов. Зная, что я натворил, чтобы пойти домой и позвонить от соседки, вызвать милицию. Подходя к дому, увидел милиционеров и скорую. Понял, что это к нам…» «Проснулся с утра и увидел, что подушка в крови. Подойдя к зеркалу, увидел, что у меня разбито лицо. Обнаружил мертвую мать. Отец лежал на диване, произносил непонятные слова...»
Но вспомнить, при каких обстоятельствах случилось убийство, он не смог. Настаивал, что события вечера стерлись из памяти. К этому времени пришли результаты судмедэкспертизы. Погибшая Надежда Цыбульская получила не менее 20 травматических ударов. С ними потерпевшая могла прожить не более часа — перелом таза, ребер, подъязычной кости, разрыв уха и другое... Пенсионеру Адаму Цыбульскому нападавший сломал челюсть, а от ударов в голову случилось кровоизлияние в мозг, что привело к сильному отеку и смерти. Подозреваемый, на одежде которого была обнаружена кровь погибших, сознался в убийстве и стал воспроизводить детали преступления.
Но результаты экспертизы шли вразрез с тем, о чем говорил Цыбульский-младший. Побои сына не были похожи на удары на теле престарелых родителей. Также осмотр обнаженного трупа погибшей поставил перед следствием и другие вопросы. Так, в заключении судмедэкспертов говорилось, что над убитой надругались в извращенной форме. Это объясняло, почему погибшая лежала голая. Однако характер издевательств выгораживал сына в этом зверстве, нежели делал его виновным.
Куртка Цыбульского, в которую он был одет в тот роковой вечер.
Когда следователь поднимал тему полового преступления, было видно, что мужчина сильно переживал и жалел погибшую мать. После этого он стал отрицать вину. Говорил, что в каких бы отношениях они с мамой ни были, такого он не сделал бы никогда. И кто тогда избил самого Анатолия? О том, что случилось с ним в роковой вечер, рассказали односельчане.
Компания во главе с местным пастухом, 18-летним Владимиром Никеенко, выпивала за магазином. К ним подошел Цыбульский и попросил налить. Но после его ухода пропала бутылка спиртного. И это заметили. Через некоторое время, когда Анатолий вернулся, Владимир начал предъявлять ему претензии за то, что тот украл водку. Завязалась драка, пастух избил мужчину. После конфликта они разошлись. Анатолий — домой, Никеенко — к друзьям, где был со своей девушкой Анастасией. Эти же слова подтвердила сожительница парня.
Конфликт продолжался и за пределами квартиры Цыбульских...
Не воспоминания, а домысливание
…В то же время у следствия не было прямых доказательств вины Цыбульского. Более того, правоохранители сами видели все больше нестыковок, указывающих на непричастность Анатолия к убийству родителей. В доме явно был кто-то еще — такая мысль появилась у криминалистов, когда при осмотре места преступления они обнаружили след от резинового сапога. Размер обуви отличался от той, которую носили Цыбульские. Это могло говорить о наличии постороннего человека во время убийства. Но трасологическая экспертиза (исследование следов) не принесла нужных результатов.
Первоначальные показания Анатолия следователи направили на психолингвистическую экспертизу в Минск. Это уникальная и редкая проверка для Беларуси, которую проводят лишь несколько специалистов. Особенности и подробности анализа — тайна следствия. Работа заняла полторы сотни страниц. Оказалось, что слова подозреваемого, сказанные в начале следствия, — это не воспоминания произошедшего, а домысливание. Иными словами, мужчина, сам того не подозревая, предположил, как произошло убийство. А после, поверив в свою причастность, рассказал правоохранителям собственные умозаключения. Специалист, работавший с подозреваемым, назовет такое поведение «феномен Цыбульского».
Следователи провели около 50 проверок. По истечении шестимесячного срока содержания под стражей дополнительных доказательств причастности Анатолия к убийству не было. Его освободили из-под стражи, заменив меру пресечения на подписку о невыезде. А следователи пока так и не нашли причастных к преступлению.
В доме явно был кто-то еще — такая мысль появилась у криминалистов, когда при осмотре места преступления они обнаружили след от резинового сапога.
Новые подробности
На протяжении восьми лет расследование не раз возобновлялось. Повторно опрашивались односельчане, соседи и единственный подозреваемый, который так и не смог вспомнить ничего из того, что помогло бы раскрыть дело. Но в 2020 году в милицию позвонила девушка. Она просила помочь — муж в очередной раз ее избил и пытался задушить. Супруг угрожал ей расправой, говоря о том, что убьет ее так же, как и супружескую пару в Годылево в 2012 году.
У следствия появляется новый подозреваемый: женщина указывала на слесаря молочно-товарной фермы в Кличевском районе Владимира Никеенко. Того самого, кто проходил по данному уголовному делу в качестве свидетеля. Но восемь лет назад проверка в отношении его ничего не дала. Звонившей в правоохранительные органы девушкой оказалась его сожительница Анастасия, но уже в новом статусе — супруги. Сам парень скоро должен был стать отцом уже в третий раз.
Пара познакомилась еще в колледже, но на первом курсе Владимира исключили за прогулы, а Настя продолжала учиться. Вскоре она забеременела, взяла академический отпуск и уехала жить к любимому в деревню Годылево, хотя она была не оттуда. Спустя время вернулась к родителям, где родила дочку. Когда девочке исполнился год, Анастасия решила поехать погостить у своей хорошей давней подруги, которая жила в том же месте, что и Никеенко. К тому моменту она с Владимиром не жила, но поддерживала дружеские отношения.
По словам Насти, в тот роковой вечер Владимир позвонил и признался, что убил двоих людей. На вопрос следователя, почему после этого она не позвонила в милицию и не сообщила об этом, сказала, мол, не поверила. Посчитала, что он сильно пьян и так шутит. Уже ближе к ночи парень пришел к дому, где находились его знакомые и Настя. По словам девушки, он еле стоял на ногах, просил оставить его в покое. Через некоторое время ребята все же вернулись за ним на улицу и положили его в баню спать. Чуть позже Никеенко пришел в дом. Вот что рассказала Анастасия следователю:
«…Я спросила у него, почему он не спит, на что он пояснил, что не может уснуть без меня. В итоге я пошла спать с ним в баню. Я уже было уснула, но проснулась от того, что меня кто-то душит рукой за шею. Это был Володя. Я спросила его: «Ты что, больной? Что ты делаешь?» В ответ на это он стал бить меня по лицу ладонями, а когда я попыталась выскочить из бани, Володя стал перед дверью и сказал, что я никуда не выйду. Я смирилась, вновь легла спать. Он же как-то сам успокоился и лег».
Уже на утро парень с девушкой шли по деревне. В разговоре он просил ее сказать, что был весь вечер с ней, — на тот случай, если в поселок приедут сотрудники милиции и начнут спрашивать о нем. То есть фактически создать алиби. Девушку такая просьба нисколько не смутила, поэтому она согласилась. Таким образом Никеенко и не попал под подозрение.
«Убью так же, как и Цыбульских»
Когда Анастасия забеременела во второй раз, они с Владимиром поженились и она переехала в Годылево. Какое-то время в семье были гармония и покой, но вскоре супруг начал выпивать, устраивать скандалы и бить жену. После очередного избиения он сказал, что убьет ее.
Из показаний Анастасии:
«…В ходе одного из таких конфликтов, когда Володя очередной раз меня избил, он сказал, что убьет меня так же, как убил и Паленых (прозвище погибших в деревне), и это мое убийство, с его слов, «будет висяком», как и убийство Цыбульских. Впоследствии, в ходе подобных конфликтов, Никеенко Володя говорил мне подобные вещи, — а именно о совершении им убийства Цыбульских. При этом каких-либо подробностей он не рассказывал, просто пугал этим. При этом он еще угрожал мне: если я кому-то об этом расскажу, будет плохо и мне, и детям. В итоге просто уехала с детьми к себе домой…»Спустя некоторое время он приехал жить к девушке. По поведению, как она говорила, Владимир утихомирился. Вскоре парень совершил кражу, его осудили. После возвращения из мест лишения свободы он вновь стал себя вести агрессивно, причем и по отношению к детям, чего раньше не было.
В 2020 году Владимир нашел себе любовницу и уехал жить к ней. Но позже все же явился на порог дома Анастасии. К тому моменту она была беременна от него в третий раз. Увидев в гостях общего знакомого, накинулся на нее и начал душить. После этого девушка не выдержала, позвонила в милицию и рассказала о том, что знает, кто совершил убийство пенсионеров.
Наказание — пожизненное
Никеенко задержали. Он понимает, почему его привезли в милицию. Следователи начинают работу. Мужчина сознается в убийстве и пишет явку с повинной. Там он изложил обстоятельства, где и как совершено преступление, каким образом убил двух человек. При допросе и проверке показаний на месте он указал комнаты в квартире, где лежали трупы супругов, рассказал, куда бил каждого. Беседуя со следователем, он даже нарисовал планировку чужой квартиры. Подробно рассказал о том, как извращенно надругался над Надеждой Цыбульской. А след от подошвы сапога, найденный криминалистами в 2012 году, совпадет с той обувью, которую носил Никеенко.
Суд над убийцей двух пенсионеров проходил в закрытом режиме. За преступление, совершенное с особой жесткостью из хулиганских побуждений, Владимира Никеенко приговорили к пожизненному заключению. В суде он вину не признал, но в ходе расследования рассказывал о причине непредсказуемой агрессии. Все дело в бутылке водки, украденной сыном убитых Цыбульских…
Фотоматериалы предоставлены Следственным комитетом.
Источник - www.sb.by