Владимир Малышев
Необыкновенное событие случилось на озере Марафон в северо-восточной области Аттика. Там на территории огромного выгоревшего леса обнаружили совершенно нетронутый огнем клочок земли – место, где стоит православная церковь Святой Троицы.
Пришедший туда греческий священнослужитель констатировал: «Все сгоревшее, а вокруг храма даже листья неопаленные. То, что здесь – это невозможно, это только чудо. Храм не поврежден, даже пятна нет».
Второй, не менее невероятный случай произошел на острове Эвбея, где пожары приобрели особенно катастрофические размеры, в районе храма Иоанна Русского. Там долго свирепствовал огонь, людей эвакуировали. Пламя пытались остановить сотни пожарных, местные жители им активно помогали, но ситуация продолжала ухудшаться. Пожары подступали к селению Прокопио, где находился храм с мощами святого праведного Иоанна.
И хлынул внезапно дождь…Как рассказал настоятель храма отец Николай, им поступило распоряжение о немедленной эвакуации поселения. Времени было мало, женщины с детьми не поспевали, и мужчины взяли в руки бензопилы – насколько позволяли им силы и возможности, стали создавать в лесу пояс противопожарной безопасности. В этот момент священнику позвонил митрополит Халкидский и сказал: «Прошу тебя, чадо мое, знаю, что мощи святого сложно будет забрать с его ракой в отпущенные на эвакуацию часы. Прошу тебя: вынесите хотя бы небольшую икону, совершите в Прокопио небольшой крестный ход с молением».
«Мы все тут же оставили бензопилы, направились в храм, взяли большую чудотворную икону святого праведного Иоанна, частицу святых мощей из алтаря и в 9 вечера начали крестный ход с молением вокруг Прокопио. В 22:15 мы закончили, и весь вечер и ночь были мучительными, поскольку все мы бодрствовали и ожидали. Нам говорили, что огонь приближается к селению, около 3 ночи полицейский патруль стал снова оглашать эвакуацию. Начали уходить последние жители…
И вот, о чудо! Через час грозовое облако накрыло Прокопио. Была еще ночь, и мы подумали, что это дым от пожарища. Однако хлынул дождь, и не просто дождь, а ливень, и именно такой и столько, сколько было достаточно, чтобы напитать влагой окрестности селения. Это было большое чудо, мы все плакали, вышли на улицы, славословили Бога и святого Иоанна Русского.
Это чудо, здесь не было дождя уже больше месяца, и ни один прогноз не говорил о дожде», – свидетельствует настоятель храма в Прокопио. В этой связи случившееся на острове Эвбея греки уже окрестили «Чудом Иоанна Русского».
А митрополит Пирея Серафим заявил православному агентству новостей Romfea: «Конечно, с пожарами по всей стране нельзя было бороться с помощью человеческих мер никаким земным путем… Огненные пожары с температурой в тысячу градусов Цельсия и выше, при которых плавятся алюминиевые колеса сгоревших автомобилей, не тушатся ни с воздуха, ни с суши. Это невозможно. Пролитая вода испаряется, а кислород питает огонь. Так уж вышло!»
История святого из РоссииКстати, напомним историю этого необыкновенного святого, которого уже много лет особенно почитают в Греции. Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к церкви. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в Русско-турецкой войне 1710 года. Во время неудавшегося похода его взяли в плен и продали в рабство одному турецкому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион.
В то время как некоторые пленные отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его православной веры.
Иоанн жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб.
Подобно праведному Иову, Иоанн ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и при этом охотно помогал им.
По его молитвам начали свершаться очевидные чудеса.
Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, который изменил отношение к своему рабу. Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал Иоанну, который вскоре почил в мире.
Через три года местные жители увидели, как ночью огненный столп спускался с небес на могилу святого. Они открыли ее и обнаружили, что мощи Иоанна нетленны и источают благоухание.
Христиане с благоговением перенесли их в церковь святого Георгия, поместив в раке под алтарем. В 1832 году, во время разграбления деревни армией Осман-паши, турецкие солдаты бросили мощи в огонь. Но мощи остались невредимыми, а в пламени явился сам Иоанн и стал грозить безбожным солдатам. Испуганные турки, оставив добычу, бросились бежать.
Во время изгнания греков из Малой Азии в 1922 году жители Прокопиона взяли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи праведника и перенесли их в селение Новый Прокопион на острове Эвбея. Там был построен храм имени Иоанна Русского, где сегодня в серебряной раке покоятся его мощи. Чтобы им поклониться, прибывают паломники со всей Греции и из России.
Чудо на АфонеСвященник Георгий Максимов отметил, что и в эти тяжелые времена Господь не оставляет православных греков без особых проявлений своей заботы и пояснил, что рассказал о случившемся, как о «напоминании о том, что, несмотря на наши несовершенства, Господь не оставляет нас, что Бог рядом».
К рассказу иерея Георгия Максимова можно добавить еще один случай, с монастырем преподобного Давида Эвбейского на острове Эвбея, который тоже чудом уцелел после пожара. Огонь уже подошел к монастырю, но в последний момент отступил.
О похожем случае рассказывают также монахи русского православного монастыря Святого Пантелеимона, что на горе Афон в Северной Греции. Много лет назад в монастыре вспыхнул сильный пожар, который уничтожил большую часть строений. Однако огонь пощадил оливу, которая росла у стены сгоревшего храма. Она была посажена из косточки, привезенной из Иерусалима. Пожар пощадил благодатное дерево, ни один листочек не обгорел, и монахи сочли это чудом. Кстати, паломники могут увидеть это дерево и сегодня.
Фото издания «Русские Афины» «Столетие»