Самое массовое убийство в истории современной Беларуси: зачем преступники расправились с семьей из 6 человек » mogilew.by
 

Самое массовое убийство в истории современной Беларуси: зачем преступники расправились с семьей из 6 человек

Самое страшное и массовое убийство в истории современной Беларуси: зачем преступники расправились с семьей из шести человек?
20 лет назад это громкое дело шокировало всю страну. Деревня Большая Мощаница Белыничского района — место, где случилось самое массовое убийство в истории Беларуси. В начале лета 2005 года в одном из домов мертвой нашли целую семью: 53-летнего мужчину, 27-летнюю дочь хозяйки дома, ее молодого человека и двоих малолетних детей. По воспоминаниям следователей, обстановка напоминала не иначе как фильм ужасов: комната залита кровью, мебель перевернута, вещи разбросаны. Невооруженным глазом было видно, что преступники что-то искали. Но что, а главное — кто и зачем мог так жестоко расправиться с жильцами? Всего через день после трагедии задерживают предполагаемых убийц: Павла Павлюченко, Сергея Юшкевича, Николая Ракутина, Геннадия Соловьева и Александра Клебчу — все они жители населенного пункта. Множество экспертиз, допросы, очные ставки, проверки показаний. Однако доказательств недостаточно, и суд обвиняемых оправдывает. Дело оставалось нераскрытым, но в 2018 году история получила свое продолжение…


Самое массовое убийство в истории современной Беларуси: зачем преступники расправились с семьей из 6 человек

Дом в Большой Мощанице, в который переехала погибшая семья.

Коварный план


Погибшая семья нуждалась в деньгах. Поэтому они решили продать свою трехкомнатную квартиру в Белыничах и купить домик в деревне, а оставшиеся средства тратить на жизнь. Тем более детей собирали к школе. Осенью 2005 года они должны были идти в первый класс…
Как рассказали в Следственном комитете, отрабатывалось несколько версий убийства. Одна из них — причастность к трагедии риелторов, которые помогли погибшим продать жилплощадь. Этот вариант тщательно изучался и отрабатывался, но не нашел подтверждения.
Чуть позже, имея полную картину произошедшего, следователи выяснят, что именно деньги, полученные после продажи недвижимости, и стали поводом для свирепой расправы. Как установили, фигурант дела, уже судимый ранее Павлюченко, был лично знаком с одним из убитых — работали вместе. Однажды мужчины случайно пересеклись в деревне, разговорились. В процессе беседы Павел узнал, что новый коллега недавно продал жилплощадь в Белыничах и переехал в деревню. Об оставшихся деньгах погибший тоже решил рассказать.
Когда сосед пригласил отметить переезд, у Павлюченко возник план, как забрать чужие средства: согласиться прийти, напоить взрослых, а когда семья уснет, найти и забрать деньги. К слову, то, что дети тоже будут отдыхать, он знал наверняка — мать укладывала их ровно в 9 вечера.
В ту роковую ночь Павел Павлюченко взял с собой товарища — местного лидера деревенской молодежи Сергея Юшкевича. Тот захватил еще двоих — Геннадия Соловьева и Николая Ракутина. Заранее купили алкоголь, выпили, проговорили план и направились к дому. Чуть позже они случайно встретят пятого фигуранта — Александра Клебчу. Он был соседом новоселов и невовремя вышел покурить, когда компания почти дошла до их дома. Чтобы нейтрализовать случайного свидетеля, его пригласили с собой и сообщили о реальной цели визита.
Когда группа оказалась в гостях, сначала все шло, как и планировали: выпили, сходили за добавкой к соседке и подсмотрели, откуда хозяйка достает деньги. Но время шло, а никто из владельцев дома спать не собирался. Чуть позже парней стали выпроваживать, мол, поздно. Разгоряченная алкоголем и близостью наживы компания не готова была уходить. Тогда заговорщики приступили к плану Б: стали в открытую требовать деньги. Началась потасовка. Первым в драке убили пытавшегося убежать мужчину по фамилии Леончик — сожителя дочери хозяев дома. Именно его тело следственно-оперативная группа позже обнаружит на улице.
Дальше никого в живых решили не оставлять. Взрослых жильцов перед смертью пытали. Потерпевшие получили множество телесных повреждений. В основном били по голове: топором, кирпичом и другими предметами, что попадались под руку. Душили удавкой.
На телах жертв эксперты зафиксировали многочисленные колотые, резаные, рубленые и рваные раны. Детей убили спящими, разбив им головы. Преступники понимали, что ребята могли бы узнать визитеров и рассказать все милиции. Девочке, Наташе, было 6 лет. Ей нанесли не менее 19 ударов разными предметами. Ее 7-летнему брату Диме — не менее 14.
Несмотря на алкоголь и бушующий адреналин, убийцы потрудились избавиться от орудий и следов преступления. Как минимум трое из них были в перчатках. При осмотре места преступления нашлись следы ткани от них, но отпечатков пальцев нападавших не обнаружили. Свою окровавленную одежду они выбросили. Этим впоследствии и воспользовались обвиняемые в суде, заявляя о своей невиновности. Покидая дом, преступники забрали часть денег, подперли ворота, забрали новый велосипед и ушли.

Первые зацепки и картонное алиби


При осмотре места происшествия оперативники обнаружат след обуви. Находку зафиксируют и начнутся поиски владельца ботинок. Тогда в поле зрения правоохранителей попадет сосед погибших — Александр Клебча. Дома его не оказалось: работал на ферме. Туда и отправились сотрудники милиции вместе с отцом молодого человека. Парня привезли домой. Перед тем как разговаривать со стражами порядка, попросил переодеться. Вышел он к ним в чистой одежде, а в глаза бросились его туфли, густо покрытые кремом. Для Клебчи это была так называемая парадная обувь, в основном он носил сапоги. Интересно, что ранее за ним, со слов соседей, особо не наблюдалась такая аккуратность. Сравнив подошву со следами, обнаруженными на месте расправы, следователи были поражены: рисунок визуально совпал. А в дальнейшем это подтвердили и эксперты. Парень рассказал, кто был и что делал в доме погибшей семьи накануне, назвал всех участников зверского преступления. Для следователей это стало полной неожиданностью, ведь в тот момент еще не был закончен осмотр дома, и об участниках преступления, многих деталях, которые парень назвал в ходе первого допроса, им не могло быть известно. Всех мужчин — Павлюченко, Ракутина, Соловьева и Юшкевича — задержали.

След от обуви Клебчи рядом с убитыми в доме.
После изучения характеристики парней следователям стало ясно: агрессивные, любили выпить, но самое главное — держали в страхе всю деревню. В процессе расследования убийства установлено, что за год до его совершения за их плечами уже был десяток преступлений, связанных с грабежами, разбойными нападениями, изнасилованиями, вступлением в половую связь с лицами, не достигшими 16-летнего возраста.
На допросах компания пыталась запутать следствие. Каждый придумывал себе оправдание, таким образом желая избежать уголовной ответственности. Однако в процессе разбирательств выяснится важная деталь: никто из подозреваемых в ночь убийства дома не ночевал. А алиби, которые готовил себе каждый из участников, никто не смог подтвердить.
Но следствие не может основываться исключительно на предположениях. Потому все показания фигурантов подвергались глубокому анализу, следственные действия записывались. Далее записи изучались в рамках психолого-психиатрической экспертизы. Таким образом проверки исключили факт заучивания версий обвиняемыми, на что последние ссылались — мол, давать показания их заставляли.
Важная деталь: один из обвиняемых, Клебча, имел особенности развития. Согласно психолого-психиатрической экспертизе объем памяти у молодого человека крайне мал, удерживать информацию долго он не мог. Это указывает на то, что с учетом уровня своего развития парень не смог бы выучить и воспроизводить последовательность событий, если бы сам не являлся их участником.
Совокупность показаний, доказательств позволила следствию предъявить окончательное обвинение и передать дело в суд. Однако на тот момент этого оказалось недостаточно. Тогда судебная коллегия Могилевского областного суда всем пятерым мужчинам в связи с недоказанностью вины вынесла оправдательный приговор в части совершения ими убийства семьи. Обвиняемые были осуждены за другие преступления: хулиганства, изнасилования, кражи. Александр Клебча был освобожден из-под стражи в зале суда. Дело приостановили…

Восстановление справедливости


Спустя 13 лет о жестком убийстве в Большой Мощанице вновь заговорят. Все эти годы понимали: преступники гуляют на свободе. Крутой поворот произошел в 2018 году. Тогда следователи центрального аппарата СК поехали на повышение квалификации в Москву. Во время обучения выяснилось, что российские коллеги проводят уникальные экспертизы, которых в Беларуси ранее не было. Речь шла об ольфакторных экспертных исследованиях запаховых следов человека.
Научно доказано, что кровь в период свертывания и засыхания «консервирует» запахи, в том числе и чужих людей, а эксперты могут эти запахи извлекать и идентифицировать. Таким образом, наличие запаховых следов не только «привязывает» искомое лицо к объекту, но и ко времени попадания на него крови, иначе говоря — ко времени совершения преступления.
Оценив такие возможности, следствие подняло материалы по Большой Мощанице. Дело возобновили, но появились нюансы. С первого раза сверить образцы крови оправданных с запаховыми следами, обнаруженными на предметах с места убийства, не получилось — за такое продолжительное время образцы испортились. Так как оправданные получили статус свидетелей, взять образцы запаха можно было только с их разрешения. Все пятеро согласились, ведь они были уверены в своей безнаказанности. Выяснилось, что запахи на предметах с места убийства, в том числе на орудиях и одежде жертв, принадлежали троим из ранее оправданных. Добытые доказательства стали весомым основанием отменить приговор. Правоохранители задерживают Юшкевича, Соловьева и Ракутина. Еще двоих, Павлюченко и Клебчу, некоторое время спустя арестуют в России.
Следователи общались с задержанными только в присутствии защитников, чтобы предотвратить домыслы о давлении на подозреваемых. Им минимизировали контакты друг с другом — во избежание сговора. Акцент правоохранители сделали на общении с Ракутиным из-за его психологических особенностей. Тактика у следователей была такая: они постепенно предъявляли Ракутину доказательства, предлагали ему рассказать все, что ему известно. После шестого допроса с ним заключают досудебное соглашение о сотрудничестве, и он соглашается говорить.
В целом версия была схожа с той, которую он озвучил тогда, в далеком 2005 году, но с одной важной деталью: на этот раз Ракутин сообщил, куда спрятал свою одежду после убийства — в выгребную яму общественного туалета. Чуть позже информация подтвердится: туалет разобрали, а среди мусора и отходов нашли свернутую в рулон одежду и обувь. Впоследствии односельчане подтвердили их принадлежность Ракутину. О том же сообщили специалисты, предварительно проведя и сопоставив 3D-томограммы стоп обвиняемого и его обуви: особенности их анатомического строения полностью соответствовали следам износа на обнаруженных кроссовках.
О событиях той кровавой ночи расскажет еще один задержанный — Александр Клебча. С фигурантом проводили проверки показаний на месте, где он подробно делился всеми обстоятельствами убийства семьи. Кроме того, на одежде убитых детей обнаружены его запаховые следы — это подтвердила ольфакторная экспертиза. Оказалось, он удерживал детей, пока еще один фигурант, Соловьев, наносил малолетним удары.

Следственный эксперимент у дома свидетельницы.

Новый свидетель и справедливое наказание


Важным свидетелем стала женщина, которая видела четверых из пяти обвиняемых под утро, когда те возвращались от дома убитой семьи. В 2005 году она не сообщила об этом: боялась, что головорезы захотят расправиться и с ней. Но когда компанию вновь задержали спустя 13 лет, она рассказала обстоятельства встречи с обвиняемыми в ночь убийства.
Оказалось, что она жила неподалеку от дома, где произошло убийство. В ту ночь она не спала — ждала отца, пока тот вернется из гостей. Она отчетливо слышала голоса Соловьева, Ракутина и Юшкевича: у Соловьева случилась истерика — он кричал, что пойдет в милицию. Ракутин был настроен агрессивно, а Юшкевич пытался всех успокоить. Так получилось, что молодчики и отец женщины одновременно шли по улице и с разных сторон подходили к ее дому. Когда свидетельница вышла навстречу, увидела, как пьяный Ракутин летит с окровавленной металлической трубой в руке на ее папу. Случайную смерть предотвратил Юшкевич, вовремя сообразивший, что еще одной расправы им точно уже не скрыть. Угомонившись, компания осталась недалеко от дома, распивая спиртное и ожидая Павлюченко. Тот, видимо, искал утерянную перчатку, которую позже следователи нашли в доме погибшей семьи. Когда он вернулся, банда пошла в сторону своих домов.
Перчатка одного из виновных — Павлюченко.
Картину произошедших много лет назад событий воссоздали. Взяли понятых, нашли людей, похожих на подозреваемых по телосложению, росту, возрасту, и провели следственный эксперимент в аналогичных погодных условиях. Там, где стояла женщина в ту ночь, человеческое ухо и глаз могли отчетливо расслышать звуки и распознать людей. На калитке нашли оставшуюся от удара трубой вмятину. Сомнений не было — она говорит правду.
Ольфакторная экспертиза, новые доказательства и показания свидетелей не оставили суду никаких сомнений в виновности обвиняемых. Еще тогда, в ходе расследования уголовного дела в 2005 — 2006 годах, следствие было на верном пути. Выводы, которые были сделаны много лет назад, о способе убийства и роли участников, впоследствии также нашли подтверждение.
В 2020-м Павла Павлюченко и Геннадия Соловьева приговорили к 25 годам лишения свободы. Сергею Юшкевичу и Николаю Ракутину, почему-то решившему, что его снова оправдают, и в последний момент отказавшемуся давать правдивые показания, дали пожизненное заключение. Дело в отношении Александра Клебчи выделили в отдельное производство, и позже ему назначили 24 года лишения свободы.

Источник - www.sb.by
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +1030
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости