Когда в доме появляется любимец, кажется, что он будет с нами всегда. Но век даже кошек и собак, не говоря о хомячках, значительно короче человеческого. Наступает момент, когда нам приходится прощаться с другом навсегда. Как это сделать правильно, соблюдая нормы закона, рассказали специалисты. Когда в доме появляется любимец, кажется, что он будет с нами всегда. Но век даже кошек и собак, не говоря о хомячках, значительно короче человеческого. Наступает момент, когда нам приходится прощаться с другом навсегда. Как это сделать правильно, соблюдая нормы закона, рассказали специалисты. Не по-человечески Специального кладбища для «мурок» и «шариков» в Могилеве нет и пока не предвидится. Вот и хоронят горожане своих любимцев кто где может: на даче, в деревне, в лесопарке. Или во дворике — чтобы никто не видел. Не по-человечески как-то получается: чтобы проститься с домашними питомцами, хозяевам практически приходится прятаться. По словам специалистов, несанкционированные захоронения домашних животных в не определенных для этого местах могут привести к распространению зооантропонозных заболеваний — общих для человека и животных. Ветеринарно-санитарные правила захоронения и уничтожения трупов животных утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 г. № 758. Один из его пунктов гласит, что перед захоронением трупы осматриваются специалистом в области ветеринарии. А невыполнение требований Постановления № 758 влечет административную ответственность по статье 16.28 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую наложение штрафа до 30 базовых величин. Стремление попрощаться с любимцем традиционным способом вполне понятно: это дело привычки и устоев, принятых в белорусском обществе. Могилевское спецавтопредприятие пытается популяризировать современный подход к прощанию с домашними животными после их смерти. Но пока доля сознательных хозяев очень невысока. К кремации есть некоторые недоверие и даже страх. О таком способе известно крайне мало. Прощание по закону — Если уходит из жизни человек, мы знаем куда обращаться. А если умерла собака или кошка, то куда бежать, что делать? — разводит руками главный инженер Могилевского городского коммунального унитарного специализированного автопредприятия Александр Бурачков, акцентируя, что для большинства это не просто домашнее животное, а член семьи, который был рядом порой не один десяток лет. — Летом хозяева едут и закапывают останки где придется. Они даже могут не знать, что нарушают закон. А если и знают, то думают: «А что такого, никто же не узнает». А ведь продукты разложения мертвого животного — это источник заражения земли вокруг.
МГКУ «Спецавтопредприятие» более 90 лет ведет работу по наведению порядка в городе, в том числе по отлову безнадзорных и диких животных. Если случаются аварии с участием животных, также вызывают специалистов САПа. — По закону тела животных относятся к биологическим отходам и хоронить их в земле нельзя. Поэтому мы отправляли их в Белыничи, а потом в Гомель. Однако там изменились технологии, поэтому нам пришлось самостоятельно заняться этим вопросом, — рассказывает Александр Бурачков. — И мы купили крематор, который впоследствии заменили на инсинератор на 300 кг. В нем, кроме основной камеры сжигания, есть камера досжига газов. Таким образом в окружающую среду никаких выхлопов и запахов не происходит. Процесс кремации объяснять смысла нет. Длится он от 2 до 8 часов в зависимости от размера животного при температуре около 1000 градусов. Потом еще несколько часов печь остывает, после чего можно доставать прах. Его остается всего 3% от веса животного. И даже если питомец болел, при такой температуре все вирусы и бактерии погибают.
Если владелец выбрал индивидуальную кремацию, животное могут забрать из дома или клиники, а потом привезти емкость с прахом. Такая услуга стоит дороже, чем общая, когда покойных животных сжигают коллективно: от 20-60 руб. против 240. А дальше владелец сам решает, что с этим прахом делать. Кто-то развеивает прах, кто-то оставляет дома на память о любимом друге — это все индивидуально, но в основном хоронят в ритуальной урне или боксе. Кстати, если хоронить животных запрещено, поскольку в почву потом попадает трупный яд и множество других инфекций, то в виде праха хоронить можно где угодно — никакого вреда для окружающей среды не будет. — Некоторые люди сомневаются, мол, животное забирают, а через несколько дней привозят прах. Кто-то спрашивал: где гарантия, что в емкости находится не зола из костра? — делится Александр Бурачков. — На это отвечаем, что мы — государственное предприятие с долгой историей и хорошей репутацией, это не основной наш источник дохода, поставленный на поток. Большой прибыли с этой услуги мы не получаем. А в первую очередь, все мы — люди, у многих есть домашние животные. Например, у меня живет любимый кот. И когда его не станет, я сам выберу именно такой способ проститься с ним. Мне кажется это честным и правильным решением.
Дерево памяти В перечне услуг одной российской фирмы увидела «Дерево памяти». Идея заключается в том, чтобы прах любимца положить в корни молодого саженца. В набор входит пакет со специальным грунтом для хвойных и лиственных деревьев, экологически чистые и разлагаемые в земле емкости для праха и грунта, коробочка с семенами. И когда через несколько лет во дворе или парке вырастет молодое деревце, хозяин будет знать, что «Тузик» продолжил жить... Екатерина Льдова, «ВМ» Источник - mycity.by