Строительство кольцевой дороги вокруг Могилева, или так называемого юго-западного обхода, на сегодня опережает сроки. В планах уже к концу года открыть движение по новому объекту. Сейчас вопрос № 1 — возведение моста через Днепр. На его строительство брошены почти все силы, мост растет сразу с двух берегов реки. Строительство кольцевой дороги вокруг Могилева, или так называемого юго-западного обхода, на сегодня опережает сроки. В планах уже к концу года открыть движение по новому объекту. Сейчас вопрос № 1 — возведение моста через Днепр. На его строительство брошены почти все силы, мост растет сразу с двух берегов реки. Строить кольцевую вокруг Могилева начали в мае 2021 года. Сегодня на завершающем участке дороги работают свыше 300 строителей и 200 единиц техники. На возведение дорожной насыпи только в одну смену уходит до 10 тыс. куб.м песка. На сегодня земляные работы выполнены примерно на 75%. Протяженность юго-западного обхода — почти 12,3 км. Автодорога соединит бобруйскую и гомельскую трассы, обеспечив транспортные связи левобережной части Могилева со столицей и Бобруйском. Объездная дорога на 90% будет состоять из высокопрочного цементобетонного покрытия. Ширина дорожного полотна — 14 м. Здесь предусмотрены две полосы движения, обочины и укрепленные остановочные полосы. На новой дороге есть три искусственных сооружения: два моста и путепровод через железнодорожный переезд. Самым крупным станет мост через Днепр. Общая протяженность моста составит 382,6 м. Здесь будут две стандартные полосы для автотранспорта, ширина проезда составит 11 м. Также появятся два тротуара с каждой из сторон. Мост возводится по индивидуальному проекту, разработанному ООО «Протос». Это лидер в производстве металлоконструкций в Беларуси и по объемам, и по качеству. Только в 2021 году из цехов завода вышло порядка 17 тыс. т металлоконструкций. На сегодня это единственное предприятие в стране, которому под силу сделать такой мост. «Мы обладаем всеми разрешительными документами для производства мостовых металлоконструкций, — отметил главный инженер ООО "Протос" Евгений Гринюк. — У нас есть все возможные аттестации, сертификаты и подтвержденные технологии, в том числе и на территории России. Более того, есть своя мостовая инспекция, которая принимает эти мостовые конструкции, лаборатория неразрушающего контроля, отвечающая за качество конечной продукции». Мост через Днепр весит более 2 тыс. т. Для сравнения: в месяц на производстве выпускается не менее 1,5 тыс. т металлоконструкций. Искусственное сооружение состоит из главных балок, которые располагаются в длину, а также связующих элементов между ними. Одна балка весит порядка 16 т и доходит в длину до 22 м. Дорожное полотно накроют ортотропные плиты. Все это вкупе и есть конструктивные элементы будущего моста. Мост будет состоять из металлических пролетных строений и железобетонных опор. «Идеальных конструкций не бывает: и металл, и железобетон имеют свои сильные и слабые стороны, — отмечает начальник отдела технического надзора и подготовки производства РУП "Могилевавтодор" Павел Скребунов. — Но, как правило, металл считается более долговечным материалом и не подлежит такому сильному износу, как железобетон. Он более устойчив к воздействию рассолов солей, отличается большей легкостью». «Чем примечателен этот проект по конструктиву? Для обычных людей он будет особенным по внешнему виду, габаритам и другим техническим моментам. Однако для нашего предприятия он такой же ответственный, как и все остальные проекты. Мы его изготавливаем, оформляем соответствующие документы и несем ответственность за свою работу. Остальные заводы могут хотеть или стремиться сделать такой проект, а мы можем его реализовать уже сегодня», — отметил учредитель и генеральный директор ООО «Протос» Николай Сыса. По словам руководителя, несмотря на большие габариты, конструкция моста очень нежная и воздушная. Возможно, потому, что ее автор, главный инженер проекта — женщина. Новый объект еще можно назвать лего-мостом, потому что он состоит не только из основных балок, но и огромного количества относительно мелких деталей. При их монтаже отверстия должны в точности совпасть по размерам. В этом заключается слаженная работа конструкторов, технологов и сварщиков. Высокая точность даст возможность собрать мост как высококачественное лего — быстро, удобно и технологично. «В этом есть профессионализм людей, которые все это должны рассчитать, — уверен Николай Сыса. — Еще один безоговорочный момент — контроль качества на всех стадиях производства согласно технологии изготовления. Это дает уверенность в конечном результате». По словам начальника конструкторского отдела Сергея Терешкова, на разработку всей конструкции искусственного сооружения ушел месяц. На сегодня уже более половины моста находится в производстве. Особенность балок заключается не только в габаритах, но и в близком расположении друг к другу при самом монтаже. «Надо быть внимательными со строительным подъемом и сохранением зазоров, которые идут по нижним поясам балок, — подчеркнул Сергей Терешков. — На длине конструкции в несколько десятков метров допуск, или по-простому зазор, не должен превышать более 2 мм. На стыках элементов должна быть минимальная погрешность, иначе мост не попадет на опоры. Это уже зона нашей ответственности: при изготовлении важна максимальная точность». На сегодня строители завершили пять из шести опор моста. «Такой глубины фундамента не припомнят даже наши опытные мостовики, — отмечает Павел Скребунов. — Поскольку под мостом находятся меловые грунты, надежность конструкции обеспечат большим количеством буровых бетонных столбов и массивным основанием. Так, нижняя поверхность фундамента моста будет находиться на 9,5 м ниже уровня воды, а сама опора будет возвышаться над землей примерно на 14 м. На одну опору уходит более 1 тыс. куб.м бетона». Прочность конструкции подтвердят испытания. Если после них появятся даже минимальные вопросы, строители будут устраивать дополнительные буровые столбы и усиливать фундамент. К слову, испытания на аналогичной опоре, построенной на противоположном берегу, прошли с большим запасом. Следующие этапы — возведение металлического пролетного строения, укладка дорожного покрытия и благоустройство прилегающей территории. «Согласно контракту у нас есть время отгрузить этот мост до середины августа, однако 1 августа завод празднует свой 30-летний юбилей, — рассказал генеральный директор ООО "Протос". — Поэтому мы сами себе сделаем подарок и сдадим проект до первого числа — накануне нашей праздничной даты». БЕЛТА Источник - mycity.by