Со дня рождения Алексея Баталова исполняется 95 лет. Вспоминаем звездные роли артиста » mogilew.by
 

Со дня рождения Алексея Баталова исполняется 95 лет. Вспоминаем звездные роли артиста

20 ноября исполняется 95 лет со дня рождения Алексея Баталова. Один из самых популярных советских актеров снялся чуть более чем в 30 картинах, но мистическим образом почти каждый фильм с его участием попадал в десятку и получал высокие награды. Удача? Совпадение? Талант? Так или иначе, юбилей артиста — хороший повод вспомнить и пересмотреть любимые фильмы с его участием.


Со дня рождения Алексея Баталова исполняется 95 лет. Вспоминаем звездные роли артиста

«Летят журавли» (1957)


Прославила Алексея Баталова роль Бориса в военной драме «Летят журавли» Михаила Калатозова (к слову, в этом году отмечается 120-летие классика советской режиссуры). К тому моменту как получить приглашение на эти съемки, молодой актер снимался уже несколько лет, в том числе и в главных ролях: детектив Иосифа Хейфица «Дело Румянцева» с Баталовым в главной роли был весьма популярен и даже получил приз на фестивале в Карловых Варах. Но это была еще не слава, а лишь уверенная заявка на будущие свершения.
Калатозов взял за основу пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Партнершей Баталова в этом фильме стала молодая актриса Татьяна Самойлова, причем для нее это был всего-навсего второй фильм — и первая главная роль.

Фильм прекрасен не только режиссурой Калатозова, но и великолепной работой его соавтора, оператора Серея Урусевского. Этот тандем не допускал никаких компромиссных и проходных кадров, подчас выстраивая один-единственный кадр днями и неделями, а Виктор Розов дописывал при необходимости отдельные кусочки сценария прямо тут же, на площадке.
Баталов вспоминал: «С момента прихода в костюмерную любой и только что приглашенный актер чувствовал, что попал в круг заговорщиков, объединенных беззаветной любовью к своему фильму. Просмотр очередного материала они всегда ждали с волнением и, несмотря на безумную усталость или поздний час, ждали все одинаково, без разделения на чины и должности».
При этом критики «Летят журавли» с наслаждением изругали. И «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля оказалась для всех полнейшей неожиданностью. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн человек, за рубежом количество зрителей также исчислялось миллионами.

«Дорогой мой человек» (1958)


Сценарий, написанный знаменитым Юрием Германом, Баталов получил, лежа в больнице города Дмитрова: во время съемок у Калатозова артист едва не погиб, упав с отвесного берега реки прямо на древесные сучья. В больнице, куда доставили актера, его оперировал врач Иван Просенков. Выздоравливающий артист, которому предстояло у Хейфица играть хирурга, наблюдал за своим доктором и в итоге попросил о профессиональной консультации. К слову, Просенков, бывший военно-полевым хирургом на фронте, встретил Баталова весьма сурово.
«Чуть позже, на перевязке, я вспомнил его деловую сухость при первой встрече, и он сознался, что, увидев меня в шинели и форме образца еще тех военных лет, сразу как бы оказался в полевом госпитале. А там церемониться было некогда», — вспоминал актер.
У Просенкова он учился обращаться с медицинскими инструментами, доктор даже брал Баталова с собой в операционную и веселился, когда тому становилось не по себе от вида крови. Но в итоге у артиста получилась одна из самых убедительных ролей, а «Дорогой мой человек» был признан лучшим фильмом 1958 года.

«Девять дней одного года» (1961)


В этом фильме актер сыграл вместе со своим другом Иннокентием Смоктуновским: обоим достались роли советских физиков-ядерщиков. Герой Баталова получает во время работы смертельную дозу радиа­ции — и все же продолжает убийственный эксперимент.

Режиссер Михаил Ромм очень не хотел брать Баталова на эту роль, считая его недостаточно экспрессивным и вообще замороженным. Услышав об этом, актер примчался на «Мосфильм» умолять Ромма его попробовать. И, очевидно, в процессе показал достаточную экспрессию, так что режиссер в итоге утвердил именно его. Самым сложным для Баталова было заучивать реплики с огромным количеством научной терминологии, весьма далекой от его понимания. Выручал подсказками научный консультант Игорь Тамм — лауреат Нобелевской премии по физике.
В 1962 году «Девять дней одного года» стали лучшей кинокартиной по результатам опроса «Советского экрана», а Алексей Баталов, соответственно, лучшим актером. А следом он и Михаил Ромм получили Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

«Три толстяка» (1966)


Один из любимых советских детских фильмов не пополнил копилку Баталова престижными наградами, однако на нем выросло несколько поколений мальчишек и девчонок. Во-первых, в этой картине актер выступает сорежиссером Иосифа Шапиро и соавтором сценария. А во-вторых, ради роли гимнаста Тибула ему пришлось научиться ходить по канату, поскольку съемки с дублерами вышли совершенно неудачными.

«Центральной сценой моего героя являлся, конечно, проход по проволоке над площадью на высоте 4-го этажа. «Ленфильм» послал запрос на оборудование для комбинированных съемок, но оказалось, что таковое не закупили. А треть картины была уже снята, и передо мной возникла необходимость, кроме всего прочего, срочно учиться ходить по канату. И не женись я до этого на цирковой актрисе, невозможно и представить, как бы мне пришлось выворачиваться из этой ситуации, — рассказывал позже Баталов. — Съемки продолжались, а канат стал моим ежедневным орудием пыток, он был натянут и дома, и на студии…»

«Москва слезам не верит» (1979)


Баталов всем известен по звездной роли слесаря Гоши, однако мало кто знает, что сам артист своего героя терпеть не мог и играть его согласился, только уступив настойчивым просьбам режиссера Владимира Меньшова. Меньше всего артист ожидал, что фильм станет настолько успешным, а Гошу полюбят зрители и, что для него было совершенно непонятно, зрительницы тоже: «Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. Одинокие советские женщины не рассмотрели моего героя как следует…»

И все-таки из песни слов не выкинешь, и Гоша, он же Гога, он же Гора, он же Георгий Иваныч, стал едва ли не самым любимым персонажем из всех сыгранных Баталовым.
Фильм «Москва слезам не верит» занял 2-е место в советском прокате: за 1980 год его посмотрело 90 млн человек. Картина удостоилась Госпремии СССР, мало того, в США фильму присудили «Оскар». А внезапную историю любви героев Баталова и Веры Алентовой зрители обожают до сих пор.
ovsepyan@sb.by

Источник - www.sb.by
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +382
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости