Подготовила Мария Максимова
Об опальном искусстве, вызывавшем небывалые дискуссии, рассказывают сегодня в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» – это 23 наиболее известных сегодня произведений русского искусства из тех, которые в свое время были встречены публикой с настороженностью и даже неприятием. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. А те работы, которые когда-то возмущали публику, стали для нас хрестоматийными.
«Идея проекта – показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике, эти картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов», – рассказывают о выставке в музее.
Что непозволительного находили в картинах «Боярыня Морозова» В. Сурикова или «Березовая роща» А. Куинджи? Чем так возмутило зрителей произведение «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. Васнецова? Почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова и запретили экспонировать картину И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван...»? И главный вопрос – зачем эти «опальные полотна» покупал известный и уважаемый коллекционер, просвещенный благотворитель и в целом законопослушный и лояльный властям Павел Третьяков?
Даже сделав Галерею общедоступной, Третьяков всегда оставался верным себе и отбирал произведения в соответствии со своими эстетическими взглядами. Внимательно следя за общественным мнением, он больше доверял собственному вкусу. И, как показало время, художественное чутье его не подвело.
Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. Так, появление полотна В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» вызвало неприятие у большинства современников, возмущенных новизной как образного, так и стилистического строя картины. Как с сожалением отмечал сам автор, «перед моей картиной стоят больше спиной, ну, что делать – не привертывать же новые глаза на спине». В упрек Васнецову ставили отход от исторической достоверности, неподобающей творчеству художника-передвижника. Лишь меньшинство сумело оценить стремление живописца «смиренно перевоплотиться в древнего Баяна». Талантливый педагог П.П. Чистяков в письме к Васнецову называл его «русским по духу и смыслу» и восклицал, что при взгляде на картину «таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…».
По словам художника и историка И.Э. Грабаря, Васнецов «взял здесь Русь нутром, особым ему присущим чувством». Несмотря на критику, художник не отказался от избранного направления, что в будущем позволило ему достичь признания и успеха.
…Впервые картина Н. Ярошенко «»Всюду жизнь» была представлена в 1888 году на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ). Художник не мог не возмущаться, когда мысль его картин ограничивали одной моралью. В беседе с историком и социологом К.Д. Кавелиным он резко выступал против однозначного истолкования художественных образов. «Вы желаете, чтобы мы писали картины по прописям, на темы, вроде того, что добродетель похвальна, а порок достоин наказания? Покорно благодарю за такую задачу! Я кисти не возьму в руки, палец о пале не ударю, чтобы унизить искусство до такой плоскости!» О.Д. Тригорова-Менделеева, дочь прославленного химика Д.И. Менделеева, вспоминала: «Когда Николай Андреевич показывал нам еще незаконченную картину, я его как-то спросила:
– Что Вы пишете?
– Мадонну, – ответил он со свойственной ему тонкой улыбкой».
2 марта 1883 года в здании Императорской Академии наук Санкт-Петербурга открылась 11-я выставка ТПВХ. И сразу вокруг «Неизвестной» И. Крамского вспыхнули бурные споры и обсуждения, появились разнообразные мифы и толки. Многие критики восприняли образ героини как вызов моральным устоям общества.
Внешний облик модели, ее горделивая осанка, поворот головы и надменный взгляд выдавали в ней даму полусвета, возможно содержанку. В.В. Стасов назвал модель Крамского «кокоткой в коляске», а художник и педагог Н.И. Мурашко – «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам.
…«Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова – первая и единственная картина в русском искусстве XIX века, отвергнутая Советом Императорской Академии художеств еще на стадии эскиза «за непристойность изображения духовных лиц». Несмотря на это, Перов успешно продал полотно, а после этого представил его в Санкт-Петербурге на выставке Общества поощрения художников. Оттуда после изданного Синодом запрета к показу она была удалена. Запрет на воспроизведение был снят лишь в 1905 году.
…Панно «Принцесса Грёза», созданное М. Врубелем в 1896 году для украшения Художественного отдела 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, было отвергнуто также еще незаконченным. Жюри Императорской Академии художеств нашло произведение «слишком претенциозным для декоративной задачи».
«Толпа смеялась над работами г. Врубеля», – писал Н.Г. Гарин-Михайловский. О том же писал А.В. Амфитеатров: «Рассматривая… панно "Принцесса Грёза" в художественном отделе я расхохотался: так это было наивно, нескладно, дико. Расхохотались и окружающие. Оказывается, что хохотала и выставочная администрация всякий раз, глядя на панно».
Ф. Шаляпин так вспоминал о своих впечатлениях от увиденного на нижегородской выставке: «Все это очень заинтересовало меня, и в свободное время я стал посещать художественный отдел выставки и павильон Врубеля, построенный вне ограды ее. Скоро я заметил, что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше».
Сегодня мы понимаем: каждая картина на нынешней выставке в Третьяковке – это бесспорный шедевр русского искусства XIX-ХХ столетий. Без них просто невозможно представить себе ни Третьяковскую галерею, ни русское искусство в целом.
«Столетие»