Лето крутит педали, или Как сделать Могилев велогородом? » mogilew.by
 

Лето крутит педали, или Как сделать Могилев велогородом?

Лето крутит педали, или Как сделать Могилев велогородом?
02.06.23
Геннадий Александров

Фото из архива.
Хотите – верьте, хотите – нет, но, как выразился один из моих собеседников, люди делятся на тех, у кого велосипед есть, тех, кто о нем мечтает, и тех, кто еще не знает, что он мечтает об этом средстве передвижения. Впрочем, трудно представить, чтобы и эти «незнающие» хотя бы в детстве не грезили великом. 
А кто-то из ребят и вовсе связал свою жизнь с велосипедом, въехав на нем в профессиональный спорт. Кстати, в нынешнем году, в последний день весны, стукнуло 155 годков со дня рождения велоспорта – 31 мая 1868 года в пригороде Парижа состоялась первая велогонка на дистанции в два километра. Ну, а о популярности велосипеда в наших пенатах свидетельствует, к примеру, тот факт, что в недавнем велопробеге «Могилев – мой Велогород»  участвовало, по данным ГАИ, свыше 7000 человек, в числе которых 10 километров от площади Ленина до Могилевского аэроклуба преодолел мэр города Александр Студнев. Этот старт символизировал и официальное открытие велосезона в Могилеве – к лету многие горожане пересаживаются с общественного транспорта и личных авто на «двухколесного друга». На этом экологичном транспорте, между прочим, добирается на работу и обратно  часть сотрудников редакции нашей газеты. И каково им гнать велосипед через весь город? 
–  В новых кварталах микрорайона Спутник, где я  живу, неплохая велоинфраструктура, – рассказывала коллега. – Оттуда по велодорожке, широкому тротуару достаточно комфортно можно добраться до гостиницы «Могилев». А вот дальше, как говорится, начинается езда с препятствиями: кое-где приходится спешиваться из-за высоких бордюров. Конечно, хотелось бы ехать по велодорожкам, использовать (по специальной разметке) тротуар так, чтобы не мешать пешеходам. Словом, желательно, чтобы построенные велодорожки не обрывались, чтобы они были также в центре города и были связаны в единую сеть. А вообще велосипед в эту пору, на мой взгляд, самое удобное средство передвижения по городу. До работы добираюсь на нем быстрее, чем на общественном транспорте, есть уверенность, что не опоздаю. Не говоря уже о том, что езда на велике полезна и для здоровья, и для фигуры. Бесплатное удовольствие! 
Тема обустройства велодорожек в Могилеве поднимается и общественностью, и СМИ с завидным постоянством – большинство улиц города, увы, не приспособлены для движения на двухколесном транспорте, а в центральной его части велосипедистам и вовсе, по большому счету, нет места ни на тротуаре, ни на проезжей части. На тротуаре приходится лавировать между пешеходами, а на дороге рискуешь попасть под колеса машин. Только в минувшем мае в Могилеве произошло несколько случаев наезда автомашин на велосипедистов и самокатчиков. Кстати, мировой опыт показывает, что зачастую о велосипеде как об альтернативном виде городского транспорта муниципальные власти начинают задумываться тогда, когда становится очевидным, что машин на улицах слишком много и надо как-то бороться с автомобильными пробками. Так было в западноевропейских городах, где давно царит культ велосипеда, сегодня – в России и Беларуси. 
Еще повод  делать ставку на развитие велодвижения – экономический. Второй мой коллега, пересевший с началом летнего сезона на двухколесный транспорт с автомобиля, тоже доволен: перемещаться на нем, говорит, дешево, быстро и достаточно удобно. Но посмотрите, сколько людей едет утром на авто на работу в гордом одиночестве. В Европе автомобиль давно перестал быть показателем достатка. Не считается зазорным приехать на деловую встречу на велосипеде. Авто – только для дальних поездок. Конечно, нужно время и условия, чтобы люди оценили преимущества двухколесного транспорта. Чем больше будет тех же велодорожек, тем больше людей к нему присмотрятся.
Понятно,  «здесь и сразу» велосипедную инфраструктуру не создашь, но, как сообщили в Могилевском горисполкоме, работа идет, километры велодорожек в городе пусть и не грандиозными темпами, но  растут. Градостроители, в частности, обязательно предусматривают их при проектировании новых кварталов, реконструкции улично-дорожной сети.
– Когда разрабатываются детальные планы новых микрорайонов,  кварталов, улиц, проектируются и велодорожки, – говорит начальник управления архитектуры и градостроительства Могилевского гор­исполкома Дмитрий Бабкунов. – Проектируются они и в рамках капитального ремонта улиц. Например, велодорожка протяженностью около 2,5 километра была сделана при капремонте улицы Крупской. В этом году их обустройство будет выполнено в ходе реконструкции проспектов Димитрова, Пушкинского. Работают над развитием велосипедной инфраструктуры города и коммунальщики. 
Вместе с тем, по мнению велосипедистов и самокатчиков, сеть велодорожек в Могилеве остается разрозненной, участки для движения не связаны друг с другом, не везде они конструктивно или специальной разметкой отделены от пешеходной части тротуаров. 
В идеале каждый велосипедист, конечно, хотел бы проехать свой маршрут, не спешиваясь из-за препятствий. В горисполкоме мне сообщили, что возможность соединить несколько участков велодорожек в единую трассу, чтобы можно было беспрепятственно проехать из одной части города в другую, прорабатывается. 
–  Мы все – и городская власть, и горожане – заинтересованы, чтобы велодорожек было больше, – говорит начальник отдела спорта и туризма Могилевского горисполкома Дмитрий Латенков. –  Проблема стала еще более острой в связи с тем, что в городе растет число автомобилей и ездить  по проезжей части улиц велосипедистам  нельзя. Но за последние 5–7 лет по развитию велосипедной инфраструктуры в городе было сделано больше, чем за все предыдущее время. Сейчас создается сеть веломаршрутов, для ее планирования мы привлекли городскую общественность: определили наиболее популярные у могилевчан пути движения, какие городские улицы больше всего подходят для создания велотрасс. В результате разработана схема велодвижения – она, кстати, опубликована в социальных сетях, так что с ней может ознакомиться любой желающий. Сбор мнений велосипедистов продолжается – возможно, есть маршруты, которые мы не учли. Как их превратить в   удобные и комфортные для горожан велодорожки? Во-первых, они  создаются при строительстве новых городских кварталов, реконструкции старых улиц, кроме того, их обустройство (по мере возможности) проводится силами городского дорожно-мостового предприятия (ДМП) при текущем ремонте.       
Мне показали карту веломаршрутов  – их 13 общей протяженностью 93,6 километра. Самый короткий – парк «Подниколье» длиной 4,6 км, самый длинный – Триумфальная арка в районе  Минского шоссе –12 км. Увы, маршрут, который бы связал, к примеру, улицу Якубовского с центром города, на карте не обозначен. Большой вопрос и с веломаршрутом, связывающим с центром города микрорайон Соломенка (длиной 4,9 км). Он проложен, в частности, по улице Пионерской в направлении парка «Подниколье». Трудность, однако, в том, что на Пионерской узкие тротуары – разделить движение  велосипедистов и пешеходов проблематично. Как и выделить, по мнению ГАИ, дорожку для велосипедистов на проезжей части. А по идущей параллельно Пионерской пешеходной Ленинской улице велосипедное движение запрещено. Но, может, найдутся варианты, чтобы все-таки «прочертить» велодорожки? Опыт есть: в некоторых странах ограничивают в летние месяцы проезд авто в центр большого города, часть улиц отгораживают оранжевыми столбиками для велосипедного движения. Велодорожка проходит частично по тротуару, где он достаточно широкий, частично – по выделенной проезжей части. Что ни говори, но передвигаться по специальной дорожке безопаснее, чем «где и как придется».
Навскидку и я «проложил» в уме несколько возможных  веломаршрутов. К примеру, почему бы не сделать трассу вдоль Дубровенки к Подникольскому парку и далее – по Дебрянскому оврагу? Напрашивается и маршрут улица Якубовского –  ФОК (микрорайон Мир-2)  – Карабановка  – улица Первомайская. Но меня опустили на землю: хоть бы 13 разработанных веломаршрутов воплотить в реальность! 
–  Мы с велоактивистами проехали по местам, были выработаны рекомендации по обустройству велодорожек: на каком-то  участке надо, скажем, выделить часть тротуаров для велодорожек, где-то снизить бордюры на пешеходных переходах, обозначить веломаршруты специальной разметкой и знаками, – рассказывает Дмитрий Латенков.  – Эти рекомендации доведены, в частности, до ДМП. Однозначно непросто сделать велодорожки через центр города: надо думать, где возможно «ужать» проезжую часть, где – тротуар. Не были вот, к сожалению, сделаны велодорожки и в ходе реконструкции Пушкинского моста через Днепр. Как бы то ни было, план по обустройству всех разработанных веломаршрутов планируется реализовать в течение нынешнего летнего периода, многое здесь зависит от энергичности ДМП. 
И еще, сказали мне, желательно было бы, чтобы план действий по созданию велодорожек координировали и контролировали не только городские власти, но и сообщества велосипедистов. Однако если в Бресте и Гродно, к примеру, есть сильные велосипедные общественные организации, то в Могилеве таковой, увы, нет. Отсутствуют, похоже, энергичные, целеустремленные лидеры, способные объединить велоактивистов, продвигать во властных  коридорах их интересы и инициативы.
Без сомнения – чем лучше в городе будет велосипедная  инфраструктура, тем больше людей пересядет в летний сезон на  двухколесный транспорт: куда приятнее прокатиться с ветерком, чем томиться в душном транспорте или «париться» в автомобильных пробках.  Ну, а станет доброй традицией проведение велосипедных праздников, марафонов – это еще больше привлечет внимание к велоспорту молодежи. Тогда можно будет и воскликнуть: «Да здравствует Могилев, мой Велогород!»
Источник - mogilevnews.by
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +32
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости